По данным инженерной разведки - Московская перспектива

По данным инженерной разведки

По данным инженерной разведки
По данным инженерной разведки
Москвичи активно восстанавливали городское хозяйство в годы войны

Война нанесла серьезный урон не только зданиям Москвы. От бомбежек пострадали также транспорт, дорожная сеть, мосты, различные хозяйственные объекты. Их функционирование в военное время было сопряжено с большими трудностями. Восстанавливать городскую инфраструктуру начали задолго до 9 мая 1945 года. И к празднованию 800-летия Москвы работы в целом были завершены.

Начиная в 1941 году бомбардировки Москвы, немецкое командование преследовало несколько целей – разрушить максимальное количество промышленных и жилых зданий, посеять в городе страх и панику. В числе целей гитлеровской авиации были военные объекты и транспортные узлы. Враг стремился дезорганизовать работу столицы, нарушить нормальный ритм жизни огромного города.

Чувствительные удары по объектам жизнеобеспечения были нанесены уже при первом налете в ночь на 22 июля. Крупный пожар возник на железнодорожной станции Москва-Смоленская – там горели цистерны с нефтью, огонь охватил товарный двор и мастерские. Один из фугасов попал в Ваганьковский мост.

На площади Никитские Ворота 3 августа взрыв бомбы разрушил коммуникации, трамвайные рельсы и несколько близлежащих домов (в том числе тот, на месте которого позже построили здание ТАСС). Взрывная волна искорежила несколько трамвайных вагонов. Пострадал также памятник Тимирязеву – на нем и сегодня заметны следы от осколков.

В те дни в столице для определения характера разрушений была создана служба инженерной разведки. Ее возглавил главный архитектор Москвы Дмитрий Чечулин. После осмотра и диагностики пострадавших объектов к ним выезжал аварийно-восстановительный полк. Саперы работали вместе с коммунальщиками. Руководство города требовало в кратчайшие сроки ликвидировать последствия бомбежек. Это было важно и с психологической точки зрения – москвичи должны видеть, что все городские службы функционируют нормально, значит, столица жива. Так, у Никитских Ворот в течение одного дня восстановили все коммуникации, заасфальтировали площадь и пустили трамваи.

На этот вид транспорта в дни войны выпала дополнительная нагрузка. Большинство автобусов передали военным, бензин требовался фронту. Троллейбусов в начале 1940-х в Москве было еще мало. Трамвайная сеть активно работала круглые сутки. В ночные часы в вагонах перевозили дрова, уголь, муку для хлебозаводов, овощи, военную продукцию. С вокзалов в госпитали трамваями транспортировали раненых. В поездах, составленных из нескольких вагонов, с железнодорожных станций Окружной дороги на позиции ехали красноармейцы: фронт поздней осенью 1941-го проходил невдалеке от границ Москвы.

В эти дни на улицах города увеличилось число грузовых трамваев. К фабрикам, электростанциям, причалам и складам подводились новые ветки. «Уже в июле инженеры-путейцы создали восстановительный поезд трамвая. Четырехосный моторный вагон КМ с более мощными двигателями, укомплектованный ремонтным оборудованием, был предназначен для выполнения работ по восстановлению разрушенных путей, контактной сети и подвижного состава», – сообщает историк транспорта Михаил Иванов. Московские трамвайщики участвовали в строительстве оборонительных сооружений, во всех депо наладили выпуск военной продукции (в частности, деталей для гранат и снарядов), а термитно-стрелочный завод, имевший отличное сварочное оборудование, изготавливал противотанковые ежи.

Транспортная сеть испытывала трудности не только от бомбардировок, но и от дефицита запчастей, новых вагонов, квалифицированных вожатых и механиков. Рельсовые пути подолгу стояли без ремонта. Ведь все лучшее в те дни отдавалось фронту. После того как случилось несколько аварий, Моссовет распорядился улучшить работу трамвая. Начался капитальный ремонт путей с заменой рельсов, были выделены средства на новое оборудование. Еще до окончания войны построили и несколько станционных павильонов – в Михалкове, Останкине, Дангауэровке, у Завода им. Сталина, на площади Новодевичьего монастыря.

Изменился в военные дни и облик многих улиц. В 1941 году, когда враг приближался к Москве, началось строительство оборонительных укреплений. Работы шли и в черте города, и на ближних подступах. Рабочие предприятий Замоскворечья строили баррикады близ Калужской площади. Артисты Большого и других московских театров рыли противотанковые рвы в Царицыне. Доты и пулеметные гнезда возводились на Воробьевых горах. «Дома