Базар окончен - Московская перспектива

Базар окончен

Базар окончен
Базар окончен
Количество рынков в городе сокращается

В последнее время рынки в столице закрываются один за другим. С 2010 по 2013 год их число сократилось более чем на треть. В соответствии с Федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» к 1 января 2015 года в городе не должно остаться ни одной торговой зоны, расположенной в некапитальных зданиях. При этом на месте рынков предполагается строить не только торговые центры, но и парковки, транспортно-пересадочные узлы и другие объекты, не связанные с торговлей.

Двадцать лет назад, в начале 90-х, в Москве существовали 32 государственных колхозных рынка. После того как спекуляцию перестали считать преступлением и разрешили гражданам продавать всё и вся, город (как, впрочем, и всю страну) наводнило огромное количество стихийно создававшихся и плохо поддающихся контролю рынков. К 1998 году их насчитывалось уже 240. О соблюдении санитарно-гигиенических норм, правил торговли, пожарной безопасности в этих торговых зонах говорить не приходилось. Более того, они стали серьезным источником криминальной напряженности.

В 1999 году по распоряжению мэра Москвы было прекращено выделение земельных участков под размещение новых рынков, началось их преобразование и постепенное сокращение. К началу 2010 года в городе оставался 81 рынок. С приходом к власти нового мэра Сергея Собянина работа по ликвидации и перепрофилированию рынков активизировалась. По данным на 1 января 2012 года, в столице оставалось уже 67 рынков, а к началу текущего года – 53. За последние 2,5 года 27 рынков сменили специализацию (в основном универсальные рынки перепрофилировались в сельскохозяйственные). Однако и этого властям кажется недостаточно: мэрия объявила о намерении закрыть к 2015 году еще 27 рынков.

«Работа, которая ведется властями Москвы, связана с реализацией федерального закона, в соответствии с которым после 1 января 2015 года рынки не могут существовать в некапитальных зданиях, – рассказывает заместитель руководителя департамента торговли и услуг Дмитрий Краснов. – Подходят сроки реализации этого документа. А это значит, что компании, которые арендуют участки земли и содержат на них рынки в некапитальных зданиях, должны ускорить свои действия, связанные с реализацией строительства новых объектов. Делать это они должны в координации с планами развития этих территорий, которые есть у города. Наша основная задача – активизация этой работы. Если управляющие компании ничего не будут делать, 1 января рынки закроются, их территории опустеют, а город столкнется с целым рядом проблем».

По словам Дмитрия Краснова, на сегодняшний день существуют планы строительства различных объектов на территории 16 из 27 закрывающихся рынков, выданы ГПЗУ, подготовлены соответствующие проекты, которые находятся на разных стадиях согласования: «По тем участкам, на которые имеются долгосрочные договоры аренды, управляющие компании будут самостоятельно, согласуя с планами развития города, решать, что там возникнет». В большинстве случаев на этих территориях предполагается строить торговые комплексы, в некоторых из них часть площадей займут сельскохозяйственные рынки. Таким образом, они будут размещены уже в капитальных постройках. Всего до 2016 года на территории бывших рынков планируется построить 320 тысяч кв. метров торговых площадей. На оставшихся 11 участках договоры аренды вскоре истекают – некоторые как раз к 2015 году. Продлевать эти договоры не будут, участки предполагается освободить и разместить на них объекты различного назначения.

Многие москвичи негативно воспринимают закрытие привычных торговых точек, объясняя это тем, что на рынках ассортимент товаров шире, чем в магазинах, а цены ниже. Однако эксперты в большинстве своем положительно оценивают политику столичного правительства. «В случае следования заявленным целям городские власти, во-первых, смогут упорядочить денежные поступления от данных объектов – как за счет арендной платы, так и налоговых поступлений, во-вторых, смогут хотя бы частично решить транспортные задачи путем организации ТПУ и парковок. Для потребителей создадут более комфортные объекты, которые будут выгодно отличаться от существующих рынков, удовлетворяя спрос покупателей не только за счет полноты ассортимента, но также комфортных условий и удобства пребывания в них», – уверен руководитель направления консалтинга в сфере торговых площадей компании Jones Lang LaSalle Антон Коротаев.

Еще один положительный эффект от преобразования и закрытия рынков – декриминализация их территорий. «За прошедшие три года мы закрыли около 30 плоскостных рынков, – рассказывает заместитель мэра по вопросам региональной безопасности и информационной политики Александр Горбенко, – и в этих районах мы сразу же получили изменение криминогенной ситуации. Для примера могу назвать цифры, которые касаются рынка на территории «Лужников»: после его закрытия количество преступлений общей уголовной направленности на этой территории уменьшилось на 61%, краж – на 50%, преступлений, совершенных в общественных местах, – на 80%».

Однако полностью отказываться от рынков в Москве пока не собираются. «Наша позиция такова: городу нужны все форматы торговли, если они современные, цивилизованные и организованы по определенным правилам, – говорит Дмитрий Краснов. – И мы считаем, что такой формат торговли, как сельскохозяйственные рынки, не должен исчезнуть». Правда, как именно сохранить рынки в современных условиях, в городском правительстве пока не придумали. Для управляющих компаний выгоднее построить торговый центр, чем капитальное строение под сельскохозяйственный рынок. «Все движение с точки зрения экономики направлено на то, чтобы создавать более рентабельные торговые центры. Поэтому проблема вымывания сельхозрынков существует, и, безусловно, город обращает на нее внимание и будет ее решать», – обещает замруководителя департамента торговли и услуг.