От точечной застройки к точкам роста - Московская перспектива

От точечной застройки к точкам роста

От точечной застройки к точкам роста
От точечной застройки к точкам роста
Как Сергей Собянин и его команда изменили градостроительную политику Москвы за пять лет

Градостроительная политика столичных властей за последние пять лет претерпела наиболее заметные изменения. От точечной застройки команда Сергея Собянина перешла к комплексному освоению больших территорий, от реализации проектов преимущественно в центре города – к развитию промзон и созданию точек роста в новой Москве, от сноса исторических памятников – к их реставрации и приспособлению под новые нужды, от засилья офисов и торговых центров – к приоритетному развитию транспортной инфраструктуры и строительству объектов соцкультбыта.

Цель столичных властей – сделать Москву комфортным городом

Пять лет назад Москва, казалось, полностью исчерпала возможности для градостроительного развития. Принятый с таким трудом Генеральный план по ряду параметров отставал от реальности и не мог рассматриваться как документ стратегического планирования. В 2011 году на 1000 жителей приходилось уже 380 автомобилей, а Генплан обещал, что эта цифра будет достигнута только в 2025 году.

При этом российская столица имела крайне слабую дорожную сеть по сравнению с другими мегаполисами. Обеспеченность дорогами составляла 0,3 метра на 1 тыс. человек, тогда как в Берлине – 1,5 метра, в Большом Париже – 1,4, в Лондоне – 1,2, но даже в этих условиях основные инвестиции вкладывались не в развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, а в создание недвижимости. Центр города хаотично застраивался новыми офисными центрами, генерирующими дополнительный трафик и усугубляющими проблему с парковками, на окраинах росли спальные районы, не имеющие надежного транспортного обеспечения, торговые центры и другие объекты на МКАД не были обеспечены нормальными въездами и выездами. «Неправильное городское планирование привело к колоссальному дисбалансу расселения и мест приложения труда и, как следствие, к серьезным транспортным проблемам», – говорит глава стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин. К 2011 году половина рабочих мест в Москве оказалась сосредоточена в центре города (49% – в пределах Третьего транспортного кольца), тогда как основная масса населения проживает на его периферии (92% – между Третьим транспортным кольцом и МКАД). Кроме того, на работу в Москву приезжает как минимум 1 млн человек из соседней области.

Для решения сложившихся проблем правительство Москвы в 2011 году кардинально изменило подходы к дальнейшему градостроительному развитию столицы и определило приоритеты развития, которые последовательно в течение вот уже пяти лет воплощаются в жизнь. В связи с масштабностью задач их реализацией занимается вся команда Собянина, начиная от комплекса градостроительной политики и строительства и заканчивая департаментом соцзащиты и Комитетом по туризму. Главная цель чиновников – сделать Москву комфортным городом для москвичей и гостей столицы, современным, инвестиционно привлекательным. За прошедшие пять лет власти прекратили реализацию инвестиционных проектов, предусматривавших строительство 21,2 млн кв. метров недвижимости. Эти объекты вели к ухудшению градостроительной и транспортной ситуации, вызывали многочисленные протесты жителей, часть из них предполагала снос исторических и культурных памятников. (Например: многофункциональный торговый комплекс общей площадью более 80 тыс. кв. метров на площади Павелецкого вокзала; офисно-торговый центр площадью 146 тыс. кв. метров в Канатчиковском проезде на пересечении с ул. Вавилова, 5; торгово-досуговый центр на пересечении Тверской ул., Страстного и Тверского бульваров площадью 96,5 тыс. кв. метров.) Вместо точечной застройки и ликвидации исторической идентичности города мэрия взяла курс на комплексное и сбалансированное развитие территорий – ЗИЛ, Тушинский аэродром, Молжаниново, Южный порт, Нагатинская пойма, Большой Сити, формирование общественных пространств (парк «Зарядье», арт-квартал, «Золотой остров») и создание новых центров притяжения на периферии.

