Ипотечная ставка снова в игре - Московская перспектива

Ипотечная ставка снова в игре

Ипотечная ставка снова в игре
Ипотечная ставка снова  в игре
Власти Москвы и Подмосковья планируют обратиться к правительству РФ с просьбой дополнительно простимулировать кредиты на строящееся жилье

Рост курса валют пока не отразился на состоянии строительного рынка Московского региона. Однако чиновники, обеспокоенные нарастанием кризисных явлений, уже ищут дополнительные источники поддержки отрасли, служащей локомотивом как столичной, так и областной экономики. Мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв планируют обратиться к правительству РФ с просьбой дополнительно просубсидировать ставку по ипотечным кредитам для поддержания спроса на строящееся жилье.

На прошлой неделе курс рубля на бирже приближался к историческому минимуму 71 руб. за доллар и 83 руб. за евро. Потом он отыграл назад, но прогнозы экспертов неутешительные. Глава Минфина Антон Силуанов на совещании в Кремле доложил Владимиру Путину, что снижение цен на нефть будет иметь долгосрочный характер, а значит, волатильность на валютно-финансовом рынке сохранится как минимум до конца года. Банковские аналитики уже пересчитали прогнозы: по новым оценкам доллар в декабре будет стоить 75 руб., цена на нефть колебаться – в районе 40 долларов за баррель.

Столичные власти в связи с колебаниями курса рубля мониторят ситуацию в городской экономике, но вносить изменения в свои инвестпрограммы пока не собираются. Вложения в стройки остаются в приоритете, планов по замораживанию каких-то проектов нет, отмечают в горадминистрацими. «Все наши планы известны, никаких изменений в них не будет. Мы полностью выполним заданные объемы, поскольку подавляющее большинство работ оплачиваем за рубли. От 95 до 100% покупаемой нами техники также приобретается за рубли, поэтому масштабного обвала строительства из-за роста курсовой разницы мы не ожидаем», – говорит глава департамента строительства Москвы Андрей Бочкарёв.

По его словам, вопросы возникают лишь с поставщиками оборудования, которое не производится в России. Но его планируется закупать только для таких знаковых объектов, как «Лужники» и парк «Зарядье». «Но даже в этом случае мы стараемся быстрее выполнить работы, чтобы сократить потери от курсовой разницы. Так, например, работы в «Лужниках» будут завершены к концу 2016 года, а не в 2017-м, в том числе и потому, чтобы избежать потерь из-за возможного роста курса доллара», – поясняет господин Бочкарёв.

До конца года столичные власти планируют провести торги и приступить к строительству еще нескольких крупных дорожных объектов. На очереди второй этап реконструкции автодороги А101 Москва – Малоярославец – Рославль до границы с Белоруссией (от 20-го до 49-го км). Стоимость работ, по предварительным данным, оценивается в 20 млрд руб. Кроме того, на аукцион планируется выставить несколько дорог, которые свяжут разные районы Москвы.

В частности, соединение Липецкой улицы с улицей Красного Маяка, а также дорожный участок между районами Бутово и Видное (от Киевского до Калужского шоссе), являющийся частью магистрали Солнцево – Бутово – Видное. По словам Андрея Бочкарёва, уже объявлены торги на строительство связки Балаклавского проспекта с Пролетарским проспектом с начальной стоимостью 5,1 млрд руб.

Департамент строительства готовится также выставить на конкурс около 20 более мелких лотов, предусматривающих развитие улично-дорожной сети на территории ЗИЛа, создание поперечных связок между вылетными магистралями, строительство продолжения платной трассы Москва – Санкт-Петербург и железнодорожных переездов. Общий объем инвестиций в новые стройки оценивается в 80 млрд руб. Однако, по словам господина Бочкарёва, это не окончательная сумма, так как еще не все проекты прошли экспертизу. В отличие от государства, вынужденного приостановить конкурсы на федеральные дорожные проекты из-за проблем с бюджетом, Москва может себе позволить не экономить на инвестициях в развитие. Доходы во втором квартале 2015 года выросли на 13,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К августу на счетах мэрии было аккумулировано более 500 млрд руб. против 387 млрд руб. годом ранее.

