Паркинг накроется зеленью - Московская перспектива

Паркинг накроется зеленью

Паркинг накроется зеленью
Паркинг накроется  зеленью
Котлован напротив Павелецкого вокзала станет благоустроенным парком

Сомнительные долгострои и неблагоустроенные территории вблизи Садового кольца начинают материализовываться в общественные зеленые пространства. На прошлой неделе заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин сообщил, что на площади Павелецкого вокзала вместо уже привычного котлована появится народный парк с детскими площадками, фонтанами, амфитеатром, скамейками и деревьями. Полным ходом идет реконструкция Триумфальной площади, где будет высажено несколько десятков деревьев и разбиты газоны. Уже благоустроена Калужская площадь, такая же судьба ждет и сквер на Смоленке.

Глава стройкомплекса уточнил, что парк напротив Павелецкого вокзала будет построен в рамках создания транспортно-пересадочных узла. Под зеленым великолепием разместится подземная парковка. Как сообщает пресс-служба столичного стройкомплекса, во время разработки проекта ТПУ проводился социологический опрос жителей Замоскворечья. По словам Марата Хуснуллина, в ходе опроса выяснилось, что в районе не хватает благоустроенных прогулочных зон, семейных кафе, продуктовых магазинов, велопарковок и велопроката.

Согласно проекту, в основе архитектурного решения народного парка лежит озелененный искусственный рельеф, служащий шумозащитным барьером от Садового кольца. В парке планируется размещение детской площадки, зоны отдыха, амфитеатра, велопарковок, а также других объектов социальной инфраструктуры, необходимой для комфортного отдыха жителей района. К парку будут примыкать крытые перроны остановок общественного транспорта. В составе непосредственно ТПУ построят двухуровневый подземный паркинг на 1300 машино-мест с транзитным уровнем, объединяющим парковку с зонами пересадки на общественный транспорт. Искусственный рельеф одновременно будет служить зеленой кровлей павильонов метро, а также навесом для въезда в паркинг. Ожидается, что строительство ТПУ завершится к 2020 году. Строительство начнется после изъятия участка с котлованом у его нынешнего собственника.

Судьба у площади Павелецкого вокзала оказалась одной из самых тяжелых в Москве. История тянется более 10 лет. На этом участке инвестор, ОАО «Павелецкая», по инвестконтракту, заключенному в 2001 году, планировал построить многофункциональный торговый комплекс общей площадью более 80 тыс. кв. метров с подземной автостоянкой на 600 машино-мест площадью порядка 29 тыс. кв. метров. В 2011 году правительство Москвы приняло постановление о сокращении площади коммерческих площадей в МФК до 18 165 кв. метров и увеличении количества машино-мест до 1230. Срок строительства объекта был продлен до конца 2011 года. Но строительство так и не началось. В мае 2013 года столичные власти расторгли инвестконтракт и договор аренды земельного участка. В мае этого года руководство Москвы сообщило о решении строить вместо торгового центра ТПУ и передало эту площадку одному из операторов программы – ОАО «РВ-Метро». Тогда же глава столичного стройкомплекса озвучил готовность властей выплатить компенсацию (по предварительным данным, порядка 1 млрд рублей) тому инвестору, кто сумеет доказать свои права в суде.

Кстати, похожая судьба, хоть и не в таком масштабе, ждет Смоленскую площадь. На прошлой неделе Градо-
строительно-земельная комиссия города Москвы согласилась с расторжением инвестконтракта по освоению подземного пространства этой территории. Инвестиционным проектом, заключенным в 2006 году, предусматривалось до конца 2009 года строительство фонтанной группы и подземного четырехуровневого досугово-развлекательного комплекса с автостоянкой. Однако земель-
но-правовые отношения так и не были оформлены. По решению ГЗК инвестпроект будет расторгнут, поскольку, как сообщил председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев, создание дополнительных торговых площадей признано нецелесообразным. В дальнейшем сквер на Смоленской площади благоустроят, что позволит сохранить исторически сложившийся облик района Арбат.

Кстати, в 2010 году высказывались планы по строительству огромной подземной парковки с возможным торговым центром и на Триумфальной площади. Но, как рассказал мэр Москвы Сергей Собянин, в 2013 году городские власти приняли решение создать здесь комфортное общественное пространство, были проведены археологические раскопки, в январе–феврале 2014 года состоялся международный конкурс. Реконструкция Триумфальной площади началась в конце мая, а в середине июня благоустройство проинспектировал столичный градоначальник. «Триумфальной площади уже больше 200 лет, она пережила разные времена. В последние годы превратилась в парковочную зону, проезжую, транзитную – для прохода пешеходов. Конечно, она не соответствовала той задаче, которую выполняют городские площади. Мы решили сделать зеленое и уютное общественное пространство для отдыха, встреч и проведения культурных мероприятий», – сказал он. Сама площадь станет полностью пешеходной, на ней построят широкую лестницу, ступени и пандус, высадят 57 деревьев и обустроят 1500 тыс. кв. метров газонов. Кроме того, там появятся 48 уличных торшеров, а центральными элементами станут шесть модульных павильонов, в которых разместятся кафе, информационный центр, а также парковые качели для детей и взрослых. Парковки на Триумфальной площади не будет никакой – ни подземной, ни наземной.

На прошлой неделе завершилось благоустройство Калужской площади. Там отремонтировали фонтан, высадили деревья и кустарники, установили урны и скамейки и организовали велопарковки (подробнее см. стр. 2). «Мы продолжим работу по реконструкции московских парков и парковых территорий, которые называются народными парками. Напомню, что мы в предыдущие годы реконструировали 128 крупных парковых территорий и создали 100 новых народных парков. Это достаточно большой объем, но и здесь есть над чем поработать», – сказал ранее мэр Москвы Сергей Собянин. Он подчеркнул, что город будет работать над знаковыми проектами, такими как парк «Зарядье», который в этом году уже перейдет в стадию строительства. Как уточнил столичный градоначальник, сейчас заканчивается проектирование парка.

«Для горожан новые парки – это, безусловно, хорошо. Но, на мой взгляд, парки должны быть связаны между собой, являться частью зеленого каркаса города. Например, парк на площади Павелецкого вокзала окажется отрезанным от людей автомобильными дорогами. Эта площадь возникла при сносе кварталов и ликвидации двух улиц. На мой взгляд, создать там полноценную зеленую зону не так просто. Такая же ситуация и с парком «Зарядье». Все это требует отдельного проектного изучения», – отметил главный архитектор НИиПИ Генплана Андрей Гнездилов. В ином ключе высказался председатель Комитета по градостроительной политике, транспорту и связи Общественной палаты Москвы, архитектор Игорь Воскресенский. Он подчеркнул, что создание зеленых островков в центре Москвы не просто оправданно, этого требует сама жизнь. «Любое дерево, любой кустик в исторической части города – это благо. Конечно, сквер у Павелецкого вокзала не перекроет негативного воздействия дороги. Но нужно говорить не только о шуме или загазованности, но и о визуальном восприятии города. Без скверов, деревьев, зеленых уголков человек страдает. Может быть, придет время, когда целые кварталы будут сносить под озеленение. Вот «Зарядье» – тому пример. 10 лет назад ставили задачу об увеличении озеленения внутри Садового кольца и на его границах, но тогда она не была реализована. Сейчас это делается, что можно только поддерживать», – сказал Игорь Вознесенский.