Через окно в музей - Московская перспектива

Через окно в музей

Через окно в музей
Через окно в музей
Фасадные витражи с картинами нового корпуса Третьяковки, который будет построен до конца 2019 года, должны будут привлечь больше посетителей

Столичные власти одобрили новую охранную зону, режимы использования земель и градостроительные регламенты квартала, в котором находится Третьяковская галерея. Принятое решение позволит продолжить строительство и ввести в эксплуатацию новый корпус музея, строящийся между Кадашевской набережной, Лаврушинским и Малым Толмачевским переулками. Кризис не мог не повлиять на темпы строительства и ритмичность финансирования объекта, однако строители обещают завершить работы до конца 2019 года.

Эпопея со строительством нового здания для одного из ведущих музеев страны тянется без малого 10 лет. Еще в начале века стало понятно, что Третьяковке тесно не только в своих исторических зданиях в Лаврушинском переулке, но и в относительно новом комплексе на Крымском Валу. Музею требовались новые экспозиционные площади, чтобы демонстрировать коллекции своих фондов, залы для торжественных мероприятий, чтобы на должном уровне принимать официальные делегации, реставрационные мастерские и научно-исследовательские лаборатории, чтобы на месте проводить необходимые работы и заниматься научной деятельностью.

Проект реконструкции Третьяковской галереи был разработан Моспроектом-4 под руководством Андрея Бокова, имеющего большой опыт проектирования объектов культуры (в частности, по его чертежам были построены Музей Маяковского, новое здание отдела личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, Московский дом фотографии на Остоженке и др.). Решение, предложенное господином Боковым, было представлено властям и экспертам в 2006 году, однако безоговорочной поддержки не получило. В том числе у самих музейщиков. Сроки начала работ неоднократно переносились. Наконец в 2008 году мэрия выступила с новой инициативой: построить новое здание Третьяковки не в Лаврушинском переулке, а на месте ЦДХ на Крымском Валу. Презентация проекта Нормана Фостера «Апельсин», который мэтр архитектуры планировал реализовать при поддержке жены бывшего градоначальника Елены Батуриной, всколыхнула общественность. Начались многочисленные акции протеста и демонстрации. Публичные слушания, продолжавшиеся несколько часов, закончились скандалом. В результате власти были вынуждены отказаться не только от «Апельсина», но и от любых планов по сносу и новому строительству на Крымском Валу.

Проект Андрея Бокова вновь стал актуальным. Однако руководство галереи приняло решение скорректировать проектную документацию в связи с ее несоответствием техническим требованиям и нормативам, кроме того, была пересмотрена содержательная концепция нового корпуса. Главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову, который в 2012 году сменил «ветерана» градостроительства Александра Кузьмина, не понравились фасады здания. Архитектурный совет решил провести конкурс на их оформление, не меняя структурные планы Андрея Бокова. К конкурсу были допущены шесть архитектурных фирм. Победителем стал Сергей Чобан и его бюро SPEECH. «Победителем выбран проект, который, с нашей точки зрения, отвечает потребностям Третьяковской галереи. Я очень рада, что наши мысли сошлись в едином представлении о том, каков должен быть образ нового корпуса Государственной Третьяковской галереи. То, что предложено сейчас, отсылает нас к музейному кварталу, но все-таки дает современный вариант архитектуры», – отметила бывший гендиректор Третьяковской галереи Ирина Лебедева (в феврале 2015 года ее отправили в отставку, новым директором музея стала Зельфира Трегулова).

В 2013 году глава Минкульта Владимир Мединский показал обновленный проект нового корпуса Третьяковки Владимиру Путину, после чего музей получил финансирование: стоимость работ оценили в 2,9 млрд руб. Подряд выиграл «Главзарубежстрой».

Новый корпус появится на Кадашевской набережной между Лаврушинским и Малым Толмачевским переулками. Под строительство отвели участок площадью 2,73 га, на котором располагалось историческое здание биржевой артели купцов Хлудовых (1898 года постройки), которое снесли. Новое здание музея будет иметь высоту до пяти этажей, его площадь, включая конференц-зал, пресс-центр и кафе, составит более 35 тыс. кв. метров, из них наземных помещений – 26,5 тыс. кв. метров.

Фасады, согласно предложению победителя конкурса, облицуют клинкерным кирпичом. В огромных оконных проемах планируется смонтировать витражи, повторяющие известные картины, экспонирующиеся в Третьяковской галерее. Светопрозрачные изображения нанесут на стекло специальными красками термическим способом, в ночное время они будут подсвечиваться изнутри. Таким образом, Третьяковская галерея станет работать круглосуточно. «Оригинальное фасадное решение позволит привлечь больше посетителей, потому что одно дело услышать, а другое – пройтись по улице и увидеть имитацию картины. После этого непременно захочется прийти в музей и посмотреть на все вживую», – полагают в Москомархитектуре. Изнутри новый корпус тоже не разочарует. В здании предусмотрены пешеходная улица под куполом-атриумом, кафе на каждом этаже с панорамными видами на Кремль и многофункциональный зал, оснащенный современным оборудованием.

В настоящее время стройка уже выходит из стадии котлована. Однако чтобы продолжить работы и впоследствии ввести музейный корпус в эксплуатацию, Третьяковской галерее необходимо было вывести участок, где ведется строительство, из режима охранной зоны. Соответствующее решение Градостроительно-земельная комиссия под руководством Сергея Собянина приняла на прошлой неделе. «По обращению Государственной Третьяковской галереи было принято решение об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов квартала, занимаемого музейным комплексом галереи (квартал № 403 ЦАО). Это позволит возвести на пересечении Кадашевской набережной и Лаврушинского переулка новый музейный корпус и расширить экспозиционные площади главного художественного музея страны – Государственной Третьяковской галереи», – сообщил представитель мэрии. В Москомстройинвесте уточнили, что в границы 403-го квартала ЦАО, помимо исторического здания музея, вошли еще четыре памятника федерального значения «Дом Гусятниковых», два жилых дома, начала XVIII в. и церковь Николы в Толмачах 1697 года постройки.

Новый корпус Третьяковской галереи планировалось открыть в 2018 году. Однако непростые экономические условия не могли не отразиться на темпах реализации проекта. Рост курса доллара заставил строителей задуматься об импортозамещении. Вместо немецких клинкерных кирпичей, предусмотренных проектом, для облицовки придется закупать отечественные аналоги. Кроме того, решено не привлекать иностранных специалистов к оформлению витражей в оконных проемах. Работы по переносу картины на стекло выполнит санкт-петербургская фирма. По словам подрядчика, экономия составит около 30% и позволит уложиться в утвержденную властями смету.