Российская столица обошла Нью-Йорк и Лондон

Российская столица обошла Нью-Йорк и Лондон

Российская столица обошла Нью-Йорк и Лондон
Российская столица обошла Нью-Йорк и Лондон
По градостроительным показателям

Последний рейтинг мегаполисов, составленный компанией PricewaterhouseCoopers, свидетельствует, что Москва уже на равных конкурирует с такими мировыми центрами, как Лондон и Нью-Йорк, а по некоторым ключевым показателям развития даже обгоняет их. В горадминистрации это считают результатом слаженной работы всех структур правительства Москвы под руководством Сергея Собянина и строят планы в недалекой перспективе побороться за абсолютное лидерство.

Наверное, не стоит объяснять, что место в международных рейтингах является наиболее объективным показателем работы столичных властей. Рейтинги, в отличие от оценок самих чиновников и заказанных ими соцопросов, составляются независимыми агентствами и наиболее честно интерпретируют происходящие в городе перемены. По словам сопредседателя Комитета Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) по брендингу и продвижению территорий Владислава Шулаева, Москва сейчас представлена в 90 различных международных рейтингах городов и территорий, которые оценивают четыре направления развития города: городскую среду, инновационную среду, бизнес и туризм. «В международных рейтингах у Москвы в России есть только один конкурент – Санкт-Петербург. Сравнение с ним всегда мобилизует и позволяет легче понимать, где сейчас находится Москва в глобальной конкуренции», – говорит господин Шулаев.

Впрочем, последнее время Москва начала обгонять не только крупные российские города, но и известные мировые центры. Так, согласно последнему исследованию Pricewaterhouse-

Coopers (PwC), она по многим показателям опередила Нью-Йорк и Лондон. «Мы каждый год заказываем подобное исследование, чтобы понять, к чему должны стремиться. В этот раз PwC сравнила Москву по градостроительным показателям с 12 крупнейшими мировыми мегаполисами, сопоставимыми с ней по численности населения и размерам», – рассказал на Московском урбанистическом форуме глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин. Проанализировав динамику изменений за последние пять лет, эксперты пришли к выводу, что столица РФ лидирует по среднегодовым темпам роста ввода качественной офисной недвижимости, занимает второе место по среднегодовым темпам роста ввода торговой недвижимости (после Пекина) и по плотности рельсового транспорта (после Берлина) и третье место – по темпам роста ввода улично-дорожной сети, вводу УДС на единицу площади территории города и по темпам повышения доступности приобретения жилья. «Это результат тех преобразований, которые начаты за последние пять лет», – уверен господин Хуснуллин.

Основным драйвером успеха стало изменение градостроительной политики властей: переход к правильному планированию городского пространства, к комплексной застройке городских территорий, созданию новых точек роста и масштабного строительства транспортной инфраструктуры. Горадминистрация открыла новые возможности для инвестиционно-строительного сообщества и теперь пожинает плоды. По сравнению с двумя крупнейшими мировыми финансовыми центрами – Лондоном и Нью-Йорком – Москва активнее увеличивает инвестиции в основной капитал (среднегодовой темп роста за пять лет – 8,2%, Лондон – 5,1%) и в бюджетные капитальные расходы (3,7%, у Лондона – 2,9%, у Нью-Йорка – спад на 7,1%). «Нам удалось превысить максимальный уровень ввода недвижимости, достигнутый ранее: за последние пять лет мы ввели недвижимости больше, чем за предыдущую пятилетку, – 41,5 млн кв. метров. Это серьезное обновление фонда недвижимости: порядка 10% от площади всех зданий Москвы в 2010 году», – комментирует результаты рейтинга Марат Хуснуллин. По данным PwC, в пересчете на одного жителя в Москве было построено 1,7 кв. метра жилья за пять лет, что вдвое больше, чем в Нью-Йорке и Лондоне. «Половина всей строящейся и вводимой в последние три года недвижимости приходится на территорию новой Москвы и промзоны. Этот факт лучше всего подтверждает практическую реализацию принципа полицентричного развития Москвы», – отмечает Марат Хуснуллин.

При этом бюджетные инвестиции в первую очередь вкладывались в строительство метро и развитие дорожной инфраструктуры. В отличие от Лондона, где сеть метрополитена не расширялась последние пять лет, и Нью-Йорка, где в 2015 году была открыта первая новая станция за последние 25 лет, в Москве с 2010 года введено уже 17 станций подземки. Лидирует российская столица и по объемам дорожного строительства: за пять лет площадь улично-дорожной сети Москвы выросла на 10%. Власти сделали ставку на расширение основных городских магистралей и организацию в их составе выделенных полос, занялись «расшивкой» узких мест путем замены устаревших клеверных на развязки с направленными эстакадами-съездами, а также отказались от дорогостоящих решений по созданию новых транспортных колец в пользу формирования хорд и дублеров. За последние пять лет в эксплуатацию было введено в 2,5 раза больше дорог, чем за предыдущую пятилетку.

Эти результаты не могли не отразиться на другом рейтинге – загруженности дорог, который составляет авторитетная голландская компания TomTom. Если в 2012 и 2013 годах Москва занимала в нем лидирующее позиции, то в 2014-м опустилась сразу на несколько строчек вниз, пропустив вперед Стамбул, Мехико и Рио-де-Жанейро. В феврале 2015 года свой индекс загруженности дорог в городах мира опубликовала также всемирно известная компания по производству моторных масел Castrol Magnatec. Санкт-Петербург занял в нем 5-е место по уровню загруженности дорог в мире, а Москва – 6-е. Таким образом, по результатам исследования дорожная ситуация в Петербурге была признана более напряженной, чем в Москве. Увеличение скорости – результат комплексной работы всей команды правительства Москвы под руководством мэра Москвы Сергея Собянина: в городе не только реконструируются дороги и строятся новые развязки, но и осуществляется контроль парковочного пространства, а также широко используются возможности ИТС. По замерам, проводимым экспертами, скорость движения в Москве в первом полугодии 2015 года в среднем выросла на 12%, на вылетных магистралях – на 8%.

«Мое мнение, что рейтинги – это полная мини-программа на ближайшие годы. Показатели, которые занимают верхние строчки, необходимо удерживать, а которые отстают – улучшать», – считает глава департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин. По его словам, городские власти нацелены на улучшение позиций Москвы в международных рейтингах, «потому что сегодня международные и глобальные города борются за привлечение иностранных инвестиций». Он подчеркнул, что в связи с существенным сокращением административных барьеров за последние два года столица улучшила позиции на 20 мест в рейтинге Всемирного банка Doing Business: «Мы, борясь за место в Doing Business, проделали такую колоссальную работу за два года, которая десятилетиями до этого не получалась, потому что появилась цель. Хотим попасть в лучшие места в рейтинге. И вся административная машина была нацелена на то, чтобы это получилось».

Теги: #