«Ясные цели и поддержка людей» - Московская перспектива

«Ясные цели и поддержка людей»

«Ясные цели и поддержка людей»
«Ясные цели  и поддержка людей»
Преобразования, которые проходили в европейских городах десятилетиями, Москве пришлось проводить за считанные годы

Оглядываясь на уходящий год, принято подводить итоги. Все ли из задуманного удалось? Если нет, то что помешало и можно ли исправить это в новом году? Для Москвы, как и для страны в целом, 2015-й выдался непростым – в первую очередь из-за проблем в экономике и внешней политике. И все же столица пережила его достойно – город стремительно развивается, продолжая старые и начиная новые масштабные проекты.

В этом итоговом номере «Московской перспективы» приведено много данных с километрами построенных в уходящем году дорог, адресами сотен возведенных домов, школ, детсадов, десятками благоустроенных улиц и так далее. И все это очень важно для мегаполиса. Но, кажется, главное, что удалось Сергею Собянину, который в 2015-м отметил пятилетие работы на посту столичного мэра, – это добиться уважения горожан.

Очень многие москвичи поверили, что мэр увидел в них не просто иждивенцев, которые получают социальные выплаты и повышенные пенсии за счастье жить в Москве и ждут простых увеселений с каруселями и пряниками, а нечто принципиально другое. Партнеров, собеседников, активных граждан, которые хотят менять город вместе с властью, а не ждать, пока чиновники сделают это за них. И, кстати, споры по поводу того или иного решения – тоже вполне нормальный диалог власти и общества. Главное, чтобы он проходил цивилизованно и шел на пользу столице.

Выступая на Московском урбанистическом форуме-2015, Сергей Собянин высоко оценил поддержку горожан: «Чтобы добиться результата, необходимо несколько слагаемых: это ясные цели, хорошее управление, воля, настойчивость и, самое главное, поддержка людей. Как правило, на первых порах поддержка бывает слабой, голоса сторонников тонут в море критики и непонимания, но затем, перед появлением первых результатов, уровень поддержки нарастает, и уже не только ты двигаешь этот проект, а тысячи людей прилагают усилия к тому, чтобы движение вперед шло максимальными темпами».

Сегодня, сравнивая темпы развития российской столицы с темпами развития других мегаполисов мира, Москве уже явно есть чем гордиться. Несмотря на объективные проблемы в экономике страны, наш город вошел в число лидеров по многим показателям. Притом что те преобразования, которые проходили в европейских городах в течение десятилетий, Москве пришлось проводить за считанные годы.

Взять самую острую для многих столиц проблему – транспортную. Для борьбы с пробками и хаосом на дорогах команда мэра не стала выдумывать велосипед, а использовала опыт, уже испытанные наработки мировых мегаполисов. И первая из них – приоритет общественного транспорта над личным. Выделенные полосы, платная парковка сначала в центре, а потом и шире по городу... Это, казалось бы, стандартное решение вызвало бурю эмоций у москвичей, не привыкших к ограничениям.

«Так уж устроена человеческая психология, – отмечает Сергей Собянин, – на словах все поддерживают наведение порядка, но в жизни не многие могут устоять от искушения припарковаться в неположенном месте или проехать по выделенной полосе, если это позволяет сэкономить минуту-другую. Поэтому первое условие успешной транспортной программы – жесткое администрирование установленных правил. Эвакуация неправильно припаркованных машин и комплексы видеофиксации нарушений не прибавляют популярности городским властям. Но если нет твердого желания идти на эти меры, за решение транспортных проблем лучше не браться. Толку все равно не будет».

Параллельно в городе развернулась одна из крупнейших в мире программ развития транспортной инфраструктуры. Темпы строительства метро были увеличены в 1,5 раза, темпы дорожного строительства – в 2,5 раза. После паузы, длившейся несколько десятилетий, в городской черте и ближнем пригороде было возобновлено строительство новых железнодорожных путей. Недавно первые экспрессы начали движение по одному из самых загруженных направлений Химки–Зеленоград. Для Москвы это критически важно, так как миллионы машин каждый день приезжают из ближайших городов Подмосковья в Москву.

Судя по цифрам, эффект от реализации всех этих мер налицо. Как показал известный рейтинг компании TomTom, Москва сегодня больше не является мировым лидером по пробкам. Притом что заработало еще далеко не все от задуманного. Так, в 2016 году будет запущено движение по Малому кольцу железной дороги. Фактически город получит второй пересадочный контур для метро и первый пересадочный контур для пригородных поездов. Ведется строительство более 30 станций метро, заключены контракты на обновление подвижного состава метрополитена, наземный транспорт должен перейти на новую модель перевозки пассажиров, будет продолжено строительство магистральных пригородных путей, а также реконструкция основных дорожных магистралей и развязок на МКАД. Выполнение этих планов, уверены в мэрии, позволит создать новое качественное транспортное пространство Москвы.

