«Нам удалось избежать транспортного коллапса и разгрузить город»

«Нам удалось избежать транспортного коллапса и разгрузить город»

«Нам удалось избежать транспортного коллапса и разгрузить город»
«Нам удалось избежать транспортного коллапса и разгрузить город»
Марат Хуснуллин об итогах работы стройкомплекса за пять лет

За прошедшие пять лет Москва сделала огромный рывок в градостроительном развитии, перестав быть самым загруженным транспортом мегаполисом в мире. Сами москвичи отмечают, что жизнь в городе стала более комфортной. За счет чего это удалось сделать, какие задачи стоят перед стройкомплексом на ближайшие годы, корреспонденту «МП» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

За пять лет проделана огромная работа по градостроительному развитию Москвы. Что вы считаете самым главным из того, что удалось сделать?
– Пять лет назад мы столкнулись с тем, что неправильное городское планирование привело к колоссальному дисбалансу расселения и мест приложения труда и, как следствие, к серьезным транспортным проблемам. Поэтому самое главное, что мы сделали, – полностью изменили вектор градостроительного развития. Фактически произошла перезагрузка работы всего стройкомплекса. Изучив мировой опыт других мегаполисов, правительством Москвы и мэром Сергеем Семеновичем Собяниным было принято решение о формировании новой градостроительной политики, целью которой стало превращение Москвы в комфортный и удобный для жизни город.
Основными принципами новой градостроительной политики стали стабилизация застройки центральной части мегаполиса и остановка проектов, негативно влияющих на градостроительное развитие; полицентричность развития города с созданием новых центров притяжения на периферии; повышение мобильности города, предусматривающее настоящий рывок в развитии транспортной инфраструктуры; сбалансированное развитие городских территорий и формирование общественных пространств, а также снижение административных барьеров.

Чего из перечисленного удалось достичь?
– Многое из того, что мы чуть менее пяти лет назад расписали на бумаге, нашло свое воплощение. Судите сами – Москва, еще пять лет назад «стоявшая» в пробках, наконец «поехала». У нас в год прибавлялось и прибавляется по 200–300 тыс. автомобилей. При таком тренде мы неминуемо должны были прийти к транспортному коллапсу. Но этого не произошло, более того – нам удалось частично разгрузить город благодаря целому комплексу мер. Во-первых, развитие транспортной инфраструктуры стало главным приоритетом. Мы разработали и реализуем беспрецедентные по масштабам программы строительства метрополитена и дорог с выделенными полосами для общественного транспорта. Во-вторых, приняли меры по ограничению парковочного пространства в центральной части города, а также в целом по смещению центра деловой активности из ЦАО в спальные районы. Мы сделали упор на размещение офисов на периферии, а в центре строим гостиницы и апартаменты для туристов. В-третьих, чтобы развивать город полицентрично, приступили к реновации заброшенных промышленных зон, которые долгие годы были «ржавым поясом» столицы, не участвовали в городском развитии и не приносили городу никакой пользы. В рамках реновации, а эта программа рассчитана на годы вперед, там будет строиться жилая, социальная и коммерческая инфраструктура, а главное – будет создано много новых рабочих мест, чтобы будущие жители этих районов смогли найти работу в шаговой доступности, а не ехали для этого в центр города. Приняты градостроительные решения для возведения на этих территориях до 40 млн кв. метров различной недвижимости. Уже сейчас – всего за 2,5 года с того момента, как мы приступили к освоению промзон, – там построено порядка 4 млн кв. метров недвижимости, из которых 1,3 млн кв. метров – за 9 месяцев этого года. Всего в 2015 году на этих территориях будет введено порядка 2 млн кв. метров недвижимости. Самым же главным ресурсом для реализации полицентрической модели стало активное развитие новых территорий, присоединенных к Москве три с лишним года назад.

В результате в 2014 году Москва в рейтинге самых загруженных транспортом городов нидерландской компании TomTom сместилась с первого места, которое занимала еще в 2012–2013 годах, на 4-ю позицию, пропустив вперед Стамбул, Мехико и Рио-де-Жанейро. Мы считаем это нашей большой градостроительной победой.

