«Городские законы обеспечивают дальнейшее развитие Москвы» - Московская перспектива

«Городские законы обеспечивают дальнейшее развитие Москвы»

«Городские законы обеспечивают дальнейшее развитие Москвы»
«Городские законы обеспечивают дальнейшее развитие Москвы»
Алексей Шапошников о проекте столичного бюджета, новых законопроектах и приоритетных программах

Завтрашнее заседание депутаты Мосгордумы проведут в новом здании. В рамках заседания мэр Москвы Сергей Собянин выступит с ежегодным отчетом о результатах деятельности правительства Москвы и представит основные параметры проекта бюджета города Москвы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. О том, каким будет главный финансовый документ столицы и какие еще вопросы в ближайшее время рассмотрят депутаты, обозревателю «Московской перспективы» рассказал председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников.

21 октября, в день 5-летия вступления Сергея Собянина в должность мэра Москвы, заседание Мосгордумы пройдет уже в новом здании. Для депутатов это долгожданное событие?
– Действительно, завтрашнее заседание Московской городской Думы пройдет в новом зале реконструированного комплекса зданий на Петровских воротах, что на углу Петровки и Страстного бульвара. Столичные строители и реставраторы хорошо потрудились – в городском парламентско-общественном центре созданы максимально комфортныеусловия для работы. Мы, безусловно, рады этому событию.

 На совместном заседании комиссий Мосгордумы был одобрен проект бюджета, и уже завтра он будет рассматриваться в первом чтении. Как вы оцениваете его основные параметры?
– В этом году, как и в предыдущее пятилетие, город не изменит своей традиции. Бюджет сохранит социальную направленность. И все обязательства властей перед москвичами будут выполнены в полном объеме. 53% столичного бюджета будет направлено на здравоохранение, образование, культуру, спорт.

Если говорить об основных параметрах бюджета, то объем доходов запланирован на уровне почти 1,6 трлн рублей. Расходы планируются в объеме 1,65 трлн рублей, а дефицит составит всего 3%, что почти в три раза меньше по сравнению с 2015 годом. Это минимальный показатель и в сравнении с другими регионами Российской Федерации. Более того, дефицит можно покрыть в ходе различных конкурсных процедур. Так что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, столичный бюджет вселяет уверенность, что наш мегаполис будет динамично развиваться.

То есть кризис сферу социальной поддержки москвичей не затронул?
– Повторю, бюджет сверстан таким образом, что средств, выделяемых на социальную поддержку, будет достаточно. И надеюсь, что все они будут потрачены эффективно.
Напомню, с 2010 года расходы бюджета Москвы на социальную помощь по инициативе мэра города Сергея Семеновича Собянина значительно увеличились. Введена система адресной поддержки ветеранов войны и инвалидов, значительно больше стали выплаты семьям, взявшим на воспитание детей-сирот. В полном объеме выполняются все социальные обязательства. А городские законы обеспечат дальнейшее развитие Москвы.

Не так давно Мосгордума одобрила документ, согласно которому с 1 июля льготы по уплате взносов на капитальный ремонт распространили не только на тех, кому положено по федеральному закону, но и на 10 других категорий москвичей, которые до этого не имели преимуществ по оплате жилищных услуг. Это сделано также по предложению мэра Москвы. Льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг пользуются около 3,3 млн человек.

Политика и приоритеты города и в области строительства в ближайшие годы останутся неизменными?
– Да, это развитие транспортной системы – метро, дорог, пригородного сообщения, обустройство транспортно-пересадочных узлов. В рамках представленного проекта бюджета на развитие транспортной системы предлагается направлять ежегодно 340–380 млрд рублей. Все мероприятия нацелены на то, чтобы разгрузить город от пробок и сделать проезд более комфортным и удобным для москвичей.

Отмечу, что к 2017 году планируется запустить в полном объеме движение по Малому кольцу Московской железной дороги. В ближайшие три года планируется открыть 36 новых станций метрополитена, а также построить порядка 250 км новых дорог.
Приоритетным остается строительство жилья, поликлиник, больниц, детских садов, школ, объектов культуры и спорта. Это позиция мэра Москвы, поддерживаемая законодателями.

За последние 5 лет у нас появилось много новых общественных пространств. Что еще надо сделать, чтобы город стал «доброжелательнее» к людям?
– Вы обратили внимание, насколько увеличилось посетителей парков и скверов, пешеходных зон? Москвичи просто гуляют по улицам, занимаются спортом рядом с домом и в обновленных зеленых зонах. За минувшие 5 лет создано 400 новых парков. Начинается освоение берегов Москвы-реки. И возможности расширения общественных пространств не исчерпаны. К примеру, сейчас мы вместе с коллегами-депутатами от Северо-Восточного округа прорабатываем концепцию создания парка «Яуза». Думаю, что это перспективный проект.

 Давайте вернемся к экономике. На предыдущем заседании депутаты МГД приняли законы, направленные на развитие производства и привлечение инвестиций. Город возвращается к развитию промышленности?
– Что касается экономического развития города, то, безусловно, это создание новой экономики, которая должна выражаться в развитии инновационных высокотехнологичных производств и в привлечении инвестиций в столицу. На достижение этих целей работает программа «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы», на которую выделяется порядка 26 млрд рублей.
7 октября Московская городская Дума приняла два основополагающих закона в этой сфере – «О промышленной политике» и «Об инвестиционной политике города Москвы и государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности». Приняты также законы, которые дают субъектам инвестиционной деятельности в приоритетных для города отраслях налоговые льготы.
Сегодня московские власти прекрасно понимают, что город должен наращивать промышленный потенциал, причем за счет создания высокотехнологичных, экологически чистых производств. И теперь для этого создана и правовая основа. Принятые законы позволят приступить к реформированию промышленных зон в Москве. Результаты обследования показали, что у большинства предприятий есть излишки площадей. И они, как правило, просто сдаются в аренду под склады и торговлю. В законе нашел отражение кластерный подход.

Еще одно важное нововведение – присвоение статуса «приоритетный инвестиционный проект» сроком до 10 лет, а также предоставление инвесторам гарантий от некоммерческих рисков, связанным с действиями органов власти и должностных лиц. Это положение убережет инвесторов от каких-либо волюнтаристских проявлений чиновников, которые, к сожалению, еще могут быть.

В этом году москвичи стали платить за капитальный ремонт из своего кармана. Считаете ли вы сумму в 15 рублей за «квадрат», которая установлена для каждого москвича, объективной?
– Принимая нормативные акты по капитальному ремонту в Москве, мы в первую очередь выполняем федеральные законы. Поэтому Мосгордума и внесла соответствующее изменение в московское законодательство.

Установленная на сегодняшний день ставка за капремонт в размере 15 рублей значительно меньше, чем предлагали эксперты, а это порядка 80 рублей за кв. метр. На заседании правительства Сергей Семенович Собянин принял решение утвердить ставку именно 15 рублей. При этом для социально незащищенных москвичей не только сохраняются те льготы, которые приняты ранее, но и добавлены новые: в Москве решено, что даже если собственник дома не относится к льготникам, но затраты на капитальный ремонт превышают 10% от всех доходов его семьи, то город выделяет субсидию.
Хочу подчеркнуть, что городские власти несут ответственность за те решения, которые принимают. И все эти решения принимаются не кулуарно, а выносятся на открытое обсуждение. Власть стала ближе к народу, а москвичи все чаще принимают участие в управлении городом.