Дайте приют комедиантам

Дайте приют комедиантам
Дайте приют комедиантам
Столичным театрам нужна резервная сцена

Билеты на спектакли театра «Школа современной пьесы» в Москве снова в продаже. Новая площадка пока не найдена, но многие театры с удовольствием предложили свои сцены для труппы из сгоревшего 3 ноября театра. Тем временем столичные власти и руководство театра подыскивают для него временное помещение. Хотя задача стоит шире: Москве необходимо резервное помещение для театров, попавших в трудную ситуацию.

Ремонт или стройка

Как отметил на встрече с руководителем департамента культуры Москвы Сергеем Капковым худрук «Школы» Иосиф Райхельгауз, и коллеги, и зрители поддержали театр в беде. Так, в Московском театре-студии Олега Табакова объявлен сбор средств для «Школы современной пьесы». Многие зрители отказались от возврата билетов. Одна компания, которая арендовала зал для своего мероприятия, также отказалась от денег. На гастролях в Новосибирске, куда отправился театр сразу после пожара, давали в том числе спектакль «Вредные советы», декорации к которому сгорели в огне. Восстановить их помогли в мастерской театра «Эрмитаж».

– Сейчас готовятся предложения вариантов новой площадки и судьбы пострадавшего здания, – рассказали в департаменте. – Есть два пути восстановления – ремонтно-реставрационные работы и строительство новой сцены. Это решит мэр Москвы Сергей Собянин.

– Есть пожелание, чтобы здание находилось в пределах Третьего транспортного кольца. Но, к сожалению, в этих границах крайне сложно найти подходящее помещение, – пояснила Алла Семёнова, руководитель пресс-службы департамента культуры Москвы.

Кроме того, возможна аренда частного здания. Такой вариант, например, выбрал «Современник», основное здание которого на Чистых прудах закрывается на реставрацию в начале следующего года. Театр переезжает во «Дворец на Яузе». «Мы выделяем средства на аренду», – пояснила Алла Семёнова.

Поиск площадки, как рассказала Евгения Кузнецова, заведующая литературной частью «Современника», был долгим.

– Мы занимались этим не в экстренном порядке. На поиск помещения ушел весь прошлый сезон. На данный момент в Москве нечего рассматривать, площадок практически нет, – добавила сотрудница театра.

В случае с «Современником» упростило ситуацию то, что «Дворец на Яузе» уже знаком театру. «Конечно, он подходит не идеально, но мы уже ставили там спектакли», – говорит Евгения Кузнецова.

Постоянно временная сцена

В 2007 году закрылось на реставрацию здание «Геликон-оперы», после долгих поисков театр получил помещение в первом здании-книжке на Новом Арбате. По словам руководителей театра – повезло.

– Найти место было очень сложно. По счастливому стечению обстоятельств театр «Et Cetera» под руководством Александра Калягина переезжал в отстроенное здание, а это помещение освобождалось, – рассказала первый заместитель художественного руководителя Московского музыкального театра «Геликон-опера» Виктория Павлова.

За новую площадку пришлось побороться – на нее было много охотников.

– Новый Арбат в то время очень отличался от теперешнего, это были сплошные развлекательные центры. Желающих открыть тут варьете или казино было достаточно, – вспоминает Виктория Павлова. – Мы получили это помещение только по личному распоряжению экс-мэра Москвы Юрия Лужкова. Мы были счастливы, что сюда попали, остались в центре Москвы, не потеряли зрителя.

Однако ради того, чтобы остаться в центре Москвы, многим пришлось поступиться.

– Более неприспособленной площадки для оперного театра нельзя себе представить, – признает госпожа Павлова. – Раньше это помещение было конференц-залом советского министерства, потом строительного департамента Москвы. Мы сделали ремонт, за собственные средства полностью поменяли в акустику в зале. У нас по штатному расписанию более 400 человек – это большой симфонический оркестр, хор, солисты, постановочная, инженерная части, администрация. Отсутствуют душевые комнаты, не хватает туалетов, нет репетиционной сцены. Без нее очень сложно, потому что на одной сцене происходят и репетиции, и прогоны, и спектакли. К тому же зрителям не так-то просто попасть на спектакль – в здании пропускной режим.

Театр Романа Виктюка, получивший здание Дома культуры им. Русакова, знаменитое московское строение Константина Мельникова, которое по сей день находится на реставрации, уже много лет ставит свои спектакли на различных площадках. «Мизансцена, которую я вижу во сне, – тот день, когда ремонт закончился, натянута красная ленточка, будет духовой оркестр, и мы с Сергеем Александровичем (Капковым. – «МП»), Ирой (Апексимовой, директором театра Виктюка. – «МП»), как три богатыря, войдем в это гениальное здание», – в сентябре прошлого года делился мечтами с журналистами Роман Виктюк.

В 2011 году в тяжелую ситуацию попал театр «Эрмитаж». Экспертиза показала, что в здании XIX века, где находится театр, есть несколько серьезных проблем. Несущие конструкции большого зала перегружены на 30%, провисают на полметра. Еще тогда выяснилось, что город не готов к таким ситуациям. Переезжать театру оказалось некуда. Директор «Эрмитажа» Владимир Жорж рассказывал, что предполагалось сделать площадкой помещение, в котором сейчас располагается «Геликон-опера», после окончания реставрации здания оперного театра. Также власти предлагали несколько офисов. В итоге театр ставит свои спектакли на Малой сцене и иногда, по словам художественного руководителя «Эрмитажа» Михаила Левитина, на сценах «Мастерской Петра Фоменко» и Центра им. Мейерхольда.

Кроме того, в этом году у театра «Эрмитаж» открылась третья сцена – «Школа клоунов». Ее построили на площади 500 кв. метров, принадлежащих театру. Ранее это помещение арендовало кафе «Парижская жизнь».

Отель для Мельпомены

Ситуация с «бездомными» театрами настолько остра, что зашла речь о создании временного пристанища для театров, по той или иной причине лишившихся основной сцены. Ею может стать нынешнее помещение «Геликон-оперы» на Новом Арбате.

Заместитель худрука «Геликон-оперы» Виктория Павлова подчеркнула, что претендентов – множество, но в ее присутствии Сергей Капков высказал пожелание, чтобы сделать там резервную площадку именно для театров.

В пресс-службе департамента культуры не смогли подтвердить информацию о возможном создании такой вспомогательной площадки. Вероятно, идея есть, но она не оформлена документально. И, безусловно, требует обсуждения. Как варианты называют дворцы культуры, кинотеатры. «Если государство прицельно вложится в переоборудование кинотеатра в драматический театр, то, думаю, результат будет прекрасным. Кинотеатров нам вполне достаточно», – считает Виктория Павлова.

Примеры такого переоборудования есть. Причем еще с советских времен. С 1982 года «Сатирикон» располагается в Марьиной Роще в бывшем кинотеатре «Таджикистан». Реконструкция длилась пять лет. Современный пример – кинотеатр «Пушкинский», бывшая «Россия». 1 марта 2012 года он закрылся на реконструкцию, а уже 26 сентября этого же года открылся в качестве театра «Россия».