Весна на Тверской улице - Московская перспектива

Весна на Тверской улице

Весна на Тверской улице
Весна на Тверской улице
Реконструкция главной магистрали столицы – от Охотного Ряда до Пушкинской площади – начнется в следующем году

Исполнители программы «Моя улица» добрались до реконструкции центральной артерии столицы – Тверской. С наступлением весны работы развернутся на всем ее протяжении от Охотного Ряда до Пушкинской площади, затронут 9 дворовых территорий, а также участок Большой Бронной рядом с рестораном «Макдоналдс». Сужать проезжую часть до двух полос, как это планировалось ранее, не будут. Более того – департаменту транспорта дано поручение организовать площадки для остановки такси у наиболее посещаемых коммерческих объектов, которые после запрета на парковку потеряли часть клиентов.

Идея программы «Моя улица» появилась в 2014 году снизу, как уверяют в горадминистрации. На встречах с Сергеем Собяниным москвичи хвалили пешеходные зоны и народные парки и просили мэра привести в порядок городские улицы. В ответ градоначальник предложил горожанам самим решить, как бы они хотели изменить их облик и с каких объектов следует начать эту работу. В обсуждении на портале «Активный гражданин» участвовало более 1 млн человек. По его итогам Комплекс городского хозяйства сформировал перечень городских улиц, требующих вмешательства в приоритетном порядке, определил общие подходы к благоустройству и набор работ, которые предстоит осуществить на каждой из улиц. Основной целью программы стало создание благоприятной среды для всех участников уличного движения. В ходе реконструкции власти решили разграничить территории, предназначенные для автомобилей, велосипедистов и пешеходов, чтобы они не мешали друг другу и не причиняли взаимных неудобств, а также отремонтировать тротуары и пешеходные дорожки, убрать избыточные парковки, улучшить освещение, установить дополнительные урны и скамейки, создать условия для работы уличных кафе и т.д. Кроме того, программа предусматривает создание удобной системы городской навигации (указатели, номера домов), дополнительное озеленение, ремонт фасадов зданий и демонтаж излишней и незаконной наружной рекламы. По словам Сергея Собянина, программа «Моя улица» должна консолидировать все мероприятия в сфере благоустройства, которые начиная с 2011 года проводятся в Москве. В 2015 году в нее включили 33 улицы в ЦАО – их отобрали сами москвичи из 39 предложенных.

В частности, на Большой Никитской пешеходная зона была расширена до 4–5 метров, а проезжая часть сужена до одной полосы движения в каждом направлении. На всем протяжении улицы появилась велосипедная дорожка длиной почти 2 км – она связала Бульварное кольцо с Моховой улицей и Садовым кольцом. Аналогичные изменения произошли по другую сторону Москвы-реки – на Большой Ордынке. Теперь на этой улице тоже осталось только две автомобильных полосы, тогда как тротуары в некоторых местах были расширены до 5,5 метра. Велосипедная дорожка протяженностью 1,8 км связывает Садовое кольцо и туристические объекты центра города. Важной особенностью благоустройства Большой Ордынки стало масштабное озеленение района – здесь высадили 452 дерева и кустарника. На Мясницкой улице две полосы из четырех были отданы пешеходам и велосипедистам. Тротуары вымостили гранитной плиткой, дорожку для двухколесного транспорта заасфальтировали – от машин ее сейчас отделяет мощеная полоска, на которой установили фонари.

Нетрудно догадаться, что цель этих очень похожих между собой преобразований – не только повысить качество и доступность городской среды, но и ограничить автомобильные потоки, направляющиеся в центральную часть города. Параллельно сужению проезжей части власти убрали часть парковочных мест, предусмотренных схемами организации движения. По реконструированным улицам автомобили теперь движутся сплошным потоком – возможностей для обгона и остановки у них больше нет. В результате скорость движения в зоне реконструкции выросла сразу на 15%: для лидера «пробочных» рейтингов, которым на протяжении последних нескольких лет была российская столица, – это отличный результат.

