«Мы ни в коем случае не станем сокращать расходы на строительство метро»

«Мы ни в коем случае не станем сокращать расходы на строительство метро»

«Мы ни в коем случае не станем сокращать расходы на строительство метро»
«Мы ни в коем случае не станем сокращать расходы на строительство метро»
Марат Хуснуллин о новых станциях подземки, реорганизации промзон и господдержке отрасли

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассказал корреспонденту «Московской перспективы» об основных итогах 2015 строительного года, а также о том, на чем будет сосредоточено внимание руководства стройкомплекса в ближайшем будущем.

Марат Шакирзянович, чем запомнился вам уходящий год? И какие объекты потребовали в этом году особого внимания?

– Для меня и для всего стройкомплекса Москвы 2015 год был, с одной стороны, непростым, с другой – очень динамичным и насыщенным важными и интересными событиями. Главное – несмотря на экономическую ситуацию, нам удалось удержать высокую планку по вводу недвижимости, в том числе жилья и социалки, а также, что очень важно, объектов транспортной инфраструктуры. В 2015 году в городе введены в строй более десятка знаковых объектов, среди которых реконструированный Центральный детский магазин на Лубянке, Малая сцена театра им. Евгения Вахтангова на Арбате, самый современный на сегодняшний день в Европе «ВТБ-Ледовый дворец» на ЗИЛе, такие долгострои, как «Геликон-опера», детская музыкальная школа им. Танеева, музыкальная школа им. Гнесиных, высотка в Оружейном переулке и другие. Введены в эксплуатацию 19 школ, 25 детских дошкольных учреждений, 13 объектов здравоохранения. Не раз говорил и еще раз повторю, что особо пристальное внимание мы уделяем транспортному строительству, которое у нас по-прежнему в приоритете. Мы прекрасно понимаем, что если строится метро, реконструируются и появляются новые дороги, эстакады, то не просто улучшается транспортная ситуация в мегаполисе, но и в целом вносится огромный вклад в развитие всей экономики города, потому что там, где появляется транспортная инфраструктура, туда же немедленно приходят и инвестиции, а это новые рабочие места и новые налоги в бюджет. В этом году мы построили очень непростые и с технической точки зрения, и с организационной, и со строительной станции: ввели станцию метро «Котельники», до конца года планируем ввод «Технопарка» Замоскворецкой линии и «Румянцево» Сокольнической линии, а также в тестовом режиме запускаем конечную станцию «Саларьево» той же Сокольнической линии. При этом есть серьезный задел на программу ближайших лет – в стройке находятся более 60 км линий, 35 станций и 5 депо. На том же высоком уровне, как и в предыдущие годы, показатели по дорожному строительству: в этом году построили 88 км дорог, 29 искусственных сооружений и 12 пешеходных переходов.
Также особое внимание мы уделяем реализации масштабного проекта по модернизации МКЖД. Строительную часть работ до конца года, как и обещали, завершим, а в 2016 году уже должны кольцо запустить. Безусловно, в приоритете у нас и такие важные инфраструктурные объекты, как БСА «Лужники», «Москва-Сити», парк «Зарядье»…

– Какой объем недвижимости планируется к вводу по итогам года? Плановые показатели, декларированные еще в начале нынешнего года, достичь реально?
– Вполне реально. Как минимум будет введено 8,8 млн кв. метров недвижимости, но, думаю, вполне можем выйти и на 9 млн. Потому что уже начиная с января в городе введено 6,9 млн кв. метров различной недвижимости, включая 2,9 млн кв. метров жилья. При этом еще около 2,5 млн кв. метров находится в высокой степени готовности, это уже построенные здания с подведенными коммуникациями. Осталось только оформить документы на ввод. Декабрь у нас традиционно – самый «урожайный» месяц на ввод недвижимости.

– Эксперты прогнозировали сокращение объемов ввода жилья, оправдались ли их оценки?
– Такие оценки действительно были. Но мы особого спада не наблюдаем. Как и планировали, намерены ввести примерно 3,5 млн кв. метров жилья по итогам года, что превысит прошлогодний показатель, составлявший 3,3 млн кв. метров. В этом году, повторюсь, уже введено в эксплуатацию 2,9 млн кв. метров жилья. 2015 год еще не закончился, жилые дома еще будут вводиться, поэтому логично, что точные итоговые цифры, как общие по недвижимости, так и по жилью, будут известны только во второй половине января 2016 года, когда подводятся официальные итоги года. Но уверен, что они не будут сильно отличаться от тех, что я озвучил.

