«Наша задача – хорошо делать свое дело»

«Наша задача – хорошо делать свое дело»

«Наша задача – хорошо делать свое дело»
«Наша задача – хорошо делать свое дело»
Генеральный директор ПАО «Моспромстрой» Олег Лянг о том, что кризисы приходят и уходят, а жизнь продолжается, и нужно стремиться сделать ее лучше

«Моспромстрой» – одна из крупнейших компаний на столичном строительном рынке. За 43 года работы ее специалистами построены самые знаковые здания и сооружения в Москве, миллионы квадратных метров жилья. Сегодня компания активно участвует в городских строительных программах, реализует собственные инвестиционные проекты.

Олег Павлович, как «Моспромстрой» чувствует себя в кризис? 
– Как и все – нас иногда лихорадит, что вполне естественно. Тем не менее мы чувствуем себя достаточно уверенно. Компания закончила год с положительными итогами, несмотря на то что ситуация в экономике была непростой, особенно в конце года. Некоторые показатели нашей деятельности, а «Моспромстрой» – это многопрофильная компания, снизились на 3–3,5%, но при этом нам удалось нарастить объемы строительно-монтажных работ на 5–7%. Мы показали неплохие результаты, если соотносить их с ситуацией, сложившейся на рынке, но наши собственные прогнозные показатели на 2014 год не были достигнуты.

 Сколько человек работает в компании? 
– Около 10 тыс. человек, если говорить обо всех наших бизнесах. Мы занимаемся не только строительством, но и гостиничным бизнесом (в собственности «Моспромстроя» девять гостиниц на 2,5 тыс. номеров), эксплуатацией недвижимости, также реализуем девелоперские проекты. Конечно, основная деятельность – это строительство, которая включает весь замкнутый цикл, начиная от проектирования до ввода объектов и их эксплуатации.

  Недавно «Моспромстрой» изменил организационную форму и теперь является публичным акционерным обществом. С чем это было связано? 
– В 1992 году «Моспромстрой» был организован как закрытое акционерное общество в соответствии со специальным постановлением правительства РФ наряду с двумя другими крупнейшими российскими предприятиями. Но время идет, жизнь ставит перед нами новые задачи, которые надо решать. Когда мы по поручению акционеров начали готовить стратегию развития группы «Моспромстрой» на 2015–2020 годы, то прежде чем наметить рубежи на долгосрочную перспективу, поставили перед собой важную задачу – более правильно оценить нашу компанию, свое положение на рынке, обновить наши корпоративные процедуры и стать более открытыми для потенциальных инвесторов и наших заказчиков.

  Специалисты вашей компании строили самые знаковые объекты в Москве, ставшие визитной карточкой столицы. А что вы строите сегодня? 
– Наши компетенции в области строительства очень широкие: мы строим жилье, объекты социальной инфраструктуры, гостиницы, театры, музеи, спортивные сооружения. Учитывая, что сегодня огромное значение в Москве придается созданию транспортной инфраструктуры, в том числе метро, мы, конечно, участвуем и в этой программе. У нас большой опыт и в этой области строительства, поэтому руководство города нам доверяет.

«Моспромстрой» побеждает в конкурсах на строительство наземных объектов метрополитена – в основном это электродепо для отстоя и ремонта подвижного состава. Также мы выиграли конкурс на строительство станции неглубокого заложения «Стахановская», которую начнем строить в этом году.
Мы строим и по заказу коммерческих структур – объекты жилого и офисного назначения. Например, для компании «Донстрой» возводим 120 тыс. кв. метров жилья на Авиационной улице, а ранее сдали очень интересный жилой комплекс на улице Погодинской. Реализуем и собственные девелоперские проекты: строительство двух больших комплексов площадью 200 тыс. кв. метров каждый на улице Мельникова в Москве и улице Радио в Зеленограде, приступаем к строительству гостиницы «Центральная» на Тверской улице. Исторически мы работали на многих кремлевских объектах и недавно завершили реконструкцию Александровского сада. Выполняем и заказы Управления делами президента, в частности, строим один из объектов на Софийской набережной.