Новая Москва
В 2012 году к Москве была присоединена часть территории Московской области, что увеличило площадь столицы в 2,5 раза. Там уже активно формируются точки роста и экономического развития: за три года построили и ввели в эксплуатацию 7 млн кв. метров недвижимости, в том числе 15 ДОУ, четыре школы, две поликлиники и четыре модульные поликлиники. В ближайшие 20 лет в новой Москве планируется построить более 100 млн кв. метров недвижимости. Из них свыше 70 млн кв. метров жилья и 32 млн кв. метров коммерческих и иных площадей. В частности, городские власти намерены увеличить количество детских садов более чем в 10 раз – до 90 тыс. мест; школ – в 6 раз – до 175 тыс. мест; поликлиник тоже в 6 раз – до 26 тыс. посещений в смену. Наиболее активная застройка развернется в так называемом поясе урбанизации, а все существующие зеленые территории будут сохранены и благоустроены. По оценкам столичной администрации, уже в 2018 году новая Москва должна выйти на самоокупаемость и начать приносить налоги. А к 2035 году она станет основным драйвером, возможно, и донором старого города. При этом не менее 500–700 тыс. рабочих мест из миллиона должны закрывать сами жители присоединенных территорий, численность населения которых согласно плану развития вырастет до 1,5 млн человек. «Такое соотношение будет означать, что нам удалось выполнить поставленную задачу – организовать за пределами МКАД так называемый полицентрический город, новую точку притяжения инвестиций и трудовых ресурсов», – подчеркивает Марат Хуснуллин.

Транспорт
Еще одним приоритетом новой градостроительной политики стало опережающее развитие транспортной инфраструктуры. За пять лет в этом направлении был совершен настоящий прорыв: по сравнению с 2010 годом объемы строительства транспортных объектов увеличились в 4 раза. В городе началось строительство Третьего пересадочного контура (ТПК) подземки, реконструкция Малого кольца железной дороги (МКЖД) и модернизация 5 приоритетных направлений железной дороги. По метро работы сейчас развернуты на 150 площадках, где работают 35 тыс. строителей. РЖД приступила к строительству 70 км магистральных путей. Кроме того, приняты управленческие решения по всем транспортно-пересадочным узлам (ТПУ), а на некоторых уже ведутся необходимые проектные и строительные работы. Городские власти скорректировали программу развития метро до 2020 года: решено активизировать работы по линиям, формирующим транспортную обеспеченность территорий развития (основной упор будет сделан на строительство метро в новой Москве), а также на участках ТПК – то есть там, где это принесет максимальный градостроительный эффект.
Правительство Москвы также кардинально изменило подход к развитию дорожной инфраструктуры. На смену дорогостоящим проектам пришли комплексные и более эффективные решения – расширяются основные городские магистрали, расшиваются узкие места, вместо новых транспортных колец формируются хордовые направления. За прошедшие 5 лет построено и сдано 409 км дорог (в Москву пришла новая федеральная трасса М11), 114 искусственных сооружений, 140 внеуличных пешеходных переходов. Введено в эксплуатацию 78 эстакад, треть из них – в 2015 году, реконструировано 5 транспортных развязок на пересечении с МКАД, проводится серьезная работа по формированию парковочного пространства.

Жилье и социальные объекты
Наряду со строительством транспортной инфраструктуры не менее важным приоритетом с 2011 года стало возведение социальных объектов. Для ликвидации дефицита и обеспечения сбалансированности городской застройки за минувшее время построены 250 новых школ и детских садов, 69 объектов спорта, 49 больничных корпусов и поликлиник, 38 объектов культуры. «Это действительно большая стройка, причем нам удалось в нее вовлечь не только бюджетные ресурсы, но и деньги инвесторов. Например, сегодня детские дошкольные учреждения на 30–40% возводятся уже за счет средств инвесторов. Это очень важно для того, чтобы обеспечить своевременное комплексное освоение территории, возведение микрорайонов, которые имеют всю инфраструктуру», – подчеркивает Сергей Собянин. При этом горадминистрации удалось сохранить высокие темпы жилищного строительства. С 2011 по 2015 год в Москве (с учетом завершения программы текущего года) построено 14,7 млн кв. метров жилья. На 90% выполнена программа переселения из ветхого и пятиэтажного фонда, начатая в 1999 году. Из 1722 пятиэтажек сносимых серий К-7, II-32, II-35, 1605-АМ, 1МГ-300 на сегодняшний день снесен 1551 дом. «За 5 лет власти Москвы решили проблему 6000 обманутых дольщиков как за счет переговоров с инвесторами и достройки замороженных проектов, так и за счет строительства новых домов за бюджетный счет», – отмечают в горадминистрации. По поручению Сергея Собянина ситуация с долевым строительством сейчас находится под особым контролем стройкомплекса. К 2018 году в Москве должно быть построено и введено в эксплуатацию 15,6 млн кв. метров новостроек (в том числе 3 млн кв. метров за счет городского бюджета), благодаря чему уровень обеспеченности населения жильем вырастет с нынешних 19,4 кв. метра до 20,1 кв. метра.

