«Ах, Арбат, ты мое призвание»

«Ах, Арбат, ты мое призвание»

«Ах, Арбат, ты мое призвание»
«Ах, Арбат, ты мое призвание»
Первой пешеходной улице Москвы в нынешнем году исполняется 525 лет

Арбат — одна из самых узнаваемых улиц нашего города. Горожане и гости столицы ценят ее за неповторимое архитектурное очарование, свободу и романтику, которую олицетворяют уличные художники и музыканты, за уникальный дух старой Москвы, самобытность и традиции. Это одна из немногих центральных улиц Первопрестольной, сохранившая неизменным свое название даже в годы советской власти.  

Улица Арбат возникла в XIV–XV веках как дорога на Смоленск и одна из главных дорогк Кремлю. В источниках она впервые упоминается в 1493 году, когда в церкви Николы на Песках от оставленной свечи вспыхнул пожар, спаливший почти всю столицу. До начала XIX столетия улица ничем не отличалась от большинства других. Лишь после войны 1812 года здесь стали появляться красивые здания в стиле ампир. В доме № 53 после венчания в храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот прошли первые месяцы семейной жизни Александра Пушкина и юной Натальи Гончаровой.

Во второй половине XIX века многие дома на Арбате постепенно перешли к купцам, в результате улица стала торговой. Она была шумной и людной, жить здесь было модно. Арбатская аристократия сменялась разночинной интеллигенцией. Улица постепенно стала приобретать облик, схожий с нынешним. На ней появились магазины, начали строиться многоэтажные дома.

Вблизи Смоленской и Арбатской площадей выросли гостиницы и рестораны. Фамилии владельцев арбатских магазинов становятся известны на всю Россию: винного — Шустов, хлебобулочного — Филиппов, сладостей — Эйнем. На рубеже XIX—XX веков на улице построили доходные дома, где жили писатели, художники, деятели театра и кино, музыканты и врачи.

Арбат становится народной улицей. В доходном доме № 9, построенном в 70-х годах XIX столетия, в разное время жили один из пионеров электротехники, военный физик Владимир Чиколев, княгиня Оболенская — урожденная графиня Толстая, у которой великий писатель Лев Николаевич бывал в гостях, и даже революционер-террорист Ипполит Мышкин. В 20-х годах XX века в доме открылось кафе «Арбатский подвал» — знаковое место среди литературной интеллигенции столицы. Здесь бывали и поэт Владимир Маяковский, и проживавший на другом конце улицы писатель, критик и поэт Андрей Белый. Сергей Есенин любил посещать это заведение с Айседорой Дункан, здесь он впервые прочел поэму «Черный человек». Сюда заходил Борис Пастернак. 

Благодаря писателю Анатолию Рыбакову мы встречаем описание кафе в саге «Дети Арбата»: «В него вела крутая лестница, помещение с низким потолком разделяли квадратные колонны. Пахло кухней, пролитым пивом, трактирными запахами полуресторана, полупивной. Тускло светили неуклюжие бра, косо подвешенные на низких изгибах арок».

В 1880-х годах по Арбату стала ходить конка, а в 1908-м был пущен электрический трамвай. В конце XIX века купец Семен Тарарыкин открыл на углу Арбата трактир «Прага», который после революции 1917 года стал образцово-показательной столовой Моссельпрома. Именно туда Киса Воробьянинов из «Двенадцати стульев» водил свою юную пассию — Лизу Калачеву.

На улице размещалась и театральная студия «Мастфор», в которой начинали свою деятельность Сергей Юткевич и Сергей Эйзенштейн. 13 ноября 1921 года зрители, пришедшие в старинный арбатский особняк на спектакль «Чудо Святого Антония» Мориса Метерлинка в постановке Евгения Вахтангова, стали свидетелями рождения нового театра — Третьей студии Московского художественного театра, переименованной в 1926 году в театр имени Евгения Вахтангова. В переулках Арбата жили композиторы Сергей Рахманинов и Александр Скрябин.

В советское время Арбат серьезно изменился. В 20-х годах XX века он приобрел черты конструктивизма. Силуэт улицы был сглажен, большинство домов надстроили и подвели под единый карниз. Часть строений разобрали. Новые дома по четной стороне улицы построили с отступом от красной линии, чтобы ее расширить.

Аристократические особняки Арбата к тому времени большей частью превратились в коммуналки. Поэт, исполнитель и сценарист Булат Окуджава жил с родителями в доме № 43 в коммунальной квартире до 16 лет. «Арбат для меня не просто улица, а место, которое олицетворяет Москву и мою Родину. Я даже подозреваю, что у него есть душа», — говорил Окуджава о любимой улице. Пройдя вперед от дома, мы увидим памятник поэту. Он был открыт в 2002 году. Композиция создана скульптором Георгием Франгуляном и архитектором Игорем Поповым. По замыслу авторов, воссоздан фрагмент арбатского двора: две бронзовые арки образуют подворотню, рядом — пара скамеек, живое дерево и фигура Окуджавы с бронзовой тенью.

Дом № 51 — одно из самых больших зданий на улице, построенное по проекту архитектора Владимира Казакова в 1910 году как доходный дом, который в народе назывался «муравейник». Здесь размещался и пролетарский кинотеатр «Арбатский АРС». Писатель Анатолий Рыбаков прожил в этом доме 15 лет. Именно с его описания начинается повесть-роман «Кортик» — первая книга трилогии. Он называет эту улицу шумной, деятельной, своей.

В 30-50-х годах прошлого века Арбат стал трассой государственной важности, по которой вождь Страны Советов Иосиф Сталин въезжает в Кремль. А в 1952 году на Смоленской площади построили высотное здание МИД, соединившее Арбат с Садовым кольцом.

