Испанцы на Ферганской улице - Московская перспектива

Испанцы на Ферганской улице

Испанцы на Ферганской улице
Испанцы на Ферганской  улице
Эксперты обсудили актуальные вопросы метростроения

В нынешнем году о метро говорят и пишут особенно часто. В мае Московскому метрополитену исполнилось 80 лет. Сданы в эксплуатацию и готовятся к пуску несколько станций. Полным ходом идет строительство Третьего пересадочного контура (ТПК), с которым наряду с радиальными линиями метрополитена будут интегрированы многие станции пассажирской системы МКЖД. Об актуальных вопросах современного метростроения говорили на прошлой неделе в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Авторитетные специалисты приняли участие в открытой дискуссии «От «Арбатской» до «Тропарево»: Шесть историй о московском метро».

Открыл встречу заместитель главного инженера ОАО «Мосметрострой» Анатолий Ададуров – «живая энциклопедия» московской подземки, знающий о ее строительстве и эксплуатации буквально всё. Гостям «Стрелки» он рассказал о технологиях проходки стволов и безопасности при проведении подземных работ. По его словам, раньше породу для строительства метро зачастую взрывали. Сегодня в Москве для этих целей используют стволопроходческую машину с телескопическим удлинением режущей части. Она плавно вынимает грунт, проходчиков во время работы в стволе нет: все делает техника. Однако при некоторых видах горных работ, как заметил инженер, ручной труд и сегодня необходим, здесь работают мастера высокой квалификации. Анатолий Ададуров поведал также об устройстве и принципах работы сверхсовременного проходческого щита, благодаря которому «тоннель получается как игрушка». По его словам, именно на таком щите мосметростроевцы несколько лет назад прошли тоннель под проливом Босфор, выполняя подряд турецкой компании.

Наряду с инженерами и строителями важнейшую роль в создании метро играют архитекторы. О художественном решении новых московских станций и новейших тенденциях подземного зодчества в разных странах рассказал Александр Вигдоров – главный архитектор мастерской №15 «Мосинжпроекта» (генподрядчик строительства метрополитена в Москве). По его словам, метро за рубежом сейчас «стало важной архитектурной темой». В мегаполисах мира все чаще появляются интересно оформленные станции, яркие и образные дизайнерские решения. Так, в Стокгольме метро стилизовали под пещеру, вырубленную в скале. В гамбургской подземке всеобщее внимание привлекает эффектная цветовая навигация, а в токийской – светильники из зеленых изогнутых труб. Метростроители Барселоны оригинально работают с бетонными поверхностями, от которых в Москве давно отвыкли. В Лейпциге умело внедряют в архитектуру конструктивные элементы, в Дубае наземные павильоны поражают красотой и богатством отделки. Но и московские станции – и действующие, и строящиеся – не отстают по качеству архитектуры от зарубежных. Ведь именно Москва, напомнил господин Вигдоров, положила начало традиции высокохудожественного оформления подземных вокзалов. Московские станции первыми в истории метро получали призы архитектурных конкурсов еще в 30-е годы. Архитектор особо отметил две строящиеся станции – «Некрасовку», где применят отечественные материалы нового типа, и «Юго-Восточ-ную» (на Ферганской улице), в декоре которой будут использованы мотивы классического искусства Средней Азии.

«Юго-Восточную», как и ряд других станций в столице, проектирует испанская компания «Бустрен». Анастасия Мингалиева, исполнительный директор ее российского филиала, рассказала о мадридских метростроительных технологиях и их отличиях от московских. Испанские инженеры обладают ценным опытом в строительстве станций неглубокого заложения, с боковыми платформами, которые экономичны и удобны в эксплуатации. При работе в Москве они планируют применить новый прогрессивный метод переноса коммуникации («скобка») и пустить поезда по двухпутному тоннелю, который обеспечивает повышенную безопасность пассажиров в случае поломки или иной чрезвычайной ситуации.

Собравшиеся услышали еще несколько интересных докладов. О дизайнерском решении объектов МКЖД, в частности о цветовом маркировании станций, рассказал главный инженер этой пассажирской магистрали Тимур Башкаев. Архитекторы «Мосинжпроекта» Александр Бондарцев и Олег Протопович познакомили слушателей с планами трассировки и этапах запуска ТПК. Архитектор-аналитик КБ «Стрелка» Мария Ноговицина прокомментировала итоги конкурса на разработку художественного решения станций «Солнцево» и «Новопеределкино», где победу одержали бюро NEFA Architects и United Riga Architects.