Путь через кризис

Путь через кризис

Путь через кризис
Путь через кризис
Марат Хуснуллин назвал причины, которые тормозят развитие строительной отрасли

В среду, 24 февраля, состоится коллегия стройкомплекса Москвы, на которой планируется подвести итоги 2015 года и обозначить главные планы на 2016-й, а также обсудить меры поддержки отрасли в сложный экономический период. Несмотря на экономический кризис, столичные власти продолжат реализовывать инфраструктурные проекты. В этом году стоит задача ввести около 9 млн кв. метров недвижимости, а также рекордные объемы объектов транспорта.

Несмотря на ряд трудностей, прогноз на ближайшее время у столичных властей более чем оптимистичный. «Мы приняли решение не сокращать ни одного рубля на строительство метро и дорог. Будем продолжать работы в полном объеме», – пообещал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, выступая на V Российском инвестиционно-строи-тельном форуме. Тем самым он подтвердил, что главную ставку столичные власти по-прежнему делают на развитие транспортной инфраструктуры. «Станцию метро «Саларьево» привели практически в чистое поле. Пока мы ее строили, здесь появилось 20 тыс. рабочих мест. По нашим расчетам, вблизи «Саларьево» возведут 2–3 млн кв. метров недвижимости, а это налоги в бюджет, занятость населения и т.д.», – сказал глава стройкомплекса.

На текущий год планы по вводу объектов транспорта в разы превосходят прошлогодние. По словам Марата Хуснуллина, в 2016 году планируется ввести в эксплуатацию около 80 км линий рельсового транспорта. Ожидается открытие рекордного количества станций метро: первый участок Третьего пересадочного контура со станциями «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «Ходынское поле» и «Петровский парк», участок Люблинско-Дмитровской линии со станциями «Бутырская», «Фонвизинская», «Петровско-Разумовская», участок Калининско-Солнцевской линии – «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки», а также станция «Ховрино» на Замоскворецкой ветке.

Кроме того, в сентябре 2016 года стоит задача запустить пассажирское движение по 54-километровому Малому кольцу Московской железной дороги. Помимо станций в городе начнут строиться транспортно-пересадочные узлы. Конкурсы по первым ТПУ уже объявлены, итоги будут подведены в конце февраля.

Москва также сохранит объемы дорожного строительства, на 2016 год стоит задача построить и реконструировать около 90 км дорог. В частности, завершится реконструкция всех запланированных вылетных магистралей, включая Щелковское шоссе и Рязанский проспект. Два этапа из трех будут выполнены и на Волоколамском шоссе. Помимо этого в планах города завершение реконструкции путепроводов на Малом кольце железной дороги (МЖД): Богородского, Коптевского и Волоколамского. Ожидается введение в эксплуатацию и основных участков Северо-западной хорды, в их числе улица Генерала Дорохова от Аминьевского шоссе до МКАД, Рябиновая улица, транспортная развязка на пересечении улицы Генерала Дорохова с МКАД.

Кроме этого будут возведены такие объекты, как развязка на пересечении МКАД с Каширским шоссе, железнодорожный переезд в районе остановочного пункта Нижние Котлы, путепровод над Смоленским направлением МЖД, развязка на 41-м км Ленинградского шоссе (поворот на Зеленоград), подземный пешеходный переход в районе МГУ им. Ломоносова.

По словам Марата Хуснуллина, в Москве в этом году планируется ввести в эксплуатацию 9 млн кв. метров недвижимости: «Цифра реальная. Напомню, за прошедший год мы также ввели 9,1 млн кв. метров».

Ранее он заявил, что в 2016 году в Москве планируется ввести не менее 3,5 млн кв. метров жилья. По словам руководителя департамента развития новых территорий Владимира Жидкина, из них более 2 млн кв. метров будет построено в новой Москве. «Мы уверены, что объемы жилищного строительства останутся значительными. На сегодняшний день в столице выданы разрешения на возведение 31 млн кв. метров недвижимости, в том числе на строительство 14 млн кв. метров жилья», – подчеркнул Марат Хуснуллин. В целом тенденция на рынке недвижимости сейчас такова, что девелоперы при строительстве объектов отдают предпочтение жилью эконом-класса. Предварительный подсчет Росстата и Минстроя показал, что объем данного сегмента рынка увеличился на 18%. По словам министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, российские застройщики услышали представителей власти, которые просили их переориентироваться на строительство доступного жилья. Министр отметил, что в 2015 году квартир было куплено даже на 8,2% больше, чем в предшествующем 2014-м. Он связал это с тем, что появилось больше дешевого малогабаритного жилья, более доступного для граждан.

Пойдет речь на коллегии стройкомплекса также о поддержке и развитии строительной отрасли. «Реализовывая крупные проекты, мы сталкиваемся с административными барьерами, причем на ведомственных уровнях», – заявил Марат Хуснуллин.