Также удалось стабилизировать застройку в центре города. За пять лет прекращена реализация проектов инвесторов более чем на 15 млн кв. метров недвижимости, которые городу попросту были не нужны. Например, многофункциональный торговый комплекс на площади Павелецкого вокзала, офисно-торговый центр в Канатчиковском проезде, торгово-досуговый центр на пересечении Тверской улицы, Страстного и Тверского бульваров и так далее. Сохранены планировавшиеся ранее к сносу 189 строений, играющие важную роль в сохранении исторического облика Москвы, еще 72 объекта включены за это время в Реестр объектов культурного наследия.

Большая работа проведена по созданию и благоустройству общественных пространств. Создано более 50 народных парков, 120 км пешеходных зон, сформирована сеть велосипедных дорожек. Огромная работа была проведена по озеленению Москвы. В результате наш город сегодня обошел по количеству зеленых зон и посещаемости парков такие мегаполисы, как Лондон и Нью-Йорк, долгие годы считавшиеся одними из самых зеленых городов мира. Если в Лондоне, например, зеленые зоны занимают 38% площади города, то теперь в Москве – 51%, то есть более половины, а это влияет на улучшение экологической ситуации в столице. Немало усилий пришлось приложить для сокращения количества долгостроев. С 2011 года были достроены и введены в эксплуатацию почти 300 объектов из 671.

Вы сказали, что Москва будет развиваться как полицентричный мегаполис. Как реализуется эта стратегия, есть ли какие-то конкретные результаты?
– Как я уже говорил, в целях полицентрического развития столицы мы приняли решения, которые сегодня позволяют формировать рабочие места на периферии города. И главный ресурс развития города по полицентрической модели – это Троицкий и Новомосковский округа. Эти бывшие территории Подмосковья вошли в состав Москвы с 1 июля 2012 года, что увеличило площадь столицы в 2,5 раза. Были разработаны и приняты территориальные схемы ТиНАО. Новая Москва имеет существенный градостроительный и экономический потенциал: к 2035 году там будет возведено 100 млн кв. метров недвижимости в рамках сбалансированной комплексной застройки, там станут проживать 1,5 млн и работать 1 млн человек. Кроме того, уже сейчас транспортные магистрали столицы начали разгружаться не только за счет строительства и реконструкции новых развязок, но и за счет частичной ликвидации ежедневных трудовых миграций в направлении из новой Москвы в центр и обратно, потому что в формирующихся точках роста ТиНАО создается все больше новых рабочих мест. За три года в новой Москве введено порядка 7 млн кв. метров недвижимости. Прирост населения за это время составил 34% (увеличение на 78 тыс. человек), а количество рабочих мест выросло на 95% (на 80,5 тыс. человек), то есть модель полицентричного развития города уже сейчас себя оправдывает.

Плюс, как я уже сказал, Москва приступила к реновации промышленно-коммунальных зон, которые рассматриваются как главный ресурс полицентрического развития города в пределах его старых границ. В итоге уже сегодня в новой Москве и в промзонах строится до 60% всей столичной недвижимости. Кстати, одним из главных драйверов полицентрического развития Москвы стала реконструкция вылетных магистралей и строительство новых станций метро на периферии, а в ближайшее время драйверами станут МК МЖД и ТПУ. Их запуск станет дополнительным стимулом к реорганизации промзон в срединной и периферийной частях города, будет способствовать созданию новых центров притяжения – рабочих мест в сфере услуг, офисов, современных высокотехнологичных производств и так далее. Таким образом, москвичи получат возможность работать ближе к местам своего проживания.

