«Город продолжает избавляться от вредных производств» - Московская перспектива

«Город продолжает избавляться от вредных производств»

«Город продолжает избавляться от вредных производств»
«Город продолжает избавляться  от вредных производств»
Антон Кульбачевский о качестве столичного воздуха, зеленых территориях и реорганизации промышленных зон

Для Москвы проблема охраны окружающей среды особенно актуальна: в городе проживают более 12 миллионов человек, автопарк насчитывает несколько миллионов автомобилей, большая часть городской территории находится в зоне повышенного шума. Тем не менее по многим показателям столичным властям удалось добиться существенных улучшений в экологической сфере. О том, какой сегодня в Москве воздух, где появятся помещения для раздельного сбора мусора и зачем нужна экологическая стратегия, в интервью «Московской перспективе» рассказал руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы Антон Кульбачевский.

 Как на сегодняшний день можно оценить качество столичного воздуха. В Москве есть позитивные перемены в этом отношении?
– Перемены, безусловно, есть. Если сравнивать сегодняшнюю Москву с Москвой середины 90-х годов, то состояние атмосферного воздуха в столице улучшилось на 25%. Могу сказать, что по этому показателю мы не уступаем ведущим мировым столицам – Парижу, Лондону, Нью-Йорку.
Если говорить о качестве воздуха, то необходимо отметить, что город избавился от ряда вредных производств, среди которых завод «Эколог» в Некрасовке и цементный элеватор в Печатниках. Приводятся в соответствие с экологическими нормами оборудование и технологические процессы на Люберецких и Курьяновских очистных сооружениях, на Московском нефтеперерабатывающем заводе, на предприятиях топливно-энергетического комплекса. В следующем году закрывается табачная фабрика «Лиггетт-Дукат».

 По количеству зеленых насаждений Москва занимает одно из первых мест в мире. Однако в спальных районах явно не хватает. Возможно ли преодолеть дисбаланс?
– Проблема, бесспорно, существует. Дело в том, что город развивался неравномерно. Также неравномерно распределены и зеленые территории. На окраинах столицы есть парки и лесопарки, особо охраняемые природные территории. В новых районах и улицы шире, и мест для высадки зеленых насаждений больше, чем в центре столицы.
Еще в середине прошлого века специалисты сделали заключение, что уплотнять городской центр за счет зеленых насаждений невозможно, поскольку их просто негде высаживать, за исключением небольших территорий, в первую очередь из-за большого количества подземных коммуникаций. Поэтому я рад, что возникают такие проекты, как строительство парка «Зарядье» на месте снесенной гостиницы «Россия».
Есть случаи, когда город, например, вместо стоянок или каких-то киосков разбивает на небольших участках скверики. Пример – небольшой сквер рядом с нашим департаментом, на пересечении Нового Арбата с Большим Афанасьевским переулком, где прежде стояли торговые павильоны. Незаконно установленные строения сломали. Участок обнесли невысокой оградой, чтобы автолюбители не парковали на нем свой транспорт. Департамент природопользования высадил в этом скверике деревья.
В ЦАО разработано много проектов по дополнительному озеленению территорий вдоль автотрасс. Рассматриваются возможности высадки фруктовых и цветущих деревьев в грунт, например, в следующем году – на Садовом кольце.

 Высаживать будут не в кадки и вазоны, а прямо в землю?
– На территориях, где проходят подземные коммуникации, деревья высадят повыше, в насыпной грунт. Подобным образом деревья-крупномеры недавно высадили на Триумфальной площади.
Вместе с тем в центре города будем развивать и контейнерное, и вертикальное озеленение, планируем озеленять крыши.