  Если речь зашла о федеральных объектах, планируете ли вы участвовать в конкурсе на строительство Парламентского центра? 
– Конечно. Разве такие объекты могут пройти мимо внимания серьезных строителей? Когда определится проект-победитель, станет ясно, какого формата будет это уникальное со-
оружение. Уверен, что оно должно соответствовать времени, масштабам города, России и тем функциям, которые возложены на парламентариев. Несомненно, претендентов на его строительство будет много. Думаю, что будет проводиться серьезнейший конкурс, в котором мы обязательно примем участие

  «Моспромстрой» занимается редевелопментом промышленных зон? 
– Промзоны – это один из резервов превращения Москвы в современный столичный город. Мы тоже участвуем в этой программе – общественно-жилой комплекс на улице Мельникова, о котором я уже говорил, строится на территории бывшего завода железобетонных изделий. Мы рекультивировали эту территорию в центре города, которая была в ужасающем состоянии, превращаем ее в комфортабельный жилой район, где москвичи с удовольствием будут жить. Город занимается этим вопросом, и в том числе в промзонах намечено строительство большого количества транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Мы уже заявили о своем желании участвовать в их создании и как инвесторы, и как строители.

  Вы рассчитываете, что эти инвестиции будут прибыльными? 
– Если город принял решение реализовывать эту программу совместно с инвесторами, безусловно, их нужно заинтересовать. Инвестор должен найти деньги на строительство ТПУ, а город должен дать возможность инвестору заработать, разрешив возводить коммерческие объекты. ТПУ – это прежде всего функционал, то есть такие объекты создаются только там, где велик пассажиропоток и необходимо совместить несколько видов транспорта в одном узле. В противном случае в ТПУ нет никакого смысла. Главная задача – обеспечить комфортную пересадку пассажиров с одного вида транспорта на другой. Но там, где перемещается большое количество людей, нужно в обязательном порядке предусматривать и различные сервисы, которые могут иметь коммерческую составляющую.

  Пока программа строительства ТПУ несколько тормозит. Может быть, дело в завышенных запросах инвесторов? 
– Это процесс очень сложный. Необходимы переговоры с различными структурами: на этих и примыкающих территориях очень много собственников, с каждым из которых нужно договариваться. Кому-то что-то давать взамен, у кого-то выкупать землю, кому-то предлагать участие в соинвестировании. Возможно, поэтому программа пробуксовывает, но, уверен, все наладится, просто нужно время. Думаю, и нам оно понадобится, чтобы договориться с городом

 Кто будет проектировать ТПУ, ведь раньше в России подобные объекты не строили? 
– В проектировании ТПУ есть определенная специфика, поэтому выполнять такую работу должны профильные специалисты. Не исключаю, что это будут иностранные компании. Мы уже вели переговоры, чтобы запроектировать современный ТПУ с хорошей логистикой. Что касается рабочего проектирования, конечно, мы сможем выполнить его силами нашего проектного института, как и большинство проектов «Моспромстроя», с привязкой к российским нормам и стандартам.

  Тема импортозамещения для вас актуальна?  
– Очень актуальна. Мы сталкиваемся с этой проблемой на всех своих объектах. В связи с ростом валютных курсов стоимость оборудования повышается, и мы вынуждены пересматривать все расчеты, заниматься оптимизацией затрат вместе с заказчиками, чтобы привести стоимость строительства к бюджетным параметрам. А для этого необходимо часть оборудования заменить отечественным. К сожалению, это не всегда возможно, поскольку не все производится у нас в стране, особенно если речь идет о сложных в инженерном отношении объектах. Но уже приняты соответствующие программы, и, может быть, завтра появится оборудование российского производства, чему мы будем только рады. Если говорить о стройматериалах, большинство из них производится в России. Конечно, они немного подорожали, но заметного скачка цен не произошло.

