По просьбам и протестам москвичей - Московская перспектива

По просьбам и протестам москвичей

По просьбам и протестам москвичей
По просьбам и  протестам москвичей
Как превратить жителей столицы в союзников, а не противников парковочной политики

«По просьбам москвичей» платные парковки могут появиться не только в центре, но и на окраинах Москвы, сообщают в транспортном департаменте мэрии. «Жители протестуют» против расширения платных парковок до МКАД, пишут СМИ. Где правда? Скорее всего, как обычно, посредине. Среди 15 с лишним миллионов людей, живущих в нашем городе, вряд ли может быть солидарное мнение по поводу этого вопроса. Как и по поводу массы других решений, которые задевают интересы большого числа граждан.

Например, во дворе моего дома, который стоит в трех минутах ходьбы от метро, жители скорее за введение платной парковки во дворах, чем против, потому что в последние годы наш двор поневоле стал перехватывающей парковкой. Припарковаться здесь «резидентам», а зачастую и просто подъехать, чтобы выгрузить вещи или продукты, удается только ночью или в выходные, да и то не всегда. Введение платы за парковку во дворе для тех, кто не живет в доме, помогло бы, с одной стороны, его разгрузить.

С другой стороны, если собранные средства за парковку пошли, скажем, на счет нашего же дома, чтобы хоть немного сэкономить на его содержании или привести в порядок асфальт во дворе, это наверняка пришлось бы многим по вкусу.

А вот приятели, живущие далеко от метро, категорически против этой идеи. Их тоже можно понять: в их дворе чужих машин немного, а вот автобусы к ним по вечерам ходят раз в час, зачастую проще подбросить жену-мужа-соседа до метро или от метро на машине, чем ждать общественного транспорта. То есть им без ежедневного использования автомобиля, пусть необязательно в центр, а по тем же магазинам-школам-поликлини-
кам, просто никуда.

Так что простым голосованием вопрос не решить. И ссылка на «мнение москвичей» в данном случае, бесусловно, лукавство. Конечно, нигде в мире жители городов не хлопали в ладоши, когда власти, пытаясь ограничить использование автомобилей, были вынуждены вводить где платные парковки, а где и платный въезд в город. Что понятно: кто захочет платить за то, что вчера еще было бесплатным.

Превращать горожан в союзников политики, проводимой городом, надо кропотливо и аккуратно. Потому что одно неверное движение – и все, вам уже не поверят. Ну, например, когда сознательному автомобилисту, честно оплатившему стоянку, вдруг приходит штраф за то, что он этого не делал, а доказывать свою правоту ему приходится долгими месяцами, то вряд ли он в дальнейшем будет в числе тех москвичей, «по просьбе» которых зону платной парковки будут расширять и дальше.

Или когда человек, аккуратно скачавший парковочное приложение в свой смартфон, никак не может им воспользоваться на месте из-за бесконечных сбоев программы, а паркомат находится за два квартала от места стоянки – остается только материться за такие «удобства», он тоже вряд ли станет апологетом парковочной городской программы.

Или если знак «Стоянка запрещена» вдруг появляется там, где разлинованы парковочные места и стоит паркомат, а водитель, заехав на парковку и оплатив ее, рискует потом искать свой автомобиль на штрафной площадке и платить за эвакуацию. Трудно представить его в дальнейшем в рядах сторонников транспортного департамента мэрии.

Именно бесконечные недоделки механизма платной парковки, которые почему-то должны оплачивать граждане, а не город, в том числе потерянным временем на доказательство своей правоты, превращают даже вполне сознательных москвичей, которые понимают, что Москва не резиновая, из потенциальных союзников в противников любых новых инициатив по этому вопросу. Ведь смысл градостроительных мероприятий не в том, чтобы машин стало меньше, а чтобы владение автомобилем стало удобнее.

Хотя, конечно, нельзя не заметить и явных плюсов парковочной политики города. Если раньше водители парковали автомобиль где угодно – хоть на тротуаре, хоть на переходе, лишь бы не шагать далеко от офиса, сейчас в зонах платной парковки все размечено. Появилось ощущение, что движение в центре – это контролируемый процесс, что очень важно для формирования бережного отношения к своему городу.

То же самое касается и использования собранных за парковку денег. Сейчас управы центральных районов получают за счет платных парковок дополнительные деньги, которые идут на реконструкцию общественных пространств и прочие мелкие, но важные для местных жителей улучшения. Но вообще-то, по уму, как во всем мире, эти средства скорее должны идти на развитие дорожной инфраструктуры: строительство новых стоянок, обустройство остановок общественного транспорта, закупку новых автобусов и трамваев. А власти – с утра до вечера по всем каналам информации с цифрами в руках рассказывать жителям, сколько было собрано средств и на что они пошли.

Так, к примеру, в Цюрихе (в этом швейцарском городе первые паркосчетчики были введены в эксплуатацию еще полвека назад) с 1996 года ведется политика под названием «Исторический компромисс паркования». Политика подразумевает следующее: если создается парковочное место вне улицы, то для баланса нужно ликвидировать одно место в пределах улицы. Таким образом, постепенно эта политика помогла благоустроить улицы и создать новые общественные площади. Обычно под этими площадями и располагаются платные парковки.

В Лондоне средства, собранные за платный въезд в центр, поступают на развитие городского транспорта и улучшение дорог.

В Москве же сегодня, судя по опросу, проведенному недавно Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) и экспертным центром «Движение без опасности», более половины водителей (51%) считают, что оплата парковки – это всего лишь еще один способ взимания денег с населения для обогащения чиновников, только 13% респондентов полагают, что она позволяет пополнить бюджет Москвы и сделать город более удобным и комфортным для жителей. При этом оказалось, что лично воспользовались платными парковками с момента их возникновения в 2012 году в качестве пилотного проекта лишь треть московских автомобилистов. В том числе и потому, что многие из них уже давно ездят в центр на машине лишь по «большим праздникам». Но это не значит, что они и вовсе готовы отказаться от машины.

Именно поэтому чем дальше от центра будет заходить платная парковка, тем все активнее придется привлекать к обсуждению вопроса, где она нужна и сколько должна стоить, самих жителей и муниципальную власть. Не сверху спуская указания, какие улицы «завтра» сделать платными, а для начала тщательно собирая и анализируя предложения снизу. Чтобы не получить вместо просьб москвичей и их поддержки – массовые протесты, как, например, в районе Аэропорт, где на днях на стеклах автомобилей появились листовки с призывом не допустить появление платной парковки на окрестных улицах.