Новые стандарты строительства
Помимо показателей власти задумались и о внешнем облике строящихся в Москве зданий, заставив домостроительные комбинаты модернизировать свои производства. Теперь их продукция должна соответствовать новым требованиям и обеспечивать варьирование этажности, гибкие планировочные решения, разнообразие фасадов, для создания которых застройщики теперь будут использовать не менее трех типов отделочных материалов, отличающихся друг друга фактурой, цветом и форматом. «Новые стандарты направлены как на улучшение внешнего облика самих городских кварталов, так и на повышение комфортности проживания москвичей», – отмечает Марат Хуснуллин. В центральной части города эта задача решается за счет обновления фасадов и капитального ремонта старых домов. За пять лет за счет средств горбюджета и инвесторов в историческом центре отремонтировали более 4 тыс. фасадов.
Одновременно втрое увеличилось количество зданий с архитектурно-художественной подсветкой – с 532 объектов в 2011 году до 1503 в 2015-м.

Промзоны
Примечательно, что с каждым годом все больше жилья будет строиться на территории бывших промышленных и коммунальных зон, которые ранее вообще не участвовали в процессе городского развития. Уже принятые градостроительные решения позволяют возвести на таких площадках 40 млн кв. метров недвижимости, почти половина – жилые новостройки (за последние годы объем застройки промзон составил 4 млн кв. метров). Активное строительство уже ведется на 10 объектах. Наиболее значимые – завод имени Лихачева (ЗИЛ), промзоны «Ленино», «Перово», «Верхние Котлы». В приоритете реновация таких территорий, как «Нагатинский затон», «Соколиная Гора», «Серп и Молот». Большой объем новой застройки запланирован на участках бывших промышленных и коммунальных предприятий, расположенных в границах Большого Сити. При этом власти настаивают, чтобы параллельно с жильем застройщики создавали места приложения труда. «Для города приоритет – рабочие места, – отмечает Марат Хуснуллин. – Наша основная задача превратить промзоны в новые точки роста, чтобы в результате создать полицентричный город. Если в бывших промзонах рядом со спальными районами создаются новые рабочие места, то в результате сокращается маятниковая миграция с окраин в центр города, а значит, снижается транспортная нагрузка на дороги и метро». Часть городских промзон вошла в новый грандиозный проект «Москва-река», предусматривающий реабилитацию и возвращение в хозяйственный оборот 11,6 тыс. га береговой линии главной водной артерии столицы. «Реализация таких проектов не просто интегрирует в активную городскую среду неиспользуемые и зачастую депрессивные территории, но и привлекает в город инвестиции, формирует дополнительные налоговые поступления в городской бюджет и создает новые рабочие места», – отмечают в горадминистрации.

Госуслуги в электронном виде
Чтобы решить весь комплекс градостроительных задач и не допустить пробуксовки важных для столицы проектов, власти по максимуму сократили административные барьеры и упростили процедуры оформления граддокументации. Сейчас все госуслуги в области инвестиционно-строительной деятельности можно оформить в электронном виде. «Эта мера придает скорость движению капитала в строительную отрасль и, конечно же, делает процедуру получения госуслуг максимально открытой и прозрачной», – отмечает глава стройкомплекса. Более качественная проработка граддокументации, в свою очередь, способствовала сокращению сроков работ и экономии городских средств. За пять лет сумма экономии по итогам экспертизы проектной документации по объектам горзаказа составила 380 млрд руб., еще 75 млрд руб. строители сэкономили для бюджета в ходе проведения торгов.