Вместе с тем город вынужден перенести сроки завершения работ на нескольких строящихся объектах. По программе развития метрополитена до конца 2015 года будут открыты только четыре станции («Технопарк» Замоскворецкой линии; «Котельники» Таганско-Краснопресненской ветки; «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической линии), а ввод перегона «Марьина Роща» – «Петровско-Разумовская» откладывается на 2016 год. Еще дальше – на 2017-й – передвинулась сдача первого участка Третьего пересадочного контура. Ранее чиновники обещали открыть станции «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошевская», «Шелепиха» и «Деловой центр» в 2016 году. И только «Нижнюю Масловку» – единственную глубокую станцию на этом перегоне – оставить на 2017-й. Нет ясности и со сроками ввода Алабяно-Балтийского тоннеля. «Все строительные работы на этом объекте завершены еще весной этого года. Сейчас ведется переоформление документов. Сменился подрядчик, часть документации утеряна, а некоторые документы неправильно оформлены, более тысячи из них переоформляются», – поясняет господин Бочкарёв. По его словам, понимание того, как и когда будет идти сдача тоннеля, у властей появится не раньше конца сентября. Напомним, что о завершении работ на Ленинградке стройкомплекс сообщал еще в январе этого года. Тогда планировалось, что движение по Алабяно-Балтийскому тоннелю в полном объеме будет запущено до конца месяца, однако с тех пор сроки уже несколько раз переносились.

В области жилищного строительства у Москвы пока видимых проблем нет. С учетом апартаментов жилой сектор в первом полугодии 2015 года вырос на 2 млн кв. метров площадей. Однако власти понимают, что такой подъем в сложившихся условиях не может продолжаться долго. Более того – администрация Московской области уже объявила о снижении объемов строительства. По словам заместителя председателя правительства Мособласти Германа Елянюшкина, с января по июль 2015 года областные застройщики ввели в эксплуатацию 1,8 млн кв. метров многоквартирных домов и 680 тыс. кв. метров домов, строящихся в рамках ИЖС. Тогда как за аналогичный период прошлого года – 2,9 млн кв. метров и 790 тыс. кв. метров соответственно. «Получается практически минус 30% по вводу жилья, вероятно, эта тенденция сохранится до конца года», – сказал господин Елянюшкин и уточнил, что падение объемов связано не только с кризисом, но и с ужесточением требований к сдаваемому жилью. По его словам, эффект от снижения темпов ввода жилья будет в полной мере заметен в 2016–2017 годах. Поэтому губернатор области Андрей Воробьёв и мэр Москвы Сергей Собянин рассматривают возможность обратиться к руководству страны с просьбой поддержать строительную отрасль в виде дополнительного субсидирования ипотечной ставки до 7% на полгода. Отметим, что сейчас субсидированная государством ставка составляет 12%, некоторые застройщики изыскали возможность понизить ее до 9%, но эти меры не гарантируют увеличения спроса. «По информации, поступающей от большинства застройщиков, происходит снижение объемов продаж. В рублях это порядка 70%. Чего мы все опасаемся, так это остановки строительной отрасли вообще», – резюмирует Герман Елянюшкин.

Впрочем, по мнению экспертов, рост курса валют может привести к очередному всплеску покупательской активности на первичном рынке и тем самым оказать краткосрочную поддержку строительной отрасли. «Люди понимают, что предугадать экономические тренды сложно, а риск обесценивания валюты и потери стоимости своих сбережений есть. Недвижимость остается очень выгодным инструментом хранения денег», – считает директор по связям с общественностью ГК «МИЦ» Ольга Новицкая.

Всплеску покупательской активности может также поспособствовать анонсирование рядом застройщиков предстоящего повышения цен на свои объекты. Кроме того, сыграет свою роль и фактор сезонности – осенью деловая активность после летнего затишья обычно повышается, отмечает госпожа Новицкая.