«Город сохранит за частниками треть рынка» - Московская перспектива

«Город сохранит за частниками треть рынка»

«Город сохранит за частниками треть рынка»
«Город сохранит за частниками треть рынка»
Дмитрий Пронин о реформе столичного транспорта

В последний день сентября вышли в рейс первые 8 маршруток на северо-западе столицы, которые будут работать по новым правилам, установленным городом для частных перевозчиков. Микроавтобусы 199К и 368 следуют от метро «Сходненская» до конечной остановки «Налоговый городок». Предполагается, что за год услугами этих маршрутных такси воспользуются около 922 тысяч пассажиров. О том, что включает в себя реформа наземного транспорта и какие изменения ждут москвичей, обозревателю «Московской перспективы» рассказал заместитель главы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Дмитрий Пронин.

Недавно Romir опубликовал исследование об отношении москвичей к маршруткам. Помимо высокой оплаты проезда многих горожан волнует само состояние коммерческого транспорта. Какие стандарты установлены для частных автобусов сегодня?  

– Один из ключевых пунктов реформы коммерческих перевозок в столице – новые требования к транспорту частников. Пассажиры пересядут в комфортные и безопасные автобусы малой, средней и большой вместимости. По городскому контракту они должны быть не старше двух лет и соответствовать экологическому стандарту не ниже «Евро-4». Автобусы оборудуют системами климат-контроля, аппарелями для инвалидов, электронными системами информирования пассажиров. Также все частные автобусы оформят в едином стиле столичного транспорта и окрасят в узнаваемый голубой цвет.
Сегодня маршрутки перевозят четверть всего пассажиропотока наземного транспорта. При высокой стоимости проезда пассажир не получает ни гарантии собственной безопасности, ни комфорта. На маршрутах работает старый транспорт, а в погоне за прибылью водители заполняют машины до отказа, о соблюдении расписания движения тоже говорить не приходится. Часто время ожидания коммерческого транспорта доходит до получаса. Но главное – они «лидеры» по количеству аварий, ездить на таких автобусах зачастую просто опасно. К тому же в салон не могут зайти мамы с колясками и люди с ограниченными возможностями.

В конечном счете мы хотим, чтобы пассажиру не было никакой разницы, на каком транспорте ехать – городском или муниципальном, чтобы он везде получил качественную услугу и гарантию собственной безопасности. И чтобы минимальное расстояние от дома до остановки не превышало 400 метров.
Кроме того, частники сейчас не всегда работают легально, некоторые предпочитают утаивать доходы, не платить налоги. По разным оценкам, около 30% частных перевозчиков столицы находятся «в тени». Сделать эту сферу прозрачной и эффективной – задача проводимой нами реформы.
 Жители опасаются, что маршруток станет меньше. Как изменится рынок частных перевозок?
– Город сохранит за частниками 30% доли рынка – это то, что у перевозчиков есть сейчас, – и по госконтрактам оставит за частниками 211 маршрутов в девяти округах столицы. Маршруты разыгрываются на аукционе между претендентами, готовыми предоставить качественный и безопасный сервис. Всего предполагается провести 63 аукциона, по итогам которых с перевозчиками будут подписывать пятилетние государственные контракты, где прописаны обязанности частников и города.

  Есть информация, что стоимость проезда в столичных маршрутках будет снижена на 30%. Так ли это на самом деле и как горожане смогут оплатить свой проезд?  
– Оплатить проезд можно будет при помощи карт единого билетного меню, как на городском автобусе. Все маршрутки оборудуют валидаторами, пройти через турникет можно будет с помощью карт «Тройка», «Единый», «ТАТ», «90 минут». К слову, сейчас меню городских билетов достаточно разнообразное. И дальновидные пассажиры давно знают, что можно существенно сэкономить, покупая больше поездок. Например, стоимость одной поездки при покупке проездного «ТАТ» составляет 15 рублей. Напомню, что сейчас в коммерческих маршрутках поездка обойдется в 35 рублей. Кроме этих приятных новшеств на всем коммерческом транспорте будут действовать те же льготы, что и на городском.

  Одно из преимуществ коммерческого транспорта – возможность попросить остановить водителя у дома, перекрестка, магазина и т.д. После реформирования эта опция останется?  
– Традиционных остановок «по требованию», «у перехода» и «на повороте» в государственных контрактах не предусмотрено. По статистике именно они лидируют в списках причин ДТП с участием маршруток. Давайте относиться серьезно к своему здоровью и не создавать угрозу для других людей, которая возникает из-за таких остановок, когда несколько десятков метров могут стоить кому-то жизни. Мы решили вопрос доступности цивилизованным путем – остановочная сеть будет расширена, а в скором времени от любого жилого дома можно будет быстро дойти до остановки наземного транспорта.
Кроме того, департамент провел большую работу по оптимизации маршрутной сети. Мы учитывали мнения пассажиров. В специальном проекте «Наши маршруты» было собрано более 800 предложений по обновлению транспортной сети. Уже сегодня открыто 6 новых автобусных маршрутов. Необходимость этих изменений подтверждают и данные опроса горожан в проекте «Активный гражданин». В опросе приняли участие более 125 тысяч москвичей.

Большая исследовательская работа была проведена по оптимизации существующей дорожной сети, в итоге устранены дублирующие друг друга маршруты. Также вводятся новые выделенные полосы, которые позволяют увеличить скорость движения общественного транспорта. Только до конца этого года планируется выделить еще 60 км таких полос.

  Правда ли, что модель управления наземным общественным транспортом, вводимая сегодня в Москве, аналогична той, которая давно используется в европейских столицах? 
– Это действительно так. Например, в Лондоне частные компании вот уже 10 лет интегрированы в общегородскую транспортную модель. Система государственных контрактов с коммерческими перевозчиками показала высокую эффективность. Так, еще в 2001 году в контракт перевозчиков Лондона была добавлена денежная мотивация за соблюдение расписания и графика движения. Только за четыре года реализации этой модели среднее дополнительное время ожидания автобуса сократилось на 40%, а за последние 13 лет – на 60%.
Самое главное, что эта реформа – одна из немногих, которую поддерживают сами москвичи. Согласно опросу общественного мнения, 80% жителей столицы высказались за изменение работы маршруток. И совсем скоро жители столицы сами почувствуют транспортные перемены к лучшему.