«Когда человек попадает в это пространство, он полностью погружается в мир иконы» - Московская перспектива

«Когда человек попадает в это пространство, он полностью погружается в мир иконы»

«Когда человек попадает в это пространство, он полностью погружается в мир иконы»
«Когда человек попадает в это пространство,  он полностью погружается в мир иконы»
Сергей Семененко о новых музеях, открытых в комплексе храма Христа Спасителя

Полтора века назад живописцы Василий Суриков, Генрих Семирадский, Алексей Корзухин, Федор Бруни выполняли эскизы росписей храма Христа Спасителя. Сегодня произведения этих и многих других замечательных русских художников можно увидеть в галерее «Центр искусств», открывшейся в ноябре на территории комплекса главного храма России. В те же дни в обходной галерее нижней Преображенской церкви храма Христа Спасителя открылся Патриарший музей церковного искусства. В составе его экспозиции – православные иконы большой исторической и художественной ценности из России, Сербии, Византии, Греции, Кипра, Палестины, Грузии, Северной Италии, а также раннехристианские мозаики и каменные барельефы, чаши, кресты. Здесь представлено разнообразие стилей и канонов церковного искусства за полтора тысячелетия. О двух новых художественных площадках и о взаимосвязи их экспозиций корреспонденту «Московской перспективы» рассказал исполнительный директор Фонда храма Христа Спасителя Сергей Семененко.

Сергей Григорьевич, кому принадлежит инициатива создания Патриаршего музея церковного искусства? 
– Инициатива создания музея принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Это коллекция икон, которая долгое время собиралась Патриархом, начиная с того времени, когда он, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, возглавлял Отдел внешних церковных связей. И перед нами была поставлена задача создания музея для экспонирования этой коллекции. Ведь у нас в стране раньше не было специального музея церковного искусства. И вполне логично, что это собрание икон представлено в главном православном храме страны. Музей открылся 5 ноября, он состоит из двух залов, в которых размещены экспонаты начиная от V века. Экспозицию составили около 300 уникальных икон. Она будет постоянно действующая, открытая для посещения, и предваряет ее раздел об истории храма Христа Спасителя, о его непростой судьбе.

  Выставка демонстрирует помимо прочего историю и географию православного мира, разнообразие стран, российских регионов и их иконописных традиций. Такая задача тоже ставилась при создании музея?  
– Безусловно. Задача выставки – показать всю историю иконописи, ее стилей, ее развития в разное время. Музей показывает все богатство этой уникальной культурной традиции, которая, по сути, является основой русской живописи. Ведь живопись как таковая выросла из искусства иконописи. Экспонаты показывают эту культурную традицию с самых разных сторон.

  На ваш взгляд, почему именно сейчас важно открытие этого музея? 
– Я считаю, это большое культурное событие для Москвы, для нашей страны и для всего православного мира. Просто потому, что в России аналогов этому музею нет. Не случайно он носит статус Патриаршего. Своевременность же выставки заключается в том, что сейчас Россия возвращается к своим духовным истокам. Все больше людей стремится познакомиться с древней культурной традицией – церковным искусством. Иконопись развивается и в наши дни, современные мастера, как мы знаем, тоже создают замечательные иконы. Надеюсь, экспозиция нашего музея будет интересна всем посетителям.

  Как отразилась на составе и значении экспозиции личная роль Патриарха Кирилла?  
– Прежде всего это отразилось на уровне музея. Коллекция формировалась долгие годы. Она сейчас прошла соответствующую методическую обработку, проведено атрибутирование произведений. Святейший Патриарх, конечно, является автором всего этого проекта. Но большая ответственность лежала и на тех, кто помогал создавать музей, кто занимался организационно-техническими мероприятиями. Нам кажется, у нас все получилось. Патриарх на открытии музея дал высокую оценку нашей работе.

  В музее использованы современные технические средства – специальное освещение, планировка пространства… Как, на ваш взгляд, это влияет на восприятие экспозиции?  
– Проведена большая работа по реконструкции этих помещений, их расширили, изменили цветовую гамму, было специальным образом спроектировано и смонтировано световое оборудование для того, чтобы человек воспринимал икону такой, какой ее создавал автор, и не отвлекался на что-либо другое. Музейное пространство создано таким образом, чтобы основное внимание было сосредоточено именно на экспонатах. И когда человек попадает в это пространство, он действительно полностью погружается в мир иконы.

  Каковы первые отзывы искусствоведов, представителей музейного сообщества?  
– Самые высокие и содержательные. С выставкой познакомились такие крупные фигуры музейного дела, как директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин. Профессиональное сообщество очень высоко оценило музей. По общему мнению специалистов, на культурной карте города появился новый объект, который привлечет широкое внимание.

  Одновременно с этим музеем на территории храма Христа Спасителя недавно появился еще один культурный проект, связанный с живописью…  
– Совместно с нашим партнером – компанией «Международные выставочные проекты» – в реконструированном здании бывшей дирекции бассейна «Москва» (под эстакадой со стороны Волхонки) мы создали новую художественную галерею. В ней порядка 2000 кв. метров экспозиционных площадей. Там будут проходить сменяемые выставки, примерно одна-две в год. Сейчас там работает выставка «Художественные сокровища России», где представлена русская живопись ХIХ – первой половины ХХ века, работы самых известных художников того времени – Брюллова, Верещагина, Семирадского, Репина, Петрова-Водкина и многих других. Особенность этой выставки в том, что все ее экспонаты – из частных коллекций. По завершении этой выставки картины вернутся к их владельцам, и неизвестно, когда и где их можно будет снова увидеть. Выставка продлится до 14 февраля. К ней уже проявлен большой интерес, ее посещают до 500 человек в день. Я считаю, что это наш весьма удачный культурный проект.

 Между двумя новыми проектами просматривается взаимосвязь, несмотря на кажущееся несходство тематики двух экспозиций. Например, в Патриаршем музее можно увидеть три работы Виктора Васнецова – художника той же эпохи, что широко представлена в Центре искусств. 
– В этой взаимосвязи есть своя внутренняя логика. Ведь русская живопись, представленная на выставке, родилась из искусства иконы. И не случайно на выставке «Художественные сокровища России» также есть значительный и очень интересный раздел икон. А что касается тех работ Васнецова, о которых вы упомянули, то они, что интересно, тоже из частной коллекции. Владелец предложил предоставить их для экспонирования в Патриаршем музее, и Святейший Патриарх благословил эту инициативу. Триптих Васнецова 1899 года – единственная вещь в рамках этой экспозиции, являющаяся частной собственностью. Так что два наших новых художественных проекта объединены не только общим смыслом, но и вполне практическими шагами по сотрудничеству.

  Что означает открытие двух новых выставочных площадок для Фонда храма Христа Спасителя? 
– В создании Патриаршего музея мы занимались техническими вопросами (ремонт помещений, их переоборудование, технологии, системы безопасности и так далее). Что касается выставки «Художественные сокровища России», то наш партнер выступил в качестве ее организатора, а мы с ним сотрудничаем. Эта выставка имеет, безусловно, и свою коммерческую составляющую, но у нее также большое культурное, образовательное и социальное значение. Для многих категорий населения ее посещение бесплатное. Здесь будут проводиться курсы лекций, семинары по искусству, по истории живописи.

Хочу также отметить, что на выставке «Художественные сокровища России» применены самые современные технологии музейного экспонирования. Например, такой эффект: находясь перед определенной картиной, человек слышит негромкую музыку, связанную с содержанием произведения; когда он отходит в сторону, музыка исчезает. Наведя смартфон на ту или иную картину, можно получить о ней и о художнике подробную информацию.