Построенный в 60-х годах проспект Калинина (теперь Новый Арбат) — важная правительственная трасса — оттянул большую часть транспорта с Арбата на себя. На тот момент Арбат был обычной московской улицей с двухсторонним автомобильным движением, где люди передвигались по узким тротуарам.

Проект превращения Арбата в пешеходную зону был разработан и реализован в 1974-1986 годах коллективом архитекторов НИиПИ Генплана Москвы и Моспроекта-2. Решающим аргументом стало то, что для транзита улицу почти не использовали.

Проект не ограничивался просто запретом на автомобильное движение по улице. В него входили также работы по ее благоустройству, реконструкции и реставрации фасадов зданий.

Практические работы начались в 1982 году. Был изменен маршрут троллейбуса 39, до этого проходивший по Арбату. Именно ему посвящена песня Окуджавы «Последний троллейбус».

«Мы сделали внимательный анализ цветового решения фасадов, ведь до этого их просто красили из пульверизатора ровным цветом, — вспоминает один из авторов проекта архитектор Зоя Харитонова. — С каждым домом мы работали отдельно, нашли природные оттенки, в нашей коллекции вообще отсутствовал белый цвет. Мы использовали уникальную технологию нанесения штукатурки, секреты которой знали лишь старые маляры, которых и привлекли к работе. В результате вся улица стала переливаться, будто перламутровая. Плитки для ее мощения толщиной 10 см специально изготавливали на заводе».

В 1986 году отреставрированный Арбат предстал в новом обличье: вместо асфальта — брусчатое покрытие, посредине улицы вазоны с цветами и чередой скамеек для отдыха прогуливающихся, фонари в стиле ретро. Большинству москвичей и гостей новый образ улицы понравился.

Однако на улицу Арбат снова может вернуться автотранспорт. По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, для него этот вопрос остается открытым.

«Движение по улице на невысокой скорости со светофорами оживит ее, дополнительно дисциплинирует водителей и пешеходов. Также транспорт позволит более эффективно работать ресторанам, магазинам и другим заведениям», — пояснил главный архитектор.

По словам Сергея Кузнецова, протяженность Арбата —1,2 км, что немного длинновато для пешеходной зоны.


Мнение

«Московская перспектива» узнала, как жители города относятся к идее возврата транспорта на Арбат

Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка»:

«По числу пешеходов старый Арбат сегодня явно проигрывает в конкуренции другим аналогичным улицам — Никольской и Кузнецкому Мосту, где гораздо больший пешеходный поток. Возможно, как раз из-за того, что по нему не ходит никакой общественный транспорт. Конечно, что-то со старым Арбатом необходимо делать. Возвращать туда только автомобили или же только общественный транспорт в формате автобуса или трамвая, например, как в Стамбуле. Эти вопросы можно и нужно обсуждать прежде всего с самими жителями и экспертным сообществом.»

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики:

«Я решительно не согласен с приведенными аргументами по преобразованию Арбата в проезжую улицу. Во всех городах мира на аналогичных улицах объем торговли высокого класса намного больше, а машин там нет. И вообще, представление о том, что для того, чтобы что-то купить, нужно подъехать к дверям магазина, по сути, неправильно. Созданный больше трех десятков лет назад, сейчас Арбат, пожалуй, выглядит архаично, особенно по сравнению с новыми пешеходными улицами, более яркими и интересными. И при всей моей любви к автомобилям и главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову я бы машины на Арбат пускать бы стал.»

Аркадий Гершман, урбанист, автор блога «Город для людей»:

«Пешеходным Арбат стал еще в СССР — слишком давно, чтобы менять движение по нему настолько радикально. Это сложившаяся туристическая улица. Если запустить транспорт — снизится уровень комфорта, пропадет чувство безопасности на улице. Впрочем, логика в словах главного архитектора города есть, потому что Арбат — длинная улица. И, что характерно, никак не обеспечивается транспортом. Поэтому общественный транспорт в принципе возможен. Например, однопутный трамвай-челнок под старину.»

Илья Варламов, блогер и урбанист:

«Полностью пешеходные улицы очень полезны для города. Большое скопление автомобилей в городе — это всегда шум, загазованность и неприятные ощущения у людей вокруг. Нужно максимально ограждать от этого пешеходов и местных жителей.»

Константин Михайлов, член президентского совета по культуре и искусству:

«Для современной городской среды пешеходная зона — неоценимый, фактически обязательный элемент, который формирует в городах некое чувство общности. По пешеходным улицам можно спокойно прогуливаться, на них можно вместе собираться, чтобы обсудить что-то важное. Кроме того, пешеходный режим усиливает внимание горожан к облику улицы, ее историческим памятникам. Это парадная территория, куда мы приглашаем гостей, туристов.

Старый Арбат давно стал символом общественных пространств Москвы, улицей, известной всей России. Это уникальное культурное явление, а в советские времена она была чуть ли не единственной пешеходной зоной. Думаю, Москве вряд ли стоит это пространство терять.»

Ольга Иванова-Голицина, директор ГБУ культуры города Москвы «Музей «Садовое кольцо»:

«Возвращение автомобильного движения на улицу Арбат требует публичного обсуждения. Это заповедный уголок Москвы, знаменитая туристская дестинация, которую город использует много лет. Поэтому у жителей прилегающих домов свои интересы: им, наверное, хочется, чтобы транспортное движение не восстанавливалось и было тихо. А владельцы магазинов и москвичи, которые добираются сюда на работу, возможно, захотят, чтобы восстановилось движение транспорта. А потом, какого транспорта? Может быть, только общественного. И не будет ли подобное изменение серьезным бременем для столичных властей? Этот вопрос требует серьезного, взвешенного и всестороннего обсуждения.»