– За счет чего удалось удержать рынок жилья?
– Был принят целый комплекс мер поддержки первичного рынка жилья, включая в первую очередь меры по государственному субсидированию ипотечных ставок. В Москве 70% первичной жилой недвижимости в Москве покупается за счет ипотеки. При этом 85% строящегося жилья в городе возводят инвесторы-застройщики (15% бюджетное жилье – социальное, для очередников, по программе переселения из ветхого фонда). Благодаря этой мере господдержки в Москве в этом году на рынке активно стали предлагаться ипотечные кредиты, соответственно, застройщики стали собирать средства и продолжать строить. Кроме того, в целях поддержки инвесторов мы разрешили им вводить жилье в «черновой отделке». Это уменьшает их затраты на внутренние работы и сокращает срок сдачи объекта. «Чистовую отделку» как требование сохраняем только для муниципального жилья. Также мы освобождаем инвестора от налога на прибыль по построенным и переданным в собственность города объектам социальной сферы. И так далее. Развитию рынка первичного жилья также способствует и тот факт, что в условиях кризиса в этом году многие девелоперы отказались от строительства офисов и переориентировались на возведение жилья. По всей видимости, эта тенденция сохранится и в будущем году.

– Как в целом город поддерживает строителей в это непростое время?
– Самый главный инструмент поддержки – это АИП, то есть бюджетное финансирование объектов госзаказа, а это самые приоритетные, самые важные для города и москвичей объекты. В октябре мы утвердили АИП на ближайшие 3 года в размере 1,54 трлн рублей, это колоссальная сумма! Причем это не только обеспечение подрядчиков стабильной работой, но и толчок к привлечению инвестиций. И в первую очередь таким стартером является транспортное строительство, на которое предусмотрено 70% всего объема АИП – более 1 трлн рублей. Кроме того, для города стратегически важно, что АИП осталась трехлетней. Таким образом, мы получили возможность в течение как минимум трех ближайших лет по плану развивать наш город, имея для этого необходимые финансовые ресурсы, а строители, соответственно, получили стабильную работу. Потому что если построить, скажем, садики и школы мы можем в течение года, то для того чтобы построить метро и дороги, требуется гораздо больше времени – на проектирование, на подготовку площадок, все это надо делать заранее. И еще: практически все московские застройщики многопрофильные, работающие как на открытом рынке, так и по госзаказам, и если у них есть гарантированный заказ на ближайшие 3 года, значит, есть и гарантированная поддержка, возможность снижать свои издержки и, соответственно, быть конкурентоспособным на рынке.

– Что удалось сделать в 2015 году на присоединенных территориях?
– Самое главное, что эти территории мы развиваем в полном соответствии с полицентрическим принципом, комплексно, а не хаотично. Отдельно стоящим спальным районом новая Москва точно не будет. Уже сейчас там активно формируются точки роста, всего их, напомню, будет 12. Например, в Румянцеве, в Коммунарке, во Внукове, Троицке и др. Так, реализация только двух проектов – бизнес-парка «К- 2» и бизнес-центра «Румянцево» с офисным парком Comcity – позволит создать 16 тыс. рабочих мест уже в самое ближайшее время. А формирование в новой Москве рабочих мест – это и есть наша главная задача, так как это сокращает трудовую миграцию и перераспределяет пассажирские потоки, которые сегодня направлены в центр города. И эта модель в новой Москве уже реализуется: так, с момента присоединения новых территорий там введено более 7 млн кв. метров недвижимости, из которых жилье составило свыше 4,25 млн кв. метров, причем темпы ввода нежилой недвижимости на 16% превысили темпы ввода жилья.

– Когда планируется провести публичные слушания по новому генплану этих территорий?
– Один из важнейших шагов, который мы сделали, – разработка и принятие территориальных схем развития ТиНАО. Это основа будущего генплана, который планируем принять до 1 июля 2016 года. На обсуждение жителей конкретный генплан будет вынесен уже в конце декабря 2015 – начале января 2016 года. Безусловно, все замечания и предложения жителей будут рассмотрены и учтены. Кроме того, генплан новой Москвы пройдет обязательную процедуру согласования с Московской и Калужской областями.

– Для чего вы это будете делать?
– Это предусмотрено федеральным законодательством. Мы учитываем тот факт, что при разработке генплана присоединенных территорий в большей части интересы прилегающих к ним районов этих двух субъектов РФ совпадают – в первую очередь в части развития транспортной инфраструктуры.
В целом необходимо понимать, что реализация проекта по освоению новых территорий – это огромная, серьезная, системная работа, рассчитанная не на один-два года, а как минимум на 20 лет. Таких амбициозных и масштабных проектов, как этот, мало кто в мире реализовывал. Сингапуру, например, потребовалось целых 40 лет, чтобы стать тем мегаполисом, какой он есть сейчас. А ведь 40 лет назад там вообще ничего не было, кроме заброшенной военной базы. Мы ставим перед собой не менее амбициозную задачу – фактически построить новый город-миллионник с развитой инфраструктурой.

