Визитка на воде - Московская перспектива

Визитка на воде

Визитка на воде
Визитка на воде
На концепцию обновления Москвы-реки объявят конкурс

Горадминистрация в ближайшее время объявит международный конкурс на разработку концепции развития территорий, прилегающих к Москве-реке, – Moscow Waterfront («Водный фасад Москвы»). Ведущие мировые архитекторы и городские планировщики должны будут предложить варианты обустройства набережных, работы речного транспорта, улучшения экологической ситуации. По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, Москва-река должна стать визитной карточкой города.

В начале 2012 года власти Москвы объявили международный конкурс на разработку проекта концепции развития Московской агломерации, в котором приняли участие ведущие мировые урбанисты. Почти у всех вызвало недоумение, что такое богатство, как река, в российской столице находится в таком убогом состоянии. Директор французского архитектурного агентства Wilmotte & Associе?s Борина Эндрю удивилась, что в Москве есть много мест, где к реке вообще нет доступа. Хотя это легко объяснимо – в советские времена территории вдоль Москвы-реки активно застраивались промзонами. Даже в центральной части города водная артерия зачастую выглядит удручающе. Например, около ММДЦ «Москва-Сити» на берегу расположены старые заводские корпуса.

По оценке Сергея Кузнецова, из 220 км береговой линии Москвы-реки в городе суммарно освоено и по-настоящему доступно только порядка 60 километров. Задача, которую ставит перед собой горадминистрация, – 100-процентное развитие набережных. «Мы сегодня четко понимаем, что вода в городе – это гигантская ценность, на нее нужно ориентироваться, надо капитализировать прибрежные территории. Оставлять там пустующие промзоны – это непозволительная расточительность, потому что Москва-река и прилегающие к ней набережные – это 10–20% территории нашего города. В ближайшее время мы в два раза увеличим часть береговой линии, которая «обжита» человеком, а не занята предприятиями и коммунальными зонами», – отметил господин Кузнецов. В частности, уже принят проект планировки территории ЗИЛа, бывшего автомобильного гиганта. Москва-река в этом районе города делает излучину, в результате граница нынешней промзоны с юга и запада проходит по реке. Протяженность береговой линии составляет около 5 км, к тому же на самой территории ЗИЛа находится старое русло Москвы-реки. Бывшая производственная зона станет полноценным районом города, где смогут постоянно проживать около 38 тыс. человек и примерно столько же работать, а набережные станут природно-рекреационной зоной.

В нынешнем году Москва потратит на благоустройство Андреевской и Воробьевой набережных порядка 200 млн рублей. Около 2 млрд руб. потрачено на работы по обустройству километровой Крымской набережной, которую отдали пешеходам и велосипедистам. Здесь появились прогулочные зоны, велодорожки, деревянный амфитеатр возле Центрального дома художника, бесплатный Wi-Fi. Скульп-туры из коллекции парка «Музеон» расставили вдоль Аллеи истории, что позволило создать новый тематический маршрут. По словам и.о. руководителя департамента культуры города Москвы Сергея Капкова, это пилотный проект благоустройства набережных города, которые, по его мнению, именно так и должны выглядеть в столице.

«Отдельная тема будущего конкурса Moscow Waterfront – транспорт на реке, для которого город может обеспечить круглогодичную навигацию. Москва тогда будет хотя и не Венецией, но уж точно приобретет приятный «венецианский» оттенок. Причем мы захватим и Яузу – еще одну большую реку в городе», – отмечает Сергей Кузнецов. Планы по организации пассажирского движения по Москве-реке в горадминистрации вынашивают давно, это также предусматривается в госпрограмме развития транспорта, принятой несколько лет назад. Однако пока по реке ходят лишь туристические суда. И.о. руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транс-портной инфраструктуры Максим Ликсутов замечает, что в борьбе с пробками речные трамвайчики вряд ли помогут, но для некоторых горожан они станут альтернативным транспортом и позволят быстрее добраться в нужные места. Глава Комитета по туризму и гостиничному хозяйству столицы Сергей Шпилько считает, что для туристов, приезжающих в Москву, транспорт на реке будет востребован и станет своеобразной визитной карточкой города наряду с метрополитеном. С реки во многих частях города открывается шикарный вид, а после реновации промзон таких мест станет значительно больше.

Москва может стать похожей на Венецию, если будет реализована задумка НИиПИ Генплана. Как говорит заместитель генерального директора института Олег Баевский, по Москве-реке могут пустить гондолы. Водная артерия города имеет множество причалов для легкового водного транспорта, которые можно использовать для туристических катаний на гондолах, как в Венеции. Пустить такие лодки можно вне основных судоходных маршрутов, на тихих каналах и притоках, например, на Овчинниковской набережной, у Водоотводного канала. «Маршрут вдоль Болотной площади, которая считается центром общественной и клубной жизни в Москве, с выходом на «Стрелку» и «Ударник», был бы тоже востребован», – считает вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.

А вот дебаркадеров в Москве не останется. Они, как считают чиновники из мэрии, уродуют город. Первоначально к чемпионату мира по футболу 2018 года планировалось построить на Москве-реке 200 плавучих гостиниц с ресторанами и 40 парковок. Однако после общения с москвичами, которые высказались против такой инфраструктуры, мэр города Сергей Собянин поручил запретить стоянку дебаркадеров. Уже в этом году, как рассказал Максим Ликсутов, планируется убрать баржи с Фрунзенской набережной. Новых разрешений департамент ЖКХ и благоустройства больше выдавать не будет.

Сергей Кузнецов признается, что полностью запретить действующие дебаркадеры не так просто: «Это, к сожалению, большая проблема, потому что они не входят напрямую в нашу юрисдикцию. Мы уже пытались с ними бороться самыми разными способами. Но так как у нас акватория Москвы-реки входит в ведение федеральных властей, ячейка сетки законного поля здесь слишком крупная, дебаркадеры в нее «проскакивают», – говорит он. Кроме того, владельцы существующих дебаркадеров имеют договоры, истекающие после 2020 года, поэтому прекратить их действие не так просто. При этом главный архитектор надеется, что в ходе реализации программы Moscow Waterfront ситуация изменится.

Как отмечает Сергей Кузнецов, конкурс Moscow Waterfront планируется объявить через несколько месяцев, после того как будет готово техническое задание: «Уже очевидно, что этот проект будет недешевым и многое серьезно изменит в жизни города. И произойдет это не в одночасье». По оценке и.о. главы столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина, чтобы привести все набережные в порядок и преобразовать их в благоустроенные общественные зоны, потребуется более 100 млрд рублей: «Это колоссальные деньги, такой масштабный проект невозможно реализовать сразу, поэтому будем работать поэтапно».