По его словам, благодаря совместным усилиям Минстроя и Минэкономики удалось проделать большую работу в этом направлении. Но все же проблем в данной сфере по-прежнему остается немало. «Это такие административные крючки, которые серьезно сдерживают инвестиционный процесс. Я сам представитель власти, но сегодня правительство Москвы является таким же заказчиком, как и все остальные. И мы сталкиваемся с такими же трудностями. За последние пять лет было принято огромное количество не связанных между собой нормативных и подзаконных актов. Например, у нас градостроительный, земельный и воздушный кодексы не стыкуются между собой. Отсюда возникают факторы, которые сдерживают развитие инвестиционного сообщества»,– подчеркнул Марат Хуснуллин. «Административные барьеры, как дракон: одну голову срубишь, три другие появятся. Поэтому нужно внимательно относиться к нововведениям, – заявил чиновник. – Я бы очень хотел, чтобы Градкодекс больше не менялся. У меня есть еще одно предложение, как решить проблему. Возможно, оно покажется кому-то кардинальным, но на время экономических трудностей следует вообще запретить принимать новые законы, сдерживающие приток капитала в строительную сферу. Сегодня нам следует остановиться и ничего нового не генерировать». Такое решение выглядит вполне логичным, тем более что сокращение административных барьеров не требует серьезных денежных вливаний, но существенно облегчает жизнь городу и инвесторам.

Правительство Москвы готовит ряд мер, упрощающих работу застройщиков. Например, будет облегчен порядок оформления работ по монтажу коммуникаций небольшого диаметра. Речь идет о газовых трубах, электросетях и водоводах. Соответствующий проект постановления уже прорабатывается.

Еще одна проблема – отсутствие стимулирования спроса. «Когда мы говорим, что поддерживаем первичный рынок, это, конечно, хорошо. Но следует понимать, что основная масса людей хотят именно улучшить свои жилищные условия. Если они могут купить новую квартиру, а старую продать нет возможности, то это тоже серьезный сдерживающий фактор. Очень надеюсь, что этот вопрос будет решен», – сказал Марат Хуснуллин.

Ранее, напомним, Минстрой РФ заявлял о возможности субсидирования вторичного рынка жилья при условии покупки продавцом квартиры в новостройке. Однако от данной идеи было решено отказаться в связи с отсутствием подобного механизма в мировой практике. «Пока я не вижу возможности, как администрировать данную процедуру», – пояснил Михаил Мень. О том, что следует расширить ипотечные госсубсидии и на вторичный рынок, объявила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева. Но пока этот вопрос остается открытым.

Прямая речь

Сергей Лёвкин, руководитель департамента градостроительной политики Москвы:

– В период с 2000 по 2012 год наблюдался устойчивый покупательский спрос на жилье. Был большой объем денег, стройки финансировались, поэтому подрядчики не обращали внимания на какие-то мелочи и нюансы, была значительная часть прибыли для того, чтобы развивать свои проекты и двигаться вперед. Сегодня, учитывая сжатие рынка потребления, время «жирных котов» прошло. Каждая компания старается сэкономить, чтобы минимизировать свои издержки и представить свои лучшие предложения покупателю, у которого не так много денег. Подрядчики выходят на самоокупаемость: с учетом инфляции и удорожания строительной техники их прибыль серьезно сократилась. Столичное правительство уже в прошлом году приняло ряд мер для поддержки строительной отрасли. Мы продолжили перевод госуслуг в сфере строительства в электронный вид, расширение процессов взаимодействия инвесторов и сетевых компаний, оказываем практическую поддержку при вводе недвижимости в эксплуатацию. Благодаря этим мерам ввод недвижимости в прошлом году не сократился, а, наоборот, увеличился на 15%.

Елена Николаева, зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ:

– На рынке первичного жилья приобрести квартиру могут только 9 млн российских семей. Объем спроса на покупку недвижимости может увеличиться при условии, что ипотечная ставка будет снижена с минимальных на сегодняшний день 12% до 7%. Таким образом, увеличится число тех, кто может купить себе жилье на первичном рынке. По разным оценкам экспертов, число покупателей может возрасти до 35–40 млн семей. Мы будем добиваться предоставления застройщикам возможности при расчете налога на прибыль относить расходы на строительство инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры на себестоимость, если данные объекты передаются в государственную или муниципальную собственность. Такая мера позволит снизить стоимость жилья на 10–30% в зависимости от региона РФ.
Также важно внедрение механизма целевого кредитования застройщиков уполномоченными банками. Речь идет о так называемых «окрашенных» кредитах, которые выделяются на реализацию конкретных жилищных проектов. По нашему мнению, именно такое решение позволит развиваться строительной отрасли в ближайшие годы.

Александр Плутник, генеральный директор Агентства по ипотечному жилищному кредитованию:

– Столько, сколько сегодня стоят квартиры, они не стоили последние 10 лет. Конечно, сейчас есть большие возможности для улучшения жилищных условий, поэтому мы считаем, что в этом году ситуация будет не хуже, чем в прошлом, а где-то даже и лучше. Возможности есть не только у покупателей, но и у застройщиков.

Сегодня девелоперы могут начинать новые проекты, так как земельный ресурс для них стал гораздо доступнее. Земельные участки стоят гораздо дешевле, нежели еще два года назад. Помимо этого работает 214-ФЗ, добросовестные застройщики могут привлекать средства дольщиков, есть кредитный ресурс банков. Конечно, сегодня уже нет прибыли в 50–60%, но и доход 10% при строительстве жилья эконом-класса – это нормально.

Теги: #