– Что удалось сделать в 2015 году на территориях промзон? Какие планы на 2016-й?
– Реновация промзон – это не сиюминутный проект, а масштабный, рассчитанный на годы вперед. Сейчас мы, можно сказать, находимся только в начале большого пути по преобразованию «ржавого» пояса в новые точки экономического роста. По большинству территорий, где будет проходить реновация, завершаются проработка и согласование проектов планировок. По 22 промзонам они уже утверждены, на некоторых участках полным ходом идет строительство.
С начала 2015 года в промзонах построено порядка 1,6 млн кв. метров недвижимости, до конца года эта цифра может составить 1,8 млн кв. метров. Самые перспективные проекты – это в первую очередь «ЗИЛ», он же и самый крупный, а также «Серп и Молот», Тушинский аэродром и ряд других.
Фактическое освоение большинства промзон начнется в будущем году. Сейчас ситуация такова, что далеко не все собственники хотят развивать эти территории, а реорганизация требует комплексного подхода, то есть вовлечения в этот процесс всех владельцев земельных участков. Их число иногда достигает 200 человек, что усложняет и замедляет процесс, ведь у всех интересы разные. Поэтому вопрос надо урегулировать на законодательном уровне.

– Вы выступали с инициативой принятия соответствующего закона. На какой стадии сейчас работа над ним?
– С инициативой принятия соответствующего документа мы выступили еще в прошлом году – подготовили совместно с Клубом инвесторов проект ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи с комплексным развитием промышленных зон, и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В первом чтении этот документ был принят Госдумой в конце июня этого года. Сейчас Минстрой РФ дорабатывает отдельные статьи. Этот документ позволит облегчить процесс утверждения концепции и планировки развития промзон, а собственники, находящиеся в границах данной территории, смогут решить: желают они поучаствовать в проекте или хотят продать свой земельный участок.

– Как непростая экономическая ситуация и колебания курсов валют отражаются на деятельности девелоперов? Не снижается ли активность инвесторов? Как город их поддерживает?
– У нас сложилась интересная ситуация. Инвестиционная активность не снизилась, а выросла, о чем свидетельствует тот факт, что в этом году мы выдали разрешений на строительство на 1 млн кв. метров недвижимости больше, чем в прошлом. Скорее всего, причина этого – в инерционности рынка: в предыдущие годы было выдано много градостроительных решений, и строители продолжают получать по ним разрешения на строительство. С другой стороны, мы видим, что активность инвесторов на некоторых стройках снизилась. За разрешениями на строительство офисов практически не обращаются. Спрос на офисы сейчас снизился, и если инвестор просит пересмотреть проект и разрешить, к примеру, построить взамен них жилье или торговлю, город идет ему навстречу.
Кроме того, в ускоренном порядке на ГЗК рассматриваем проекты, предусматривающие комплексное развитие территории, а также ранее утвержденные проекты. Если определенному инвестору утвержденный проект оказался не по карману, он сможет воспользоваться услугами так называемого единого банка проектов, через который легко продать его и закрыть свои обязательства или найти соинвестора. Кроме того, в приоритетном порядке мы рассматриваем и будем реализовывать как полностью за внебюджетный счет, так и с участием бюджета крупные инфраструктурные инвестпроекты по объектам транспортной инфраструктуры и ТПУ, созданию инфраструктуры индустриальных парков, технопарков, технополисов, промзон.

– Расскажите о планах по строительству метро на 2016 год.
– Все планы по строительству метро остаются в силе. Мэр принял важнейшее решение ни в коем случае не сокращать расходы на строительство метро, потому что для Москвы это приоритет, это главный общественный транспорт, без которого жизнедеятельность мегаполиса просто немыслима. Необходимые финансовые ресурсы выделены в рамках принятой АИП на 2016–2018 годы, сумма составит порядка 620 млрд рублей.
На самом деле на сегодняшний день строительство метро в Москве – одна из крупнейших строек в мире: с 2010 года объемы строительства выросли в четыре раза. Сравниться с нами могут только Пекин и Шанхай. Сейчас одновременно ведем работы на более чем 300 стройплощадках, на 35 станциях, а всего в строительстве порядка 180 км линий. Небывалые объемы! В этом году мы создали огромный строительный задел, который позволит со следующего года вводить в среднем по 20 км линий ежегодно, а это примерно по 10 новых станций. В планах на 2016 год – завершение строительства и ввод сложнейшего участка глубокого заложения от станции «Марьина Роща» до станции «Петровско-Разумовская» Люблинско-Дмитровской ветки (с новыми станциями «Петровско-Разумовская», «Бутырская» и «Фонвизинская»). Планируем также закончить строительство станции «Ховрино» Замоскворецкой линии, ввести первый 12-километровый участок ТПК – от станции «Петровский парк» до станции «Деловой центр» с одновременным открытием пяти станций, уже сейчас участок готов более чем наполовину. Кроме того, планируется ввод участка Калининско-Солнцевской ветки от станции «Раменки» до «Делового центра».

