Квартал, где живут шедевры

Квартал, где живут шедевры

Квартал, где живут шедевры
Квартал, где живут шедевры
Меньше четырех лет остается до открытия нового корпуса Третьяковской галереи

Трудно представить, что столь привычный за последние годы строительный забор на пересечении Кадашевской набережной и Лаврушинского переулка когда-то уберут. Однако в ЗАО «Главзарубежстрой» нас заверили, что в скором времени здесь будет стоять новый корпус Третьяковской галереи, который станет частью музейного квартала. Чтобы убедиться в этом, корреспондент «Московской перспективы» отправилась на стройплощадку.

Генеральный директор ЗАО «Главзарубежстрой» Вадим Вячеславович Ледовский с удовольствием рассказывает, какие работы уже завершены, а с чем еще предстоит столкнуться: «Нам предстоит выполнить очень серьезный объем работ. Хочу отметить, что этот объект – предмет гордости не только строителей, но, конечно же, и архитекторов, которые, принимая во внимание множественность задач, что называется, размахнулись! Желание доставить максимум удовольствия и комфорта посетителям и персоналу вылилось в достаточно сложную форму. Судите сами – на небольшом по размеру участке должно появиться 35 тыс. кв. метров недвижимости! Проект предполагает возведение монолитного каркаса объемом около 20 тыс. кубометров, сложнейшие работы по гидроизоляции здания, поскольку вблизи проходит Водоотводный канал, по инженерии и вентиляции. Здесь будут применены передовые технологии в сфере видеонаблюдения, охранной сигнализации и контроля доступа персонала с учетом той финансовой и культурной ценности, которую представляют собой экспонаты Третьяковской галереи».

И все же техническая начинка должна остаться «за кадром». В первую очередь здание должно быть «полезным» и комфортным для сотрудников и посетителей, поэтому здесь тоже не обошлось без новаций и смелых архитектурных находок. Например, пешеходная улица внутри здания под стеклянным куполом-атриумом с огромным фонарем, кафе на каждом этаже здания с панорамными видами на Кремль, фасады с витражными оконными проемами, многофункциональный зал, оснащенный самым современным оборудованием.

Но обо всем по порядку и поподробнее. А пока мы стоим на краю котлована глубиной порядка 7 метров, из которого уже поднимается здание. С противоположной стороны работы вообще ведутся на уровне второго этажа. Конечно, сейчас в этом котловане уже можно различить черты будущего подземного уровня нового корпуса, изгибы коридоров и дверные проемы, а за его стенами течет Москва-река.

«На сегодняшний день строители уже завершили устройство стены в грунте, которая необходима при работе в стесненных городских условиях (предотвращает подвижки грунта под стоящими рядом зданиями) и местах прохождения грунтовых вод (защищает от протечек). Для разработки котлована и устройства фундаментной плиты по периметру было установлено 10 глубинных насосов, которые постоянно откачивают воду. Насосы работают с запасом мощности, чтобы предотвратить негативные последствия в случае нестандартной ситуации. Такое возможно, ведь, подчеркну еще раз, мы работаем в сложных гидрогеологических условиях и в стесненной городской застройке», – говорит Вадим Ледовский.

Следует отметить, что специалистам «Главзарубежстроя» не впервые сталкиваться с подобными сложностями. В портфеле компании – десятки проектов в нашей стране и различных уголках мира, где монолитные работы предваряли работы «на глубине». Об этих проектах уже было рассказано на страницах нашей газеты, в числе реализуемых – реконструкция Архива Министерства иностранных дел на Большой Серпуховской улице и комплекс восстановительных работ на территории военно-исторического музея-заповедника «Бородинское поле» в Можайском районе.

Между тем Вадим Вячеславович рассказал, что на сегодняшний день на объекте в Лаврушинском переулке уже завершены работы по созданию распорной и дренажной системы: «Чтобы в подвалы здания Третьяковской галереи в дальнейшем не проникала вода, был предусмотрен достаточно серьезный комплекс работ по гидроизоляции пола и стен котлована, то есть все здание будет стоять как бы в чаше, которая защитит его от протечек.

Сегодня вдоль фундаментной плиты мы уже приступили к возведению стен, поэтому распорная система постепенно демонтируется. Завершить монолитные работы в полном объеме планируется до конца 2015 года.

В подземном уровне предусмотрены холодильные установки, которые позволят создавать и поддерживать в помещениях нового корпуса Третьяковской галереи необходимый для хранения картин температурно-влажностный режим. Новое оборудование подобрано с запасом надежности, чтобы никакие форс-мажорные обстоятельства не повлияли на экспозиционные выставки картин. Также в этой части расположены другие инженерные помещения, гардеробы, чуть дальше – помещения так называемой «таможни», куда будут доставляться произведения искусства из других коллекций и стран. С помощью специальных подъемников они будут доставляться в экспозиционные залы и реставрационные мастерские».

Из рассказа господина Ледовского понятно, что на подземные уровни придется нешуточная нагрузка: это не только опора будущего здания, но и множество технических помещений, без которых жизнедеятельность такого сложного организма была бы просто невозможна. Что же будет на поверхности?

Если встать на пересечении Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной, то можно вообразить, что стоишь перед главным входом в музейный квартал. Да-да, именно квартал, поскольку после завершения всех работ Третьяковская галерея превратится в полноценный музейный комплекс, где в одном месте будут представлены не только выставочные площади, но и депозитарий, и реставрационные мастерские, и фондохранилище, и инженерный корпус, и многофункциональные залы для проведения торжественных и образовательных мероприятий, а также сувенирные магазины.

«Подобные проекты – большая редкость в Европе, где земля в центральной части города достаточно дорогая. Но в Москве в ближайшие годы такой масштабный проект будет реализован. И мы надеемся, что он позволит решить накопившиеся проблемы Третьяковской галереи», – подчеркивает Вадим Вячеславович.

