50 оттенков Серова

50 оттенков Серова

50 оттенков Серова
50 оттенков Серова
Как не превратить поход в музей в битву за дефицит

Сообщения с выставки Валентина Серова в последние дни стали напоминать фронтовые сводки: МЧС развернуло у здания Третьяковки на Крымском Валу модуль обогрева и две полевые кухни с кашей и чаем; экспозиция работает до «последнего посетителя»; сотрудники музея мобилизованы на работу по ночам и без выходных; по результатам экстренного совещания сроки работы выставки продлены до 31 января... В чем секрет небывалого ажиотажа? И можно ли сделать так, чтобы тяга к прекрасному обходилась без обморожений и выбитых дверей?

Конечно, очередь в музей вдохновляет больше, чем очередь за картошкой, – но все же ничего хорошего в пятичасовых очередях, где люди отмораживают руки-ноги и выносят двери, нет.

В октябре, когда в Третьяковской галерее на Крымском Валу стартовала экспозиция «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения», пройти туда можно было вполне свободно. Ценители живописи Серова прекрасно знают, что большая часть его самых известных работ (от хрестоматийной «Девочки с персиками» до блистательных портретов современников художника) находится в постоянной экспозиции Третьяковки в Лаврушинском переулке, часть – в Русском музее Санкт-Петербурга, и в этих залах большого наплыва посетителей никогда особо не было. А графика художника, привезенная из зарубежных музеев, вряд ли могла привлечь широкую публику.

Хотя, конечно, для тех, кто открывает для себя Серова впервые, гораздо удобнее знакомиться с ним на персональной выставке, сделанной, надо отдать должное тем, кто готовил экспозицию, действительно с душой и талантом. Плюс креативная реклама – Третьяковская галерея провела замечательную пиар-кампанию в соцсетях – пользователи активно обсуждали и делились официальным видеотизером выставки, на котором ожившая героиня портрета «Девочка с персиками» рассказывает историю создания этой работы. Ролик набрал, кстати, более 200 тысяч просмотров.

И в ноябре в кассах возникли первые очереди. В декабре они стали длиннее. Пик случился в январе – на новогодние каникулы Москву посетило рекордное число туристов (по словам мэра, турпоток вырос на 80% по сравнению с предыдущим годом), многие из них пришли и на разрекламированного Серова.

А дальше очередь начала расти по классическим законам сетевого маркетинга (если все идут – значит, дело стоящее) и дефицита (до конца работы выставки оставалось мало времени). За неделю до первоначально планируемого завершения работы экспозиции люди вынесли двери, в ситуацию были вынуждены вмешаться спасатели и политики, а культурологи задались вопросом, почему спустя 150 лет после рождения портретист императорской семьи вдруг стал так близок и важен народу, что очередь к нему выстроилась, как к поясу Богородицы.

При всем уважении к творчеству Серова подозреваю, что дело все-таки не в уникальности выставки и тяге народа «посмотреть на портреты царей», а в плохой организации массового мероприятия – музей оказался просто не готов к такому наплыву посетителей.

В обычные дни в залах Третьяковки – и в здании в Лаврушинском переулке, и тем более в здании на Крымском Валу – ценителей прекрасного немного. Их число ожидаемо растет в школьные каникулы и во время работы полюбившихся широкой публике моновыставок.

Так, в 2010 году народ охотно шел на Исаака Левитана – экспозицию, по данным пресс-службы музея, посмотрели 300 тысяч человек. Потом – на Николая Ге, Константина Коровина, Наталью Гончарову, Веру Мухину. С их помощью новому руководству Третьяковки удалось превратить не самое уютное помещение на Крымском Валу в центр притяжения. Но пока, как показала практика, не удалось сделать его современным музейным комплексом, который начинается с касс, холла, гардероба и буфета.

Как уже известно, двери в галерею выломали люди, стоящие в очереди с электронными билетами, когда поняли, что могут на выставку не попасть. Что вообще нонсенс – во всем мире люди с уже оплаченными билетами на руках проходят в музеи, даже самые посещаемые, вне очереди, в этом-то и смысл. Так, заранее купив билеты онлайн, я спокойно проходила и в Лувр, и в музеи Ватикана, и в Метрополитен, и в Прадо, несмотря на внушительные очереди, которые туда стояли. Но там электронные билеты продаются на строго определенное время, заранее жестко ограничивая количество посетителей. И вход с онлайн-билетами организован отдельно.

В Третьяковке же, по сути, выстроилось две очереди – в кассу и к стойкам, где можно было обменять электронные билеты на обычные. Зачем – ведь куда проще поставить терминал, считывающий с распечаток или телефонов посетителей QR-код?

