Подземная легенда столицы - Московская перспектива

Подземная легенда столицы

Подземная легенда столицы
Подземная  легенда столицы
Московский метрополитен отмечает юбилей

Сегодня осталось совсем немного тех, кто помнит Москву без метрополитена. Кажется, он существовал всегда. Московское метро – это не просто транспортное предприятие и ансамбль памятников архитектуры. Это символ столицы и одна из главных городских легенд. За 80 лет реальное и мифическое в метрополитене слились нераздельно.

Метро могло появиться в Москве еще до революции, но тогдашняя городская дума отвергла проект из-за дороговизны. Да и влиятельное трамвайное лобби вовсе не было заинтересовано в появлении конкурента на рынке перевозок. В середине 20-х годов к идее строительства метро вернулись. Население города тогда стремительно увеличивалось, все больше становилось на улицах машин, трамваев, автобусов. Наземный транспорт не справлялся с пассажиропотоком. И 15 июня 1931 года пленум ЦК ВКП(б) принял постановление о строительстве метро в Москве.

Времени на разработку проектов инженерам и архитекторам дали крайне мало. Готовые чертежи нужно было сдать через 25 дней. К работам приступили безотлагательно. Первая очередь метрополитена была построена ударными темпами и почти без применения строительных машин. Линию провели от Каланчевской площади до парка Горького, вдобавок от станции «Охотный Ряд» на запад уходило ответвление до «Смоленской» (оно потом стало частью самостоятельной линии).

Для пассажиров метро открыли ранним утром 15 мая 1935 года. Этот день вошел в историю. Многие москвичи потом долго хранили входные билетики, датированные днем рождения метрополитена, как драгоценную реликвию.

В 30-е годы в Москве шла большая стройка. Между тем метро опередило Генплан развития столицы на несколько лет, благодаря чему под землей образовалась своя планировочная система. «Полноценные диаметры с множественными центрами больших пересадочных станций – чем не модернистский город ХХ века, опередивший наземную Москву и функционально, и образно?» – пишет современный историк. По его словам, архитекторы первой очереди метро начинали «с того, чтобы сделать не столь угнетающим кратковременное пребывание в подземном пространстве, лишенном естественной вентиляции и дневного света»; в итоге они создали «настоящие подземные форумы».

Перед строителями первой линии стояла труднейшая задача. Никто тогда еще не знал, как вообще нужно строить и оформлять подземные пассажирские сооружения. Не существовало канона, на который можно было бы опереться. Но это дало зодчим середины 30-х годов широкую творческую свободу. Стилистику оформления станций они выбирали сами, заимствуя отдельные элементы из классического наследия и модного в ту пору на Западе ар-деко, добавляя к этому свежие наработки советской архитектуры и импровизируя на ходу. Именно поэтому станции первой очереди несут на себе отпечаток эксперимента и поиска.

Спускаясь под землю, попадаешь в иной мир: в нем оживают герои первых пятилеток и будущие летчики, целеустремленные пионеры и отважные моряки. Здесь не только история политики и культуры, но и история спорта («Динамо») и даже небольшой этнографический музей народов СССР («Театральная»). А ценные и редкие минералы, используемые в облицовке станций, превращают метрополитен в настоящую пещеру сокровищ.

Особая тема для историков градостроительства – сопоставление развития метро и наземного города. Ориентированное изначально на вокзалы, места массовых мероприятий и коллективного отдыха, во второй половине ХХ века метро дошло до жилых массивов на окраинах. Именно в ту пору границы Москвы раздвинулись, а метрополитен начал «догонять» их даже в тех случаях, когда застройка этих районов только намечалась.

Важнейшим событием стал выход метро за пределы МКАД в начале ХХI века. Линии протянулись к районам массовой застройки, на месте которых еще лет 15 назад были пустыри или поля орошения.

В последние пять лет темпы ввода новых станций ускорились. Жители столицы получили несколько прекрасных подземных вокзалов в Жулебине, Новокосине, Тропареве, в «Москва-Сити». После периода, когда доминировали маловыразительные в художественном отношении станции, вновь стали появляться платформы с ярким и запоминающимся оформлением. О дизайне новых станций говорят и спорят, к этой теме привлечено широкое общественное внимание. Среди авторов, работающих сегодня для метрополитена, – народные художники России, известные монументалисты. Стали возникать необычные инициативы – например, о переоформлении «Тульской» в традициях истории и искусства этого старинного города. Метрополитен отмечает различными художественными акциями юбилейные события. Вот и к 80-летию метро на Кольцевой линии прошел парад поездов различных моделей и эпох, а на Серпуховской линии начал курсировать эксклюзивный поезд-музей. Юбилей метрополитена – самого народного вида транспорта в столице – это праздник всего города.