Дышите глубже

Дышите глубже

Дышите глубже
Дышите глубже
В Москве отмечается снижение в воздухе концентрации оксида углерода и оксида азота

Загрязнение воздуха – одна из главных проблем всех мегаполисов мира, столица России тоже не является исключением. При этом в последнее время, по данным экологического мониторинга атмосферного воздуха, в городе наблюдается постепенное снижение содержания оксида азота и оксида углерода. Такие показатели достигнуты за счет обновления автопарка, введения ограничения на въезд грузового транспорта и автобусов низких экологических классов. Чем сегодня дышат жители столицы, разбирался корреспондент «Московской перспективы».

Естественный атмосферный воздух – это смесь газов, в основным это азот и кислород, их объем составляет 97–99% в зависимости от местности и атмосферного давления. Также в небольших количествах в воздухе содержатся углекислый газ, водород, инертные газы, пары воды. Такой состав считается оптимальным для жизнедеятельности человека.

Но современный ритм жизни вносит свои коррективы. Загрязнение воздуха формируют два фактора. Первый – это выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Второй – метеорологические условия. При одинаковом объеме поступающих выбросов уровень загрязнения может меняться несколько раз.

По данным последних исследований, главной причиной загрязнения воздуха в Москве выступают автомобили. Они на каждой большой автостраде и маленькой улочке, на проспектах и во дворах. 83% окисей углерода поступает в атмосферу именно вследствие работы двигателей внутреннего сгорания.

«Если говорить в целом о состоянии атмосферного воздуха в Москве, то сейчас на территории города наблюдается положительная тенденция.

По ряду других веществ (диоксид, взвешенные вещества) концентрация стабилизировалась. На жилых территориях содержание в воздухе диоксида азота не превышает допустимую норму, но вблизи автотрасс сохраняются периоды, когда данное вещество норму превышает», – рассказала «МП» Елена Лезина, заместитель директора по научной работе «Мосэкомониторинга».

Сегодня на столичных дорогах появляется все больше автотранспорта с более высокими экологическими характеристиками. Увеличивается доля машин, которые используют топливо классов Евро-4 и Евро-5, благодаря которым количество вредных выбросов снижается. По данным НАМИ, за счет пониженного содержания серы в таком топливе выбросы диоксида серы снизились на 79%, твердых частиц – на 13,5%. На состояние атмосферного воздуха положительно повлияло и ограничение движения грузового транспорта на МКАД и запрещение движения грузовиков в пределах ТТК в дневное время. Также для разгрузки автомобильного потока строятся новые развязки, мосты и тоннели.

Между тем транспорт – далеко не единственная причина загрязнения воздуха. На территории столицы присутствуют крупные промышленные предприятия, которые тоже становятся источниками вредных выбросов. Хотя на большинстве из них стоят современные очистительные системы, в атмосферу все же попадают опасные для жизни газы.

«На заводах и ТЭЦ устанавливают фильтры, которые удерживают наиболее опасные продукты их деятельности. Все ТЭЦ Москвы работают на самом чистом топливе, на природном газе. Это дает преимущество по сравнению с угольными ТЭЦ или предприятиями, которые работают на мазуте. Сейчас многие ТЭЦ и вовсе переходят на паротурбинные технологии, которые почти не наносят вреда окружающей среде», – отметила Полина Захарова, директор «Мосэкомониторинга».

В настоящий момент системами локального экологического мониторинга оснащены 58 промышленных предприятий Москвы, 53 из них – теплоэнергетического комплекса (11 ТЭЦ, 42 районные тепловые станции), 3 мусоросжигательных завода, одна табачная фабрика «Лиггетт-Дукат» и нефтеперерабатывающее предприятие «Газпромнефть –МНПЗ».

Круглосуточный контроль дает возможность быстро выявлять несанкционированные и аварийные выбросы, что особенно актуально в ночное время суток. Так, в 2013 году по результатам работы систем контроля зафиксировано 37 таких случаев, в 2014-м – 15, а в 2015-м – всего 3.

«При появлении подозрений, что на заводе был несанкционированный выброс, выезжают наши специалисты, которые обследуют эту территорию. При необходимости выездная лаборатория будет дежурить там всю ночь. Если у нас появились основания считать, что предприятие нарушает природоохранное законодательство, то мы об этом сообщаем в Росприроднадзор», – пояснила Полина Захарова.

Законодательство в сфере экологического контроля сейчас активно совершенствуется. Напомним, в июле прошлого года был принят ФЗ № 219 «Об охране окружающей среды», который регулирует нормативы качества окружающей среды и допустимых выбросов, подразделяет предприятия на 4 категории по степени воздействия на экологию и вводит штрафы за негативное воздействие на окружающую среду.

Автоматический мониторинг выбросов на промышленных предприятиях оказался эффективным методом снижения воздействия предприятий на экологию города. Сейчас 58 столичных заводов оснащены датчиками, что позволяет контролировать в непрерывном режиме 184 источника выбросов.

Пока еще станции автоматического мониторинга – экзотическая инновация для большинства российских городов. Однако уже с января 2018 года таким оборудованием обяжут оснастить все предприятия, относящиеся к первой категории воздействия на окружающую среду. Для них будет установлен перечень загрязняющих веществ, которые подлежат учету.

Теги: #