Итак, мы стоим у главного входа в музейный квартал, в начале пешеходной улицы под стеклянным куполом, которая по диагонали прорезает весь объем здания. Атриум проходит через все уровни здания, создавая такой свое-образный световой коридор, из которого посетители смогут попасть в выставочные залы, сувенирные магазинчики и конференц-зал, а также пройти на экспозиции в другие корпуса Третьяковки. Таким образом, будет создано единое пространство галереи.

«Новый корпус будет виден с многих точек Москвы, – продолжает свой рассказ Вадим Вячеславович. – Если сейчас он скрыт в гуще застройки, то в дальнейшем музейный квартал будет просматриваться с набережной, со стороны Кремля. Дело в том, что итогом таких долгих споров и консультаций стало уникальное фасадное решение, которое позволит сделать Третьяковскую галерею одной из визитных карточек нашего города. Трудность заключалась в выборе архитектурного облика здания, чтобы оно гармонично вписалось в окружающую застройку.

Основу фасадов составит облицовка из клинкерного кирпича, что соответствует историзму данного места. Огромные оконные проемы будут представлять собой витражи из репродукций известных картин, экспонируемых в Третьяковской галерее. Светопрозрачные изображения нанесут на стекло специальными красками термическим способом, в ночное время предусмотрена подсветка здания. Таким образом, Третьяковская галерея фактически станет работать круглосуточно.

Мы считаем, что такое оригинальное фасадное решение позволит привлечь еще больше посетителей, потому что одно дело услышать о произведении искусства, а другое – пройтись по улице и увидеть имитацию картины. После этого непременно захочется прийти в музей и посмотреть на все вживую! Я сам неоднократно бывал в Третьяковской галерее, но каждый раз, возвращаясь туда снова, нахожу что-то новое, что-то вижу по-другому».

Господин Ледовский также рассказал, что непростые экономические условия не могли не отразиться на реализации проекта, пусть даже такого значимого, поэтому руководство компании было вынуждено искать механизмы по оптимизации сметы и удешевлению стоимости строительных материалов за счет импортозамещения продукции. «Но это никак не скажется на эксплуатационных и визуальных характеристиках материалов. Например, изначально мы планировали выполнять облицовку фасадов немецким клинкерным кирпичом. Однако мы нашли отечественные аналоги нисколько не хуже по качеству, и это даст нам значительную экономию. Печатью репродукций на стекле (шелкография) должны были заниматься немецкие специалисты, но аналогичные работы может выполнять и российская компания из Санкт-Петербурга. Разница в стоимости работ составляет порядка 30%», – пояснил Вадим Вячеславович.

Мой собеседник показывает на формирующееся пространство в глубине подрастающего здания. Оказывается, на первом уровне запроектирован многофункциональный зал, о котором уже неоднократно упоминалось. Зал может использоваться как для проведения лекций и образовательных семинаров, так и для организации концертов, тематических вечеров и конференций. Кроме того, здесь появится пресс-центр, а в пространстве фойе можно будет проводить вернисажи и творческие встречи.

«В современном мире Третьяковская галерея станет не просто музеем, а полноценным культурным центром с различным функционалом. Мультимедийное оборудование, которым конференц-зал будет оснащен, позволит использовать его для проведения всевозможных мероприятий. Зал кажется довольно компактным, на самом же деле его вместимость составит 512 человек – довольно серьезное количество на такой небольшой объем», – отметил Вадим Ледовский.

На каждый этаж здания можно будет подняться по эскалаторам. С той стороны здания, которая выходит на Кадашевскую набережную, будут расположены кафе. Делясь впечатлениями от увиденного в музее, посетители галереи смогут любоваться видами на Кремль, канал и фонтаны.

А мы тем временем оказались с противоположной стороны здания, как если бы шли вдоль него от канала по Лаврушинскому переулку. В конце экскурсии не могу не спросить, как сами сотрудники Третьяковки оценивают новый проект.

«Мало кто знал, что галерея буквально задыхалась в существующих помещениях. Музею срочно требовались новые экспозиционные площади, чтобы демонстрировать коллекции своих фондов, залы для торжественных мероприятий, чтобы на должном уровне принимать официальные делегации, реставрационные мастерские и научно-исследовательские лаборатории, чтобы на месте проводить необходимые работы и заниматься научной деятельностью, – рассказывает наш собеседник. – Идея создания в этом месте музейного квартала возникла еще в 30-е годы прошлого века, а вот ее реализация растянулась не на одно десятилетие. Корректировка проекта именно этого корпуса продолжалась около 10 лет. Но мнением сотрудников галереи руководствовались на всех этапах. Его учитывали, когда проектировали фасады, решали вопрос с зонированием, количеством реставрационных мастерских, расположением выставочных залов. Уполномоченные сотрудники галереи курируют и процесс строительства. Мы всегда рады видеть их на стройке, потому что мнение заказчика важно для нас. Хотелось бы, пользуясь случаем, выразить им особую благодарность, а также Министерству культуры РФ, которое в тяжелых экономических условиях оказывало нам всяческое содействие, оперативно реагировало на наши запросы, а самое главное – брало на себя ответственность за принятие тех или иных решений. Без этих решений реализация проекта была бы под угрозой».

Увиденное не оставляет сомнений: новый корпус будет открыт для посетителей в срок. Это подтверждает и генеральный директор компании: «Мы идем по графику, поэтому сомнений в том, что мы уложимся в сроки, нет никаких. Да и руководство галереи настроено решительно: они уже планируют, какой коллекцией будут открывать новый корпус. Оно и понятно – они давно этого ждут!»

Теги: #