Но самое главное, в двух очередях, образовавшихся перед входом на выставку, возникали бесконечные конфликты и споры. Как пишут посетители на сайте музея, «вневедомственная охрана не понимает, в чем разница между этими очередями, не может навести порядок и хамит посетителям. Кроме того, удивляет отсутствие указателей, разграничивающих очереди. На фоне усилий правительства Москвы по созданию в том числе комфортной культурной обстановки в городе «организация выставки» на таком уровне выглядит особенно отвратительно...»

По старинке работают и кассиры, и гардеробщицы, что, конечно, можно понять – трудятся там люди немолодые, им чисто физически трудно обслуживать посетителей в авральном режиме. Но почему, увидев, что выставка набирает обороты, администрация музея не подумала о том, чтобы оперативно нанять в помощь ветеранам студентов-волонтеров? Я таких видела в музее д'Орсе в Париже – в частности, они постоянно курсировали вдоль очереди с табличками «1 hour», «1 hour 20 minutes», показывая, сколько придется от этого конкретного места стоять до входа. Они же, обнаружив в очереди родителей с младенцами в колясках, провожали их в музей без очереди через специальный вход.

Третьяковка отменила продажу онлайн-билетов только тогда, когда стоящие в очереди выломали дверь. Но почему не раньше, когда стало понятно, что музей чисто физически не может пропустить без очереди (что гарантирует электронный билет) всех желающих? Я знаю массу людей, уже купивших билеты, которые так и не попали на выставку, потому что не захотели три часа стоять на морозе.

Впрочем, все эти претензии относятся не только к Третьяковке. В январе многочасовые очереди на морозе я также наблюдала и в петербургских Русском музее и Эрмитаже – в Северной столице в этом году тоже был небывалый приток внутренних туристов.

Вот один из отзывов на сайте Эрмитажа: «5 января 2016 года подошли к Зимнему дворцу и обалдели – очередь начиналась практически от боковой стены Эрмитажа со стороны Дворцовой площади. В музей шли две очереди: одна для людей, которые купили билеты по интернету и им должны были эти билеты распечатать, вторая – к электронным автоматам для выдачи билетов. На улице мороз минус 20 градусов, плюс ледяной ветер. Простояв в очереди на покупку билета два часа, мы думали, что на этом наши мучения закончатся, но не тут-то было. Купив билет, мы услышали, как милый голосок объявил, что мест в гардеробе нет и вход в музей на сегодня прекращен! При этом автоматы продолжали продавать билеты, в музей пускали группы иностранных туристов. На просьбу граждан пустить родителей с детьми, у которых уже есть билеты, один из сотрудников охраны ответил: «Мои дети дома сидят! Вот и вам нечего было сюда их тащить!» Считаю подобное поведение просто недопустимым, вход в Эрмитаж стоит 600 рублей с человека, за такие деньги, если учесть, что в день в период зимних каникул музей получает более 3 млн руб., он вполне может позволить себе организовать дополнительные гардеробные. Стоит также отметить, что выход туристов осуществляется там же, где и вход, что создает дополнительную давку. После того как люди стали возмущаться и негодовать, в музей стали пропускать людей с билетами, но ограниченными партиями, и куртки пришлось носить с собой».

Конечно, очень хорошо, что, несмотря на разговоры о жутком падении культурного уровня в стране, сотни тысяч граждан жаждут попасть в музеи. В ситуации роста агрессии и растерянности в обществе эмоции от встреч с прекрасным помогают нам оставаться людьми. Если, конечно, на пути к этому прекрасному не приходится терпеть унижение и хамство.

КОНТЕКСТ
Руководство Третьяковской галереи и Русского музея приняло решение ввести сеансы на посещение выставки художника Ивана Айвазовского, которая пройдет в Москве с 28 июля по 20 ноября и с конца ноября по февраль 2017 года в Санкт-Петербурге, передает РИА Новости со ссылкой на гендиректора Третьяковской галереи Зельфиру Трегулову. «Летом 28 июля мы открываем масштабнейшую выставку И.К. Айвазовского с очень серьезным участием Государственного Русского музея, которая будет работать у нас до 20 ноября, а с конца ноября до февраля – в самые тяжелые зимние месяцы – пройдет в Петербурге. И я думаю, что петербуржцам придется испытать то же самое, что было у нас на выставке Серова», – сказала госпожа Трегулова. Решение ввести сеансы на выставку Ивана Айвазовского было принято в связи с инцидентом с выносом дверей в Третьяковской галерее на Крымском Валу. «Мы приняли решение ввести сеансы на посещение выставки Айвазовского и продавать билеты в интернете тоже по сеансам, чтобы люди понимали, что если у них билет на 10 часов, они должны прийти в 10, чтобы в 12 часов покинуть здание», – пояснила Зельфира Трегулова. Выставка И.К. Айвазовского приурочена к его 200-летию, которое будет отмечаться в 2017 году. Посетители увидят 100 живописных и 50 графических произведений художника.

Теги: #