Король гастрономии

Король гастрономии

Король гастрономии
Король гастрономии
Как дворец Матвея Казакова стал «Елисеевским» магазином

В октябре исполнилось 200 лет со времени начала торговой деятельности семьи Елисеевых. Без принадлежавшего ей роскошного магазина на Тверской улице невозможно представить Москву начала ХХ века. Два десятилетия назад этот исторический бренд вернулся на вывеску знаменитого гастронома.

Существует легенда (или все-таки быль?) о том, как основоположник торговой династии, крепостной садовник Петр Касаткин, получил вольную от своего помещика – графа Шереметева. Якобы вырастил Петр в теплице землянику и угостил ею в рождественский вечер 1812 года графа и его гостей. «Ну, брат, угодил! Проси что хочешь!» – воскликнул восхищенный граф и тут же… пожалел о сказанном. Потому что садовник попросился на свободу. Но делать нечего – слово дворянина нарушать не подобает. И в следующем году Петр и вся его семья отправились в Петербург.
Полученные от щедрого графа «подъемные» (100 рублей) Касаткин сразу пустил в коммерческий оборот. Сперва приобрел лоток, с которого торговал апельсинами на Невском. А с первой прибыли арендовал на том же проспекте продуктовую лавку. Бизнес шел успешно: уже через несколько лет братья Петр и Григорий вступили в купеческое сословие. А поскольку отца их звали Елисей, то записались они Елисеевыми.
Фамилия эта вскоре уже гремела по всей России. В середине ХIХ века был учрежден «Торговый дом «Братья Елисеевы» с капиталом почти 8 млн рублей, приобретены гигантские склады в Петербурге, Москве и Киеве, а также в винодельческих районах Европы. Братья имели даже собственный флот. Вино, не мелочась, они покупали целыми урожаями. В 1874 году фирма «за долголетний полезный труд на благо Отечества» удостоилась права именоваться «поставщиками двора Его Императорского Величества» и размещать на своих вывесках и этикетках знаки государственной символики Российской империи.
В 1896 году фирму возглавил правнук Петра Касаткина Григорий Григорьевич Елисеев. Он решил поразить публику новыми, сверхроскошными магазинами с широчайшим ассортиментом на самый изысканный вкус обеспеченных господ. В начале ХХ века открылся огромный «Елисеевский» гастроном в Петербурге, чуть позже его аналог построили в Киеве. Но главным событием в жизни фирмы стало открытие крупного магазина на центральной улице Москвы.
Владелец не сразу определился с местом строительства. Сначала ему советовали Арбат, Петровку, Большую Дмитровку. Там жили потенциальные клиенты – преуспевающие коммерсанты, адвокаты, врачи. Но в конце концов Елисеев выбрал Тверскую улицу.
Подходящий дом быстро отыскался. Это был дворец, спроектированный в 80-х годах ХVIII века самим Матвеем Казаковым. Он стоял наискосок от дома генерал-губернатора, невдалеке от площадки, зарезервированной для памятника генералу Скобелеву. Здание к моменту покупки его Елисеевым пребывало в плачевном виде. Когда-то им владела Е.И. Козицкая, вдова статс-секретаря Екатерины II. В 20-е годы ХIХ столетия во дворце располагался салон Зинаиды Волконской, широко известный в литературно-артистических кругах. Здесь бывали Жуковский, Вяземский, Тютчев; Пушкин посвятил хозяйке одно из своих лучших стихотворений…
Но спустя три четверти века вместо поэзии в этих стенах поселился торговый дух. Елисеев заказал перестройку дворца архитектору Гавриилу Барановскому, и тот весьма решительно «разделался» с обветшавшим творением Казакова: от старого здания остались фактически только стены. Фасад и интерьеры Барановский декорировал в пышном эклектическом («купеческом») стиле, а на месте въездной арки для карет оборудовал парадный подъезд. Пока шли строительные работы, фасад был плотно обшит досками. Никто не знал, что за сюрприз готовит москвичам миллионер Елисеев. Накануне открытия хозяин лично руководил раскладкой деликатесов на прилавках.
«Погожим летним днем 1901 года был назначен молебен в честь открытия «Магазина Елисеева и погреба русских и иностранных вин». Публика ахнула, увидав открывшийся великолепный фасад и через огромные, блистающие чистотой окна изукрашенные внутренности магазина. Сквозь них был виден настоящий замок – лепнина, высокий потолок со сказочным орнаментом. Магазин действительно был похож на нечто из «1001 ночи», а хозяин представал в образе Алладина», – пишет историк-москвовед Анатолий Рубинов. Тверская была запружена народом, и для наведения порядка пришлось вызывать жандармов. Среди почетных гостей «Елисеевского» в тот день были весьма значительные особы: гласные городской Думы, чиновники управы, городская знать… Пожаловал и генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович. Именно с тех пор, отмечает Рубинов, этот магазин стал самым любимым у московского городского начальства.
С первого дня «Елисеевский» в Москве стал символом роскоши, тонкого вкуса и особого, художественного отношения к товару. Этот фирменный стиль – искусные пирамиды из фруктов, живописные круги лучших сыров, завлекательно подвешенные колбасы – сохранился до наших дней. Изначально этот магазин торговал только продуктами и напитками для богатого праздничного стола. Хлеб, соль, молоко и тому подобную повседневную провизию у Елисеева не продавали. Здесь царила особая атмосфера. Красавцы-приказчики в белых, туго накрахмаленных куртках и колпаках. Солидный швейцар, открывающий тяжелую дверь каждому посетителю. Пирожные из собственной пекарни и ветчина из собственного колбасного цеха (они были расположены во дворе, позади магазина)… Это был поистине «король» московской торговли. После 1917 года лоск его изрядно поблек, хотя сохранившийся декор и сила традиций выделяли этот магазин из однообразной череды «номерных» советских гастрономов. И сегодня многие московские гурманы идут именно в «Елисеевский», чтобы купить фунт свежего пармезана или бутылку отменного рислинга.

Теги: #