– Как идет работа по программе строительства ТПУ?
– Строительство ТПУ на станциях метро и железной дороги – одна из наших самых масштабных программ. Наша задача – сделать так, чтобы помимо формирования системы комфортной пересадки пассажиров в городе с одного вида транспорта на другой и снятия нагрузки на улично-дорожную сеть (за счет возможности оставить личный автотранспорт на парковке и пересесть на общественный) ТПУ стали
катализаторами развития прилегающих к ним территорий. Всего в Москве планируется построить 169 капитальных ТПУ, строительством которых занимаются четыре оператора: ГУП «Московский метрополитен», АО «Мосинжпроект», ОАО «МКЖД» и «РВ-Метро». Такое количество мы считаем оптимальным для нашего города, чтобы обеспечить пассажирам необходимые удобства. При этом каждый ТПУ мы рассматриваем как индивидуальный проект – со своим объемом недвижимости и функциональным назначением. Каждый из них выносится на общественные слушания и может быть утвержден только с учетом мнения москвичей.

– Как идет реконструкция БСА «Лужники»?
– Реконструкция «Лужников» идет с опережением графика уже на полгода, поэтому завершим основной объем работ в 2016 году, а не в 2017-м, как планировалось раньше. Недавно на арене в очередной раз с инспекцией побывали представители ФИФА, которые отметили высокое качество и темпы работ. Полностью готов козырек, до конца года будут завершены работы по устройству железобетонного каркаса. Сейчас строители возводят нижний ярус трибун. До конца года будут закончены электромонтажные работы и монтаж воздуховодов систем вентиляции. Продолжается сооружение покрытий трибун. Данные работы завершим до конца года. В будущем году приступаем к обустройству нового современного футбольного поля. Огромное значение мы придаем вопросам безопасности. У станции метро «Воробьевы горы» будут построены два павильона входного контроля, разрешение на строительство уже выдано. Они необходимы для того, чтобы не допустить проникновения злоумышленников на спортивный объект. После чемпионата мира-2018 они также будут использоваться по своему назначению. Уверен, что БСА «Лужники» станет одним из самых лучших стадионов в мире. Посещать его смогут до 3 млн человек в год.

– Какие меры принимает Москва по защите обманутых дольщиков? И какие поправки в 214-ФЗ были разработаны с участием стройкомплекса Москвы?
– Вопрос защиты интересов дольщиков у нас на постоянном контроле, и для защиты граждан, вложивших свои средства в строительство жилья, город принимает целый комплекс мер. Так, за 11 месяцев 2015 года Москомстройинвестом проведено 176 проверок застройщиков, привлекающих деньги граждан для строительства многоквартирных домов. За нарушения в сфере долевого строительства жилья столичные застройщики оштрафованы более чем на 87,9 млн рублей, из которых 38 млн рублей приходятся на компании, работающие в ТиНАО. Ужесточены требования к ЖСК.
Но мы понимаем, что одних этих мер мало, нужны новые решения на федеральном уровне. Поэтому мы выступили с рядом предложений и направили их в Минстрой. Например, сейчас деньгами простых горожан могут пользоваться даже очень «слабые» компании. Застройщики должны иметь средства, чтобы покрыть долги и обеспечить страховую гарантию. Сейчас часто ситуация такова, что компании страхуют риски, сами при этом находясь в неудовлетворительном финансовом положении. Новый проект закона, помимо ужесточения требований к застройщикам, в том числе к размеру их собственного капитала, предусматривает введение целевого использования средств участников долевого строительства. При этом органы исполнительной власти получат больше полномочий в части усиления контроля за целевым использованием денежных средств дольщиков. Кроме того, внесены поправки, предусматривающие обеспечение информационной открытости застройщиков, а также введение Единого электронного реестра таких компаний. В настоящее время законопроект уже внесен в Госдуму. Надеемся, что в следующем году он будет принят.

Дорогие друзья!
От всей души поздравляю всех с наступающим 2016 годом!
Москве повезло, у нее есть профессиональные коллективы строителей, проектировщиков, архитекторов, обладающих огромным опытом и знаниями, а главное – желанием работать на благо города, на благо москвичей. И я уверен в том, что все они успешно справятся с поставленными перед ними задачами.
Хочу пожелать всем в новом году крепкого здоровья, счастья, удачи и благополучия, новых побед и свершений! Вместе мы сделаем наш город лучше!

Теги: #