На пути к «Варшаве»

На пути к «Варшаве»

На пути к «Варшаве»
На пути к «Варшаве»
Будущее советских кинотеатров решит архитектурный конкурс

В Москве стартовал открытый конкурс на разработку концепции редевелопмента кинотеатров «Варшава» и «Восход». На прошлой неделе в образовательном центре музея «Гараж» состоялась дискуссия, посвященная постиндустриальному будущему советской культурно-досуговой инфраструктуры – именно она и дала старт конкурсу.

В 2014 году 39 московских кинотеатров были проданы с аукциона компании ADG Group, которая запускает программу их масштабной реконструкции. Конкурс на развитие «Варшавы» и «Восхода» – часть этой программы. Основная идея – восстановить локальные центры притяжения районов и сделать их максимально полезными для жителей, обеспечив при этом коммерческую устойчивость каждого объекта. Такая реновация советских кинотеатров – первый опыт для Москвы, поэтому компания ADG Group при поддержке Москомархитектуры объявила открытый профессиональный конкурс.

Участвовать в нем могут как российские, так и зарубежные архитектурные компании в составе консорциума, но лидером его должен быть российский партнер. Конкурс будет проходить в два этапа. Сначала (до 20 ноября) участникам нужно представить заявку и портфолио. Шорт-лист финалистов будет определен 26 ноября. В этот же день стартует второй этап конкурса, в который выйдут пять команд-финалистов. Именно они будут разрабатывать концепцию редевелопмента кинотеатров.

Завершится конкурс 25 января 2016 года финальным заседанием жюри, на котором выберут победителей. Они получат 650 тыс. рублей и право на реализацию своего проекта. Председатель жюри конкурса – главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

«Многие объекты советской инфраструктуры могли бы подвергнуться подобной реновации – дворцы спорта, дома пионеров, библиотеки, районные дома культуры. Таким образом, городская «периферия» повысит свое качество и статус. Чем больше таких общественных пространств, тем более полноценной становится жилая среда, – подчеркнул Сергей Кузнецов. – У этих зданий есть определенная узнаваемость, многие из них относятся к периоду советского модернизма. Старый формат кинотеатра был милый и уютный. Я сам ребенком посещал многие из них. При реновации объектов важно не потерять локальную индивидуальность этих мест, с этой целью мы проводим конкурс».

Кинотеатры, на разработку концепции которых объявили конкурс, находятся в жилых районах Москвы, на периферии города. Они построены по типовым архитектурным проектам в 70-х годах. Давно закрытый кинотеатр «Восход» расположен в Юго-Восточном административном округе в районе Рязанский. С «Варшавой», находящейся в Северном административном округе на территории Войковского района, ситуация более благополучная. Кинотеатр был реконструирован и функционирует, но не является популярным местом отдыха горожан. Зал кинотеатра рассчитан на 158 мест, он оборудован звуком системы Dolby Digital Surround EX. «Объекты, которые мы предложили на конкурс, для нас являются довольно сложными, у нас пока нет ответа на вопрос, что там все же должно быть. Однако я бы хотел предложить участникам конкурса при разработке проекта посмотреть на эти кинотеатры глазами жителей и предложить им тот объем культурной инфраструктуры, который немного повысит качество жизни в этом районе», – отметил управляющий парт-нер ADG Group Григорий Печерский.

По словам Анны Броновицкой, директора по исследованиям Института модернизма, к концу 1971 года на каждую тысячу жителей Москвы приходилось 12,6 места в кинотеатре. В этот период их возводили крупными отдельно стоящими зданиями, а сейчас это вызывает определенные трудности – планировочную структуру внутри кинотеатров очень сложно приспособить под другие функции и даже потребности современного кинобизнеса.

Организаторы конкурса выразили надежду, что его результатом станет архитектурная концепция редевелопмента старого кинотеатра, которая сохранит его культурно-просвети-тельскую функцию и будет ориентирована на современные потребности жителей города. Кроме того, необходимо предложить решения по благоустройству территории.

Аукцион по продаже 39 столичных кинотеатров, который состоялся в ноябре 2014 года, был не первой попыткой столичных властей реализовать устаревшие кинотеатры. Начальная стоимость лота составляла 9,57 млрд рублей, на предыдущих аукционах за 10 кинотеатров просили почти половину этой суммы. Победителем торгов стала компания ООО «Эдисон-энерго», аффилированная с одним из крупнейших девелоперов России – ADG Group. Она приобрела советские здания за 9,579 млрд рублей. Тогда же инвестор объявил о своих планах вложить в проект около 40 млрд рублей.

Летом этого года столичные парламентарии на заседании Комиссии Мосгордумы по градостроительству, государственной собственности и землепользованию поддержали концепцию дальнейшего градостроительного развития бывших городских кинотеатров. Вместо морально устаревших зданий должны появиться современные развлекательные центры для просмотра фильмов, с различными кружками, секциями, кафе, магазинами и аптеками. Причем использоваться будут не только внутренние помещения, но и прилегающая территория, скверы и даже крыши.

Теги: #