О необходимости реконструкции Тверской улицы городские власти впервые заговорили еще в 2012 году, задолго до принятия специализированной программы. В 2013-м был объявлен конкурс – Тверскую предполагалось сузить на две полосы (также как Никитскую, Мясницкую и Ордынку), прилегающие тротуары замостить гранитной плиткой, поменять освещение, установить скамейки и цветники. Необходимость сужения на тот момент объяснялась наличием «бутылочного горлышка»: представители дептранса поясняли, что если дорогу сделать двухполосной, автомобилям не придется перестраивать и создавать пробку у Охотного Ряда. Однако конкурс был отменен, а в 2015-м году Тверская не попала в перечень первоочередных проектов из-за своего стратегического положения и высокой стоимости работ. «Надо было сначала обкатать программу и прощупать общественное мнение на менее значимых объектах», – поясняет представитель администрации.

Торги по Тверской объявили на прошлой неделе: начальная цена контракта на разработку проекта реконструкции составляет 43,6 млн руб., в состав участка входит сама Тверская от метро «Охотный Ряд» до метро «Пушкинская», Пушкинская площадь, 9 дворовых территорий, а также небольшой участок Большой Бронной вдоль Новопушкинского сквера вместе с рестораном «Макдоналдс». Задачи грядущего благоустройства полностью совпадают с принципами общегородской программы. Это повышение связанности пешеходной сети, формирование более четких границ между различными функциональными зонами, стимулирование круглогодичной уличной активности, обеспечение комфорта для всех групп пользователей. На первом этапе победителю торгов предстоит провести обследование территории. В частности, проработать оптимальное расположение пешеходных дорожек, исключающих появление «народных троп» и острых углов в местах сопряжения пешеходных потоков. Для горожан должны быть созданы максимально комфортные условия передвижения по улице. Для этого необходимо убрать избыточные препятствия в виде опор указателей, дорожных знаков и рекламных конструкций.

Подрядчики должны помнить, что Тверская – это популярная у горожан коммерческая улица, где расположены известные магазины, кафе, рестораны, банки. В конкурсной документации указывается, что планируемая реконструкция должна стимулировать развитие и повышение разнообразия стрит-ритейла: для этого «мощение следует проводить вплотную к фасадам зданий, предусматривая возможность размещения террас кафе шириной не менее 1,5 метра». У входов в наиболее популярные объекты общественной и коммерческой инфраструктуры должны быть созданы «зоны для высадки пассажиров такси и площадки на всю ширину тротуара». При проектировании победителю конкурса предписывается предусмотреть замену остановок старого образца с истекшим нормативным сроком эксплуатации новыми остановками общественного транспорта. Кроме того, реконструкция должна учитывать установку информационных табло прибытия транспорта, аппаратов по продаже билетов, информационных транспортных стел. Отдельное задание выдано на проведение озеленения. Причем на этот раз деревья предполагается высаживать не только в контейнеры, но и в грунт. «В проекте должна быть предусмотрена высадка деревьев и кустарников с различной цветовой окраской листвы, с учетом подбора растений с разной декоративной окраской в разные времена года», – отмечается в документации.

Большой объем работ предстоит выполнить на улично-дорожной сети. В основу проекта благоустройства должна быть положена схема организации дорожного движения, разработанная департаментом транспорта и согласованная с ФСО. Подрядчику необходимо согласовывать любые изменения правил парковки у федеральных ведомств (реконструкция, в частности, затронет парковку около Государственной Думы), а при «разработке документации парковочного пространства предусмотреть максимально возможное охранение парковочных мест для служебного транспорта федеральных и региональных органов власти». Что касается сужения Тверской до одной полосы движения в каждом направлении, то такого требования в новой конкурсной документации нет. В департаменте транспорта «Московской перспективе» подтвердили, что от этой идеи власти отказались, хотя сами автомобилисты уже были морально готовы к такому решению. А руководитель проекта Probok.net. Александр Шумский даже предлагал закрывать Тверскую для транспорта по выходным дням. В своем блоге он сравнивал московскую улицу с Елисейскими Полями в Париже и бульваром Рамбла в Барселоне и рассуждал о возможности создания в середине Тверской зеленого бульвара шириной 5–7 метров.