Путь к порталу

Путь к порталу

Путь к порталу
Путь к порталу
Столичные набережные благоустроят по единым стандартам

Набережные Москвы-реки будут благоустраивать по новым стандартам. На прошлой неделе об этом сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. По его словам, в Москомархитектуре начинается разработка набора стандартов по благоустройству набережных. «Это будут технические решения, влияющие на эксплуатацию, очистку, дренаж, но в рамках стандарта можно сделать много творческих решений», – сказал главный архитектор.

Всего же вдоль главной водной артерии города могут построить 30 млн кв. метров недвижимости и освоить 10 га территории. Как пояснил заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, главное – обеспечить москвичам доступ к реке, а для этого будут оборудованы общественные зоны и построены новые пешеходные мосты.

Заммэра уточнил, что планируется сформировать около 40 общественных зон и создать 8 новых пешеходных мостов через реку. Прибрежная полоса Москвы-реки по обоим берегам составляет более 200 км. К набережным подходят также 2,5 тыс. га заброшенных территорий, которые обладают большим потенциалом развития. Марат Хуснуллин подчеркнул, что после завершения реализации проекта будет обеспечен доступ к реке со стороны городских территорий на всем ее протяжении через так называемые порталы, которые как узлы свяжут реку и город.

Напомним, летом прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин объявил открытый международный архитектурный конкурс на развитие прибрежных территорий Москвы-реки. В сентябре жюри выбрало 6 команд, которые приступили к работе над концепцией развития набережных. Это Burgos & Garrido Arquitectos (Испания), Turenscape (Китай), «Проект Меганом» (Россия), SWA Group (США), Maxwan Architects + Urbanists (Нидерланды), ООО «Архитектурное бюро «Остоженка» (Россия). В декабре прошлого года на IV Московском урбанистическом форуме Марат Хуснуллин подвел итоги конкурса, победителем было признано архитектурное бюро «Проект Меганом». Руководитель бюро Юрий Григорян подчеркнул, что их основная цель – сделать реку активной, доступной и чистой. «Очень важный вопрос, как она будет очищаться. Это требует больших вложений, но это необходимо. Доступность реки – тоже важнейшая задача. Нужно сделать так, чтобы люди имели возможность подходить к воде, чтобы на набережных не было большого количества дорог. Мы сейчас рассматриваем с Институтом Генплана Москвы возможность отодвинуть дорогу хотя бы метров на 10, а где возможно, почти на 40. Наша мечта – чтобы некоторые кварталы выходили прямо к воде», – отметил Юрий Григорян.

Главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов рассказал, что такие вопросы изучаются, но, к примеру, проезжую часть на Кремлевской и Бережковской набережных отодвинуть невозможно, а вот в зоне Силикатных проездов такая возможность есть. Также он отметил, что на Москве-реке существует 44 причала, есть предложение построить еще 33. Строительство новых мостов, причем не только пешеходных, тоже необходимо. По словам Андрея Гнездилова, если в центре Москвы мосты через реку находятся на расстоянии 800–1000 метров друг от друга, то на юге есть участок, где на протяжении 13 км через реку нет ни одного моста.

Юрий Григорян рассказал также о 40 общественных зонах – так называемых порталах, которые планируется создать на Москве-реке. По его словам, 7 из них – городского значения, 33 – районного. Но это условное деление, любой из них может получить статус «портал городского значения». Это значит, что до него можно добраться на наземном общественном транспорте, на метро, по воде, там есть парковка для автомобилей, благоустроенная набережная и общественные пространства. «В районе ЗИЛа планируется создание большой набережной и парка. В Печатниках возможно строительство небольших общественных объектов с переходом в парк. А в Щукине – только щадящий режим и никакого строительства – только царство природы», – сказал Юрий Григорян. Он пояснил, что каждый из 40 портов – это уникальный проект, в том числе и такие точки роста, как Строгино, Мневники, район ММДЦ «Москва-Сити».

При этом разработкой проектов занимаются и девелоперы, и другие победители конкурсов. Например, на прошлой неделе были подведены итоги конкурса на концепцию набережной в ЖК «Ривер Парк». В концепции бюро Wowhaus, занявшего первое место в рейтинге, главным акцентом набережной становится городской маяк, обозначающий конечную точку прогулочного маршрута. Движение пешеходов организовано через несколько разнообразных зон – зеленый променад, яблоневый сад, старый корабль, переоборудованный в сады на воде, луг, амфитеатр. «По сумме качеств, таких как затраты, реализуемость, эксплуатационная составляющая, включая, конечно, архитектурное решение, проект Wowhaus получается выразительным и вполне реальным. Плюс идея с маяком очень красивая, я даже подумал, не сделать ли это вообще городской приметой и использовать в наших новых проектах. Мне кажется, это хорошая находка, хотя и лежащая на поверхности», – цитирует пресс-служба Москомархитектуры слова Сергея Кузнецова. В конце мая был подведен итог конкурса по развитию Симоновской набережной возле стадиона «Торпедо». Конкурс студенческих проектов проводился Институтом Генплана Москвы при поддержке Москомархитектуры и Союза московских архитекторов. «Конкурсная практика дает возможность получить свежие и нестандартные решения, особенно когда речь идет о студентах, которые не обременены опытом ограничений и рамок. Мы уверены, что пилотный проект Симоновской набережной станет шагом к дальнейшей кооперации в проекте развития прибрежных территорий Москвы-реки всех заинтересованных сторон – городских властей, девелоперов и активных социальных групп», – отметил Сергей Кузнецов. Авторы проекта предложили сделать искусственные холмы, которые будут заглушать звуки от проезжающих машин, а набережную в самой нижней ее части опустить до уровня воды, расширив пешеходную зону за счет понтонов. Также студенты высказали идею создать на бывшей 750-метровой железной дороге, по которой на промышленные территории поставлялись грузы, линейный аттракцион. Еще одна изюминка проекта – ресторан в виде ангара, спускающийся на понтоны. По словам Сергея Кузнецова, проект включает довольно большой объем застройки, если до 2020 года он будет реализован, то это будет удачей.

Также в рамках строительства ММДЦ «Москва-Сити» планируется благоустройство около 24 км набережных. Основная задача – организовать доступ к реке со стороны городских территорий на всем ее протяжении в границах «Большого Сити», где запланированы шесть новых рекреационных зон: парк активного отдыха, городской парк, пешеходная набережная и другие. Как пояснил мэр Москвы Сергей Собянин, территории, расположенные выше от «Сити», – почти сплошные промзоны. По большинству из них предпроектные решения планировки территорий уже есть, идет работа с инвесторами.

При этом проект развития набережных Москвы-реки – это не проект застройки. «В первую очередь важна публичная составляющая, общественные зоны. Необходимо, чтобы тот девелопер, который строит на воде, брал на себя ответственность за свою набережную. Девелоперы не возражают, но нужно, чтобы это связывалось в общую картину», – отметил Юрий Григорян. По его словам, перспектива развития набережных – это проект на многие десятилетия. «Мы не оставляем мысли о том, что когда-нибудь Москва-река будет чистой. Мы не знаем, сколько на это понадобится лет, – 30, 100 или 200. Сейчас в черте города река загрязнена, а ведь еще недавно в ней купались. Дело чести – сделать реку рыбохозяйственной», – резюмировал Юрий Григорян.

Теги: #