 Как идет процесс реновации промзон?
– Наша основная задача – превратить промзоны из заброшенных и депрессивных территорий в привлекательные точки экономического роста. В первую очередь для создания рабочих мест. К реализации этого масштабного проекта мы приступили в 2013 году, сейчас по большинству территорий завершается проработка и согласование проектов планировок. В некоторых промзонах строительство уже ведется. Например, реновация территории ЗИЛа – это самый крупный проект развития промзоны, по своим масштабам сопоставимый с постройкой среднестатистического российского или европейского города. Застройка его северной части уже идет полным ходом, в ближайшее время мы узнаем инвестора, который займется развитием южного участка. В северной же части ЗИЛа уже ввели в эксплуатацию крупнейший и самый современный на сегодняшний день в Европе Ледовый дворец, возводится Центр водных видов спорта для синхронного плавания им. Анастасии Давыдовой. Все это – часть строящегося квартала «Парк легенд», который станет крупным спортивным кластером. Кроме того, будет построено до 1 млн кв. метров жилья и образовательный кластер, состоящий из трех школ и 12 детских садов. Там также появится филиал Эрмитажа – музейный центр «Эрмитаж-Москва».

В начале следующего года начнется реновация промзоны «Серп и Молот». В целом у нас разработана градостроительная документация по всем основным территориям развития, имеющим стратегическое значение для столицы. Кроме уже упомянутых это Мневники, Нагатинский затон, территории Тушинского поля, Зарядья, Большого Сити, Молжаниновского района за пределами МКАД, ВДНХ, МГУ, а также двух административно-деловых центров в новой Москве.

 Как вы оцениваете реализацию программы метростроения за пять лет?
– Хочу еще раз подчеркнуть, что программа метростроения, принятая пять лет назад и рассчитанная на 9 лет (с 2011 до 2020 года), по своим масштабам беспрецедентна. По итогам ее реализации протяженность столичной подземки увеличится в 1,5 раза, доля населения Москвы, не имеющего метро в шаговой доступности, сократится вдвое, а средняя продолжительность поездки на метро по городу станет сопоставима с показателями европейских городов.

С 2011 года в Москве построены и введены в эксплуатацию свыше 30 км новых линий метро и 15 станций. В этом году мы открыли новую станцию «Котельники» вместе с новым участком от «Жулебино» до «Котельников». До конца года откроется еще одна новая станция метро – «Технопарк» на Замоскворецкой линии, – которая обеспечит шаговую доступность к промзоне «ЗИЛ». Будет также завершено строительство первых двух станций метро на территории новой Москвы – «Румянцево» и «Саларьево». Если подводить итоги пятилетки, то получается 18 новых станций и порядка 34 км линий. Фактически мы построили почти в 1,5 раза больше станций и километров метрополитена, чем за предыдущую пятилетку. И еще один очень серьезный момент: до 2011 года в течение целых 14 лет (с 1996 года) в Москве не было построено ни одного электродепо, а мы за последние пять лет построили уже 6, еще столько же построим в течение ближайших пяти лет. Это крайне важно для безопасной эксплуатации подземки.

За один только прошлый 2014 год нам удалось создать колоссальный задел для ввода новых объектов в ближайшие три года: это порядка 60 км линий, 35 станций и 6 депо. Это позволит нам со следующего года и в течение трех лет вводить в эксплуатацию по 20 км линий, или примерно по 10 станций. Это станет настоящим рекордом. Никогда Москва столько километров метро в год в эксплуатацию не сдавала! Пока держится рекорд 1983 года, когда сдали 13,7 км линий, но тогда, как известно, метро строили силами всей страны.

Кроме того, мы реализуем еще один крупный проект по строительству пассажирского пути МК МЖД. Это будет так называемое полноценное легкое наземное метро (своего рода аналог немецкого S-Bahn). Таким образом, мы интегрируем подземку с железной дорогой.

Все ли из того, что наметили по программе метро, удалось реализовать?
– К сожалению, ряд инженерно-технических причин и внешнеэкономический фактор повлияли на то, что мы вынужденно отстали от изначально запланированного графика ввода некоторых станций. Из-за роста курса валют резко подорожали импортные материалы и оборудование. Чтобы максимально уйти от импорта и перейти на отечественные аналоги, мы были вынуждены пересмотреть все проектные решения: пришлось перепроектировать некоторые станции, принять новые технические решения, еще раз пройти экспертизу. Кроме того, были срывы поставок необходимого оборудования из-за рубежа, пришлось искать новых поставщиков. Это сказалось на сроках сдачи объектов. Например, только на участке Люблинско-Дмитровской линии мы потеряли 7–8 месяцев.

