В круге света

В круге света

В круге света
В круге света
Московским фонарям возвращают исторический облик

Фонари в центре столицы перестают быть унылыми и типовыми, отметил на пресс-конференции «Возвращение исторического облика центру Москвы: городские фонари» глава департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы Павел Ливинский. Чиновник рассказал, какая работа проводится городом по восстановлению внешнего вида уличных светильников.

Первые фонари на улицах Москвы появились в 1730 году при Анне Иоанновне. Они были масляные, на некрасивых деревянных столбах. В 1863 году на смену им пришли более современные светильники – керосиновые, которые спустя несколько лет заменили газовыми. В это время фонари превращаются в архитектурное украшение столицы. В сталинскую эпоху уличные светильники становятся электрическими. Они вырастают в размерах и обретают помпезность.

«К сожалению, многие из чугунных фонарных конструкций, простояв десятки лет в агрессивной московской среде, стали разрушаться, зачастую представляя опасность для москвичей. В 80-х годах прошлого века их стали заменять типовыми, стальными, а чугунные цоколи – пластиковыми.

Об эстетике тогда не задумывались, главное было осветить улицы и предотвратить падение ржавых элементов на головы прохожих. Таким образом, некоторые уникальные кронштейны и цоколи были полностью утрачены», – сказал Павел Ливинский.

Чиновник отметил, что городские власти совместно с музеем «Огни Москвы» провели огромную работу по восстановлению облика исторических фонарей. Изучив архивные документы, старые фотографии, сохранившиеся элементы прежних светильников, специалисты изготовили трехмерные модели, которые затем металлурги отлили из чугуна.

Работа проводилась в рамках городской программы по благоустройству улиц и общественных пространств «Моя улица».

В первую очередь исторический облик вернули фонарям на Софийской набережной, Большом Москворецком, Большом Каменном и Бородинском мостах. Затем фонари заменили на Кремлевской и Москворецкой набережных, на Васильевском спуске. Как показал опрос, проведенный в системе «Активный гражданин», перемена в облике городских улиц понравилась москвичам. Положительно ее оценили более 68% горожан.

В рамках программы «Моя улица» только в этом году было заменено освещение на 44 улицах города, где установили свыше тысячи новых уличных торшеров. Так, на Мясницкой на месте стоявших здесь до революции газокалильных фонарей появились 152 чугунных фонаря-копии, созданных по образу и подобию своих предшественников, но работающих уже на электричестве. Копии прежних фонарей также установлены на Большой и Малой Никитских, Большой и Малой Бронных, на Спиридоновке и других центральных улицах города. Внутри светильников –энергосберегающие лампы. Свет, по словам архитекторов, подбирался исходя из цветового колорита каждой улицы, чтобы вместе с архитектурно-художественной подсветкой фасадов создать неповторимую атмосферу ночной Москвы. Чтобы при этом светильники пешеходной зоны не били в лица прохожим, а фонари на проезжей части обеспечивали хорошую видимость машинам.

Еще одним крупным проектом департамента стало восстановление фонарей в рамках реконструкции ВДНХ. Здесь, как и в центре Москвы, уникальные светильники серьезно обветшали. Опоры, находившиеся в удовлетворительном состоянии, отреставрировали. Неподлежащие восстановлению, а также утраченные элементы конструкций отливали заново. Новые фонари установили у фонтана «Каменный цветок». Около другого знаменитого фонтана «Дружба народов», где находятся уникальные светильники 50-х годов прошлого века, одну из сохранившихся опор взяли за образец, чтобы по ней восстановить утраченные. В советское время в подобных фонарях использовались разноцветные световые трубки. Сейчас их заменили современными светодиодными лентами.

«Главным врагом реконструируемых и возрождаемых нами фонарей являются вандалы. Новые цоколи на мостах уже начали расписывать граффити неизвестные художники. А восстановление покрытия – долгое и дорогостоящее дело. Это раньше коммунальщики прямо поверх старой краски наносили новую. В результате опоры и цоколи покрывались многослойными лохмотьями отваливающейся краски. Сейчас новый подход к обслуживанию. Сначала снимается старое покрытие, потом металл заново грунтуется и только после этого наносится новая краска», – рассказал Павел Ливинский.

Выступавший также подчеркнул, что на всех городских магистралях пластиковые цоколи фонарей заменят чугунными, это позволит на 50 лет забыть об их ремонте.

Теги: #