Не менее важная задача, чем избавление от хаоса на дорогах, – приведение в порядок общественного пространства города, которое многие по советской психологии воспринимали как ничье. Личные авто на газонах и детских площадках – запросто. Красивый фасад здания – завесим его рекламным щитом. Зеленая территория – устроим там барахолку или шашлычную...

Но как найти разумный баланс между частными, групповыми и общественными интересами при использовании городского пространства? В команде мэра приняли решение начать с очевидных вещей. Тротуары и детские площадки начали освобождать от незаконной парковки, с фасадов сотен зданий сняли незаконно размещенную рекламу, с улиц убрали несколько тысяч ларьков, которые элементарно мешали людям дойти до станций метро.

Параллельно началось комплексное благоустройство дворов и парков. За последние пять лет в Москве было благоустроено и создано 400 зеленых территорий. За год их возникают десятки. Число посетителей парков выросло с 10 до 36 миллионов человек. Сюда также можно добавить и территорию ВДНХ, число посетителей которой – еще более 20 миллионов человек.

Чуть позже приступили к программе качественного преобразования улиц: автомобилям в центре пришлось еще больше потесниться, чтобы уступить дорогу пешеходам и велосипедистам. «Нам говорили, что этого делать ни в коем случае нельзя, – вспоминает сегодня Сергей Собянин, – говорили, что мы получим в центре многокилометровые заторы, разорение магазинов, которые лишатся своих покупателей. Жизнь показала, что все происходит ровно наоборот. Расширение тротуаров увеличивает количество пешеходов минимум в два раза. По таким улицам, как Большая Дмитровка, количество пешеходов увеличилось в семь раз. Магазины и кафе не закрываются, а, наоборот, получают новых клиентов. Появилась возможность проводить уличные фестивали и праздники с миллионами участников. При этом пропускная способность улиц для машин не сокращается, а растет за счет упорядочивания парковочного пространства и организации движения. Мы в начале пути в сфере создания качественного общественного пространства и будем продолжать двигаться в этом направлении».

Конечно, без перекосов такие широкомасштабные и динамичные преобразования не проходят. Не все горожане довольны повальным истреблением ларьков, которым далеко не везде пришли на смену домашние мини-магазинчики. Многих раздражает затянувшаяся реконструкция вестибюлей и переходов метро. Выходят на митинги противники расширения платной парковки в спальные районы, справедливо упрекая реформаторов в неотлаженной системе взимания платы и спорности тарифов. И это тоже показатель живого, стремительно меняющегося города.

С командой мэра можно и нужно дискутировать – есть масса каналов для обратной связи. «Неразрешимых проблем не бывает, – уверен мэр. – Любую, даже самую запущенную ситуацию можно исправить, а самую безнадежную негативную тенденцию переломить и изменить на позитивную». Такой оптимизм заражает. И под Новый год хочется и руководителям столицы, и ее жителям пожелать одного: чтобы все мы жили в преуспевающем, образованном, культурном, динамичном, современном городе, который рождается сегодня на наших глазах. Городе, в котором каждый из нас сможет найти себе и работу по душе, и жилье по карману, и отдых на любой вкус. И про который хочется с гордостью сказать: «Я живу в лучшем городе Земли».

Дорогие москвичи!
Сердечно поздравляю вас с Новым, 2016 годом!


Оглядываясь на прожитый год, мы видим, как похорошел и изменился к лучшему наш город. В этом главная заслуга самих москвичей.

Хочу сказать спасибо каждому из вас за любовь к Москве, за стремление сделать ее еще добрее и комфортнее. За «Бессмертный полк», который стал ярким свидетельством нашей памяти о творцах Великой Победы.

В 2016 году мы продолжим реализацию масштабной программы развития столицы.
Будем строить новые дороги и станции метро, детские сады и поликлиники. Благоустроим еще несколько десятков улиц, парков и пешеходных зон. Сохраним высокий уровень социальной поддержки москвичей, которые нуждаются в заботе и внимании. Сделаем еще много полезного в образовании, здравоохранении и других сферах.

Дорогие друзья!
Новый год – наш самый любимый праздник, который дарит радость, исполнение желаний и надежды на лучшее.

В эти дни мы живем с ощущением волшебства. Это ощущение, как и вкус солнечных мандаринов, знакомо нам с детства. И каждый год оно возвращается вместе с разноцветными огнями и рождественскими ярмарками, сказочными парками и веселыми катками.
Приглашаю вас окунуться в добрую атмосферу новогодней Москвы. Давайте проведем это прекрасное время вместе с родителями и детьми, с друзьями и близкими.
Пусть Новый год принесет вам здоровье, благополучие и счастье!
Пусть сбудутся все ваши замыслы и мечты!
С Новым годом, дорогие москвичи!

Сергей Собянин, мэр Москвы