Каждому овощу свое место

Каждому овощу свое место

Каждому овощу свое место
Каждому овощу свое место
Ключевую роль в снабжении продовольствием Москвы сыграют агрокластеры

На минувшей неделе Сергей Собянин побывал на крупнейшем в Европе оптово-продовольственном комплексе «Фуд Сити», построенном в километре от МКАД по Калужскому шоссе. По словам мэра Москвы, «Фуд Сити» является примером цивилизованной оптовой торговли продуктами. В его основу положен опыт аналогичных комплексов Rungis (Париж), Merca (Мадрид), Berliner Markt (Берлин), Central de Abastos (Мехико), которые признаны эталонными.
Первый в стране агрокластер «Фуд Сити» открылся в сентябре 2014 года. Он занимает площадь 115 га и предлагает широкий выбор продуктов, начиная от мелкой розницы и заканчивая крупным оптом. Комплекс создавался для поддержки отечественных сельхозпроизводителей. Сейчас его оборот составляет порядка 800 тыс. тонн продовольствия в год: это мясо, рыба, овощи, фрукты, молочная и бакалейная продукция. «Мониторинг цен в «Фуд Сити» проводится совместно со столичным департаментом торговли. За продуктами сюда охотно приезжают представители ресторанов, гостиниц, сетевых магазинов. В преддверии Нового года открылась самая большая в Москве площадка – более 2 тыс. кв. метров – по продаже рыбы. Товар сюда привозят из Мурманска, Крыма, Дальнего Востока и т.д.

В Москве планируется создание еще нескольких подобных оптово-продовольственных центров», – подчерк-нул глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. Сергей Собянин, в свою очередь, отметил высокую востребованность такого торгового формата: «Учтя опыт развития подобных комплексов в ведущих мировых мегаполисах, мы вернули цивилизованную оптовую и мелкооптовую торговлю в город. Сегодня почти треть свежих продовольственных товаров Москвы реализуется через эту площадку».

Агрокластер активно развивается. «За год нам удалось привлечь сюда более 3 тыс. арендаторов. Это представители 52 российских регионов, а также 26 иностранных компаний, в том числе из Азербайджана, Турции, Ирана, Сирии, стран Латинской Америки. Но мы планируем и дальше расширяться, идти вперед. Так, в середине декабря на территории комплекса откроется таможенный пост, который будет способен одновременно вмещать порядка 5 тыс. машин», – сообщил Год Нисанов, председатель совета директоров группы компаний «Киевская площадь», в которую входит «Фуд Сити».

Работа над созданием аналогичных торгово-розничных центров началась несколько лет назад. В законе «О продовольственной безопасности города Москвы» от 2014 года был определен термин «агропродовольственный кластер» и его основные функции. Столичное правительство сформулировало концепцию отечественного комплекса, в период работы над которой изучались передовые технологии, внедряемые зарубежными компаниями. Комплекс объединил несколько типов торговых строений. Только площадь павильона для розницы и мелкого опта составляет 346 тыс. кв. метров. Два этажа разделены на зоны, в каждой из которых ведется торговля определенными товарами. Именно сюда приезжают закупщики несетевых магазинов, ресторанов и кафе. Если раньше им приходилось работать с поставщиками каждого вида продуктов в отдельности, то теперь мясо, фрукты, сыры, зелень и специи они покупают в одном месте. Есть еще оптовые склады, складской терминал и складской комплекс, общая площадь которых составляет 276 тыс. кв. метров и 9 кросс-доков площадью 65 тыс. кв. метров. Кросс-доки – это отдельно стоящие павильоны. Восемь из них предназначены для продажи овощей, фруктов и бахчевых. Еще один – мясной, центральная зона которого представляет собой широкую галерею, позволяющую покупателям передвигаться вместе со специальной тележкой или автопогрузчиком.

Продавец, арендующий на длительное время торговую точку в павильоне, должен располагать определенным ассортиментом продукции. А выставлять свой товар в кросс-доках может любой фермер, приобретая торговое место, как правило, на несколько дней. Чаще всего фермерская продукция распродается за один или три дня. В этом и заключается концепция европейских рынков, которые дают фермерам возможность самостоятельно выходить на торговые площадки. Им не приходится обращаться в магазины или к перекупщикам, а поскольку посредники отсеяны, цены на продаваемую продукцию ниже. Да и товар к покупателю поступает более свежим, особенно это касается ягод, которые достаточно быстро портятся и очень капризны к температурному режиму.

В следующем году закончится строительство второй очереди «Фуд Сити», в результате чего комплекс получит еще 1,5 тыс. торговых мест. На его территории в ближайшее время откроются офисно-деловой центр общей площадью 30,8 тыс. кв. метров и гостиничный комплекс на 656 мест. Строятся дополнительные склады, стоянка грузового транспорта, которая в итоге будет насчитывать 2 тыс. машино-мест, и перехватывающая парковка на 1,5 тыс. машино-мест. Все работы планируется завершить до конца будущего года.

В связи с тем, что расширяется Калужское шоссе, количество подъездных полос к торговому центру со временем только увеличится. В ближайшей перспективе на пересечении шоссе с МКАД будет построена развязка с дополнительным съездом в сторону торгового комплекса и эстакадой.

Теги: #