При строительстве станций «Румянцево» и «Саларьево» мы столкнулись с тем, что геологические условия отличаются от материалов изысканий. В итоге темпы проходки оказались ниже ожидаемых почти вдвое.

Во время строительства станции «Ховрино» произошла смена подрядчика, которая привела к полной остановке стройки. Сейчас новый подрядчик строительство возобновил, работы идут хорошими темпами. Станцию введем в 2016 году.

Сколько дорог было построено и реконструировано за пять лет?
– Во-первых, как я уже не раз говорил, мы кардинально изменили сам подход к развитию дорожной инфраструктуры: стали расширять основные городские магистрали с обязательным формированием выделенных полос для общественного транспорта, решать проблемы «узких мест» путем смены устаревших «клеверных» развязок на современные, с направленными съездами. Вместо дорогостоящих решений по созданию новых транспортных колец мы формируем хордовые направления, проходящие через город (Северо-восточная и Северо-западная хорды, Южная рокада), создаем дублеры загруженных транспортных магистралей (Северный и Южный дублеры Кутузовского проспекта). По масштабам дорожного строительства Москва сегодня занимает третье место в мире после Пекина и Гонконга (по рейтингу Price Waterhaus). За последние пять лет построили в 2,5 раза больше дорог, чем в предыдущую пятилетку – 363 км. Кроме того, построили более 110 искусственных сооружений (эстакад, тоннелей и мостов), 139 внеуличных пешеходных переходов.

За это время была решена проблема огромных очередей в ДОУ. Расскажите, за счет чего удалось этого достичь?
– Очередность в детские сады для детей от 3 до 7 лет Москва ликвидировала одной из первых в России. Кстати, число воспитанников ДОУ за это время выросло примерно в 1,5 раза. Разрешить эту важную проблему удалось за счет того, что город перешел к комплексной застройке, при осуществлении которой объекты социальной инфраструктуры стали строиться не просто в обязательном порядке и в достаточном количестве, но и зачастую опережающими темпами. То есть новоселы при заселении сразу получили всю социнфраструктуру в шаговой доступности. Дом еще строится, а садик уже готов, поэтому родители могут заранее записать туда ребенка. Мы сделали еще один важный шаг: город привлек к строительству социнфраструктуры инвесторов. Большинство инвесторов пошли нам навстречу, за это мы им благодарны. В 2011–2015 годах построено 164 ДОУ (до конца года их будет 191), 45 школ (до конца года – 63), 39 объектов здравоохранения (до конца года введем еще 10), 31 объект культуры (до конца года – 38).

Как идет подготовка к чемпионатам мира по футболу и хоккею?
– Завершается реконструкция стадиона ЦСКА – еще одного знакового спортивного объекта, который во время чемпионата мира по футболу будет использоваться как место для тренировок команд-участниц. Кроме того, к мундиалю столица получит новые тренировочные футбольные поля. К декабрю этого года мы завершим и реконструкцию Ледового дворца «Мегаспорт», в результате укрепили несущие конструкции комплекса. «Мегаспорт» и «Ледовый дворец ВТБ» на ЗИЛе примут в будущем году чемпионат мира по хоккею с шайбой.

С опережением графика на полгода ведется реконструкция БСА «Лужники». В итоге завершим ее уже в 2016 году, а не в 2017-м, как планировали ранее. Недавно в очередной раз с инспекцией там побывали представители ФИФА, которые отметили высокое качество и темпы работ. Уже до конца этого года мы закончим возведение основных конструкций трибун стадиона и монтаж инженерных систем. А в будущем году приступим к работам по обустройству нового современного футбольного поля.

Теги: #