Не купились на «черную пятницу» - Московская перспектива

Не купились на «черную пятницу»

Не купились на «черную пятницу»
Не купились на «черную пятницу»
Акция по онлайн-распродаже недвижимости не показала высоких результатов

Минувшая пятница в столице стала «черной» – стартовала акция по распродаже жилья в регионе (Black Friday Real Estate). Мероприятие, организованное ассоциацией профессионалов рынка недвижимости REPA и коммуникационным агентством «Медиа-Шторм», длилось три дня и закончилось в воскресенье, 19 июля. В онлайн-распродаже приняли участие около 30 брокеров и застройщиков, а скидки на некоторые объекты достигали 35%. Между тем подмосковные власти негативно отозвались о подобном мероприятии, пообещав привлечь к проверке прокуратуру и Федеральную налоговую службу (ФНС). Некоторые крупные застройщики также разделили опасения властей и сообщили, что так называемая черная пятница – не что иное, как способ избавиться от неликвидных объектов.

Мероприятие началось в 24.00 в пятницу. На сайте акции в эти дни были выставлены со скидками более двух тысяч объектов в Москве и Подмосковье: квартиры (1884 объекта), апартаменты (396), лофты (60), коттеджи (49), таунхаусы (34) и земельные участки (421): все объекты на первичном рынке жилья – как на различных этапах строительства, так и уже готовые, с отделкой.
Около тысячи лотов можно было оформить с помощью ипотеки. В акции участвовало жилье эконом- и бизнес-класса, средние скидки составляли 10–15%, но на некоторые объекты они доходили до 35%.
Распродажа происходила следующим образом: потенциальный покупатель нажимал на сайте кнопку «забронировать» у понравившегося лота и получал контакты продавца. В течение 15 минут клиент должен был связаться с застройщиком и подтвердить бронирование. Квартира доставалась тому, кто успеет забронировать ее первым. Порядок самой покупки каждый застройщик установил индивидуально: кто-то требовал закрыть сделку в течение трех дней акции, но большинство согласились растянуть ее на более длительный срок, например, на неделю. Организаторы акции заявили, что все объекты, выставленные на торги, прошли экспертизу в соответствии с 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве». К распродаже не допускалось заложенное, арестованное или спорное имущество.
Эффект для застройщиков оказался не слишком сильным: из выставленных объектов был продан 171 лот, более 500 забронировали. Впрочем, далеко не факт, что в последнем случае сделка дойдет до финальной стадии.
Организаторы акции «черная пятница» назвали уникальной возможностью таким образом привлечь внимание покупателей к рынку жилья. Подмосковные власти при этом выразили крайнюю озабоченность данным мероприятием. Так, зампред правительства Московской области Герман Елянюшкин несколько дней назад заявил, что все строительные компании, которые будут принимать участие в «черной пятнице», ждет тщательная проверка органами прокуратуры и ФНС. Он также назвал эту акцию опасной тенденцией, которая может массово возродить финансовые пирамиды и увеличить количество обманутых дольщиков на рынке жилья: «Если вспомнить прошлый кризис 2008–2009 годов, когда произошел обвал рынка, то многие застройщики продавали квартиры по 10, 15, 18 тысяч рублей за квадратный метр. У нас средняя стоимость квартир обманутых дольщиков составляла 15 тысяч рублей. Граждане, не подумав, стали покупать квартиры по немыслимо низким ценам, а потом оказались обманутыми. Я боюсь, что здесь ситуация может повториться».
Ряд застройщиков оказались солидарны с чиновниками. Например, Олег Колченко, вице-президент компании «Мортон», рассказал, что разделяет опасения подмосковных властей относительно угрозы для всего рынка жилья: «Откровенно большие скидки, которые сегодня можно наблюдать в рекламе некоторых девелоперов, не являются нормой и должны настораживать покупателя. Это может быть показателем переоцененности предложения или же плохого финансового состояния застройщика. Хорошие проекты от успешных компаний не только находят покупателя, но и растут в цене».
Похожее мнение выразили и другие застройщики. Пресс-секретарь компании «ЛСР-Недвижимость» Константин Верюжский отметил в беседе с «МП», что тотальные распродажи – это способ не подстегнуть продажи на рынке, а избавиться от неликвидного товара: «Как правило, наибольшие скидки предоставляются именно на непопулярные объекты. Нужно отчетливо понимать, что действительно хорошую квартиру в дни распродаж не купить. Как правило, самые интересные объекты к определенному этапу строительства уже проданы. Ожидать серьезного увеличения объема продаж на рынке за счет снижения цен на квартиры в дни распродаж, вероятно, не стоит. Покупка жилья подразумевает под собой долгосрочное планирование. Поэтому существенное снижение цен не сможет сформировать объем импульсивных покупок».
Действительно, учитывая, что рентабельность на рынке недвижимости сегодня не так высока, девелоперы не имеют возможности для большого снижения стоимости квадратного метра. Продажа квартир по цене значительно ниже рыночной, по оценке экспертов, может быть обусловлена нехваткой средств или наличием иных проблем у конкретного застройщика, что чревато остановкой проектов.
Однако московские девелоперы пошли на проведение подобной акции не от хорошей жизни. По итогам первого полугодия 2015 года продажи недвижимости в столице упали на 30%. К тому же в летние месяцы наблюдается традиционно низкий сезон продаж. В связи с этим «черную пятницу» рынка недвижимости вполне можно считать всего лишь способом активизации покупателей.
Людмила Цветкова, финансовый директор компании «МИЭЛЬ-Загород-ная недвижимость», рассказала «МП», что прошедшее мероприятие достаточно интересное и призвано всего лишь привлечь новых клиентов. «Я не разделяю опасений по поводу того, что акция прибавит число обманутых дольщиков, – отметила госпожа Цветкова. – «Черная пятница» на рынке недвижимости не так масштабна, как, например «черная пятница» на рынке бытовой техники. Покупка квартиры — это знаковое событие, это не приобретение телевизора или стиральной машины про запас. Это промоакция с небольшим притоком краткосрочных денег. Если бы 50% квартир продали со скидкой 20%, то есть практически на грани рентабельности, то тогда действительно был бы повод задуматься. Здесь цель – привлечь не средства, а внимание потенциального клиента, прощупать новый способ продаж».
СПРАВКА
Первоначально «черной» называли пятницу, следующую за Днем благодарения в США. С XIX века в этот день традиционно начинались рождественские ярмарки. Сам термин «черная пятница» появился в 1966 году. Его придумали полицейские Филадельфии из-за огромных пробок на дорогах после праздника. Сегодня понятие «черная пятница» означает тотальную распродажу: первым покупателям предоставляют скидки в размере 50–80%. В Америке многие люди берут в этот день отгул, чтобы успеть приобрести желаемые товары по выгодной цене.