Контракт на качество - Московская перспектива

Контракт на качество

Контракт на качество
Контракт на качество
Новый порядок госзакупок сэкономит деньги города

Столичный стройкомплекс готовится к переходу на новый порядок госзакупок – через федеральную контрактную систему. Предполагается, что она снимет многие противоречия ныне действующего 94-ФЗ и будет способствовать повышению эффективности госзакупок и экономии бюджетных средств. По словам главы стройкомплекса Марата Хуснуллина, все подряды стоимостью более 150 млн руб. с 2014 года планируется распределять через конкурсные процедуры, а главным критерием станет качество предлагаемых городу услуг.

Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере госзакупок» вступает в силу (кроме отдельных положений) с 1 января 2014 года. Он должен заменить многострадальный 94-ФЗ, вызвавший множество нареканий – как со стороны участников процесса, так и со стороны контролирующих органов. С 2010 года поправки в этот закон вносились 27 раз, но в итоге все согласились с тем, что реанимировать мертворожденное дитя бессмысленно.
Особенно горячо против основных положений 94-ФЗ выступали строители. Они отмечали, что внедрение практики отбора поставщиков через аукционы способствовало росту конкуренции в госзакупках, но одновременно породило многочисленные проблемы в части исполнениея обязательств по контрактам. Участники выставляли демпинговые цены, а в дальнейшем либо срывали подряд, либо сдавали работы с неприемлемо низким качеством. «Механизмы, подходящие для закупки потребительских товаров и расходных материалов, не оправдали себя в строительной сфере», – подчеркивают в горадминистрации.
Зачастую на аукционах, которые проводили власти, появлялись компании, которые никогда не строили похожие объекты. Например, на сооружение энергетического объекта вполне могла претендовать организация, которая до этого занималась исключительно жилищным строительством. «А на реконструкцию Варшавского шоссе у нас заявилась компания из Якутии, которая построила 2 километра дороги в вечной мерзлоте», – вспоминает Марат Хуснуллин. Здесь идет речь об элементарном отсутствии необходимых знаний, умений и материально-технической базы. Однако действующее законодательство устанавливает в качестве доминирующей характеристики именно предложенную цену контракта, что не согласуется с идеей обеспечения высокого качества и безопасности строительства. «Они могли раскопать Варшавку вместе с коммуникациями, а потом все бросить и уйти. А у нас там сотни тысяч жителей в округе живут», – сетует глава стройкомплекса Москвы.
Поэтому столичные власти, несмотря на сопротивление участников рынка, старались найти лазейки, позволяющие отдать горзаказ в строительстве проверенным компаниям. При строительстве метро заказчиком и распорядителем бюджетных средств является ОАО «Мосинжпроект», выигравшее конкурс на проектирование и сооружение линий и станций. Оно получает деньги от ГУП «Московский метрополитен», а тот из бюджета в рамках договора бюджетных инвестиций – в уставной капитал. Мосинжпроект как коммерческая структура имеет возможность отбирать подрядчиков не на основе тендера, а через собственную процедуру предквалификационного отбора. Таким образом, заказы на 100 млрд руб. получили «Мосметрострой», «Трансинжстрой», «Ингеоком», «Бамтоннельстрой» и «Казметрострой» – компании, в профессионализме которых город не сомневался. Прежде чем отдать им подряды, чиновники, по словам Марата Хуснуллина, «выезжали к каждой компании, смотрели, какие работники у них есть, какая техника».
В сфере жилищного строительства проблема фирм-однодневок была урегулирована за счет передачи основного объема финансирования, предусмотренного Адресной инвестиционной программой, КП «Управление гражданского строительства». Казенное предприятие может работать по 223-ФЗ, который ставит значительно более жесткие рамки для участников конкурсных процедур, чем 94-ФЗ. В частности, закон позволяет устанавливать критерии отбора победителя не только одним-единственным параметром цены. «Дешевизна – не показатель качества, а городу нужны качественные объекты как жилого фонда, так и объектов соцкультбыта», – комментирует директор КП Андрей Белюченко. В результате по итогам прошлого года в Москве не было ни одной брошенной стройплощадки, все запланированные объекты были введены в срок.
Вступление в силу нового 44-ФЗ о контрактной системе дополнительно облегчит жизнь московскому стройкомплексу. Федеральная контрактная система (ФКС) предоставляет широкий выбор способов размещения заказа, не ограничивая их электронными торгами. При этом в ФКС предусмотрена возможность проведения предквалификации потенциальных исполнителей, а также проработаны механизмы расторжения заключенных договоров. (Напомним, что сложность расторжения контрактов в случае недобросовестного поведения исполнителей входит в число самых серьезных претензий, предъявляемых к ФЗ-94.)
Выступая на прошлой неделе на коллегии стройкомплекса, Марат Хуснуллин заявил, что вместо электронных аукционов на объекты стоимостью свыше 150 млн руб. с 2014 года планируется проводить конкурсы: «Сейчас мы активно занимаемся этим вопросом (переходом на ФКС госзакупок. – «МП») с Минэкономразвития. В основном наши пожелания министерством учтены». В частности, предметом согласования является соотношение цены и качества при принятии решения о победителе конкурса. На аукционах такие решения однозначно принимаются в пользу участника, предложившего наименьшую стоимость работ. Однако город хочет, чтобы коэффициент «цены» составлял не более 40%. А на 60% решение принималось исходя из «качества» предлагаемых поставщиком услуг. «Качество – это очень сложный критерий, который включает целый набор показателей: опыт строительства аналогичных сооружений, наличие собственной материально-технической базы, уровень подготовки документации, наличие построенных объектов за предыдущий период и так далее», – перечисляет Марат Хуснуллин. Если Минэкономразвития согласится с мнением столичных властей, проблема долгостроев будет решена, а городу не придется создавать дополнительные структуры для распределения госзаказа.
Глава стройкомплекса поручил департаментам градостроительной политики и строительства в связи с вводом ФКС организовать обучающие семинары для заказчиков и подрядчиков, поскольку меняется порядок формирования документации и форма подачи заявок: «За оставшиеся два месяца необходимо перестроится на контрактную систему, чтобы конкурсы не остановили работу комплекса в начале следующего года».
Закон о контрактной системе устанавливает пять методов определения начальной (максимальной) цены контракта: нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный, метод сопоставимых рыночных цен. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Изменение условий контракта не допускается. Если срок контракта более трех лет, а цена более 100 млн руб., то контракт должен включать график исполнения. При этом поставщики должны будут раскрывать информацию о своих конечных собственниках и соисполнителях. Законом вводится институт обязательного предварительного общественного обсуждения закупок, превышающих 1 млрд рублей.
Большинство экспертов положительно оценивают закон, но есть и недовольные. В частности, председатель совета директоров ЗАО «Сбербанк АСТ» Николай Андреев считает, что отказ от проведения электронных торгов по объектам строительства сделает данные закупки менее прозрачными, а значит, «более дорогими для бюджета и более выгодными для тех, кто хочет погреть руки на госзаказе». По его оценкам, в 2009–2012 годах на стройку приходилось более 23,5% всех объявленных органами госвласти и муниципалитетами аукционов, а по сумме – более 37%. Получается, что распределением этих колоссальных средств вновь будут заниматься чиновники.