Со своей стороны мы тоже готовы участвовать в программе импортозамещения – планируем как инвесторы построить цементный завод мощностью 1,5 млн тонн в год на Заборовском месторождении в Пензенской области. По российским статистическим данным, наша страна все еще завозит несколько миллионов тонн цемента из-за рубежа. Разработан проект, который прошел экспертизу, есть разрешение на строительство. Мы сейчас ведем переговоры и рассчитываем, что государственные банки примут участие в финансировании этого проекта.

  Каково оптимальное соотношение между инвестиционными проектами и проектами, реализуемыми по городскому заказу? 
– Оптимальным для нас является соотношение инвесторских, бюджетных и коммерческих проектов примерно по одной трети. Я назову вам точные сегодняшние цифры: 35% – это наши инвестиционные проекты, 38% – коммерческие объекты, 27% – бюджетные. Наша задача – поддерживать примерно такое соотношение и в дальнейшем. Город сегодня делает ставку на инвесторов, что, наверное, правильно, это может оживить экономику. Другое дело, что для инвестиционных проектов сложно добывать деньги – они очень дорогие. Тем не менее «Моспромстрой» реализует свою инвестиционную программу достаточно успешно.

 Как вы оцениваете антикризисную программу правительства Москвы? Эти меры помогают вам работать в сложившихся условиях?  
– Программа абсолютно правильная. Сергей Семенович и Марат Шакирзянович проводили коллегию со строителями и инвесторами, где внимательно всех выслушали. В результате были приняты решения, которые мы ощущаем на себе. Во-первых, нам дали отсрочку по платежам за землю, а это очень важно, поскольку резко подскочили банковские проценты по кредитам. В декабре некоторые банки подняли ставку до 30%. Процентные ставки росли очень быстро, а снижаются они крайне медленно. Сегодня ставки по кредитам составляют порядка 17–19%, а это очень большая нагрузка для бизнеса. Поэтому заметной помощью для нас со стороны городских властей стало уменьшение нагрузки по платежам за землю.
Также было принято решение дать возможность инвесторам построить более выгодные объекты. У нас есть площадка, где мы планируем построить административное здание «Моспромстроя». Сейчас около 2 тыс. админи-стративно-технических работников компании располагаются в разных зданиях, разбросанных по всей Москве. Постоянное перемещение не только затрудняет коммуникацию, но и негативно влияет на транспортную ситуацию в центре. Поэтому я обратился к руководству города с просьбой разрешить нам построить на этой площадке еще и жилой комплекс, средства от реализации квартир в котором мы сможем направить на строительство нашего административного корпуса. Денег, конечно, мы не заработаем, но точно сможем облегчить транспортную ситуацию. Вопрос был рассмотрен на ГЗК, и мы получили разрешение, за что огромная благодарность руководству города. Рассчитываем, что в начале будущего года приступим к строительству.

 Как в целом складываются взаимоотношения «Моспромстроя» с городскими властями? 
– У нас профессиональные отношения. Мы одна из организаций, и не самая плохая, которая может работать и выполнять крупные заказы города. Возможно, нам бы хотелось иметь больше заказов, но город в данном случае является регулятором процесса. Мы участвуем в конкурсах – где-то выигрываем, где-то нет, но всегда уважительно относимся друг к другу.
Я считаю, что взаимоотношения с городом у нас деловые и конструктивные. Надеюсь, что мы сумеем сохранить такой формат – с правильной дистанцией и правильной субординацией.

  Вы с оптимизмом смотрите в будущее? 
– Я вообще по жизни оптимист. Разве можно смотреть в будущее с пессимизмом? Надо радоваться жизни и всегда стремиться что-то делать. Тогда и кризис легче преодолеем. Кризисы приходят и уходят – ничего не бывает постоянного, а жизнь продолжается. Наша задача – сохранить коллектив, несмотря на любые трудности.

  Что бы вы хотели пожелать руководству города и своим коллегам по цеху накануне Дня строителя? 
– Здоровья, удачи и успехов в реализации намеченных планов. Оставайтесь созидателями, друзья.

Теги: #