 Появятся ли в Москве контейнеры для раздельного сбора мусора?
– Сейчас прорабатывается вопрос, чтобы в новых домах, которые проектируются в городе, сделать специальную комнату, где будут стоять контейнеры для раздельного сбора отходов.
Наши акции и эксперименты по раздельному сбору мусора показали, что многие москвичи уже сейчас готовы к такому способу сортировки мусора. Например, в ходе эксперимента в некоторых районах ЦАО удалось добиться того, чтобы 30% отходов собирались раздельно.
В целом я считаю, что раздельный сбор отходов всего лишь психологическая акция, стремление воспитать в людях толерантное отношение к окружающей среде. Многие страны, которые прошли этот путь, уже отказались от раздельного сбора отходов, потому что особого экономического эффекта это не дает. Зато они воспитали поколение людей, которые таким образом заботятся о том, чтобы нанести как можно меньший урон природе. Для крупного мегаполиса подобные акции просто необходимы.
Для большого города сортировать 35% мусора – это хороший средний показатель. Шведы за 12 лет дошли до 90%, но у них население платит за вывоз мусора: тонна стоит 500 евро. У нас население не платит почти ничего – идут дотации из бюджета. Поэтому экономически стимулировать жителей раздельно собирать отходы, то есть платить меньше, если отходы рассортированы, пока не получается.

 Каковы основные причины появления грязи на столичных улицах, зимой она особенно заметна?

– Первая причина – слякотная погода из-за большого числа переходов через ноль градусов, то есть климатические условия способствуют образованию этой грязи и слякоти. Второе – это почва. У нас газоны раньше не были понижены. А бордюрный камень должен быть выше уровня газона, чтобы вода не стекала на асфальт. Еще одна причина – противогололедные реагенты, так как после снегопада вывозится лишь порядка 80% грязного снега. Помимо этого машины загрязняют не только атмосферу, но и стачивают резину об асфальт, что приводит к образованию вредной асфальто-резиновой пыли. Кстати, в Токио эту проблему решили, запретив шипы и начав применение более твердых покрытий.

 Недавно был принят закон о промышленной политике. Он гарантирует москвичам, что новые производства будут инновационными и экологически чистыми. Это реально?
– По закону любое новое производство должно быть экологичным, инновационным и эффективным. Пример – процесс реорганизации промзон. В них помимо современного производства, жилья, развлекательных и социальных объектов появляются в обязательном порядке зеленые территории. В частности, проект планировки ЗИЛа предусматривает озеленение 20% его территорий.
Если идея реорганизации промзон, расположенных вокруг Малого кольца Московской железной дороги, будет реализована, то экология центральной части города заметно улучшится. А вообще в ближайшие 15 лет площадь зеленых насаждений столицы должна увеличиться на 6% и занимать не 54,5%, как сегодня, а 61% городских площадей.

 На сколько лет хватит действующих мусоросжигающих заводов?
– Их ресурс будет окончательно исчерпан через 5–10 лет. Новых мусоросжигательных заводов в Москве больше не появится. Три работающих в столице аналогичных предприятия закроют, как только срок их эксплуатации истечет. По закону нельзя будет захоранивать те компоненты мусора, которые можно переработать, например, пластиковые бутылки. Это грозит серьезными штрафами.

 Более четырех тысяч горожан в рамках краудсорсингового проекта приняли участие в обсуждении экологической стратегии Москвы до 2030 года. Для чего нужен этот документ?
– Экологическая стратегия – это документ-доктрина, видение того, как должно улучшиться к 2030 году состояние окружающей среды. И это документ народный, его обсуждали практически на всех уровнях. Первыми к дискуссии подключили год назад профессиональное сообщество экологов: кандидатов наук, профессоров, академиков. Затем стратегию согласовывали со всеми профильными департаментами правительства Москвы и на краудсорсинг-проекте обсудили ее с широкой общественностью.
Нужно понимать, что изменить состояние окружающей среды в городе мы можем только совместными усилиями – как с каждым гражданином в отдельности, так и с основными структурными подразделениями правительства Москвы. Так, чтобы улучшить состояние воздуха на 30% вблизи автотрасс, как написано в стратегии, необходимо участие и департамента транспорта, и департамента строительства. Ведь комплекс мер должен включать и улучшение движения транспорта, и повышение качества моторного топлива, и строительство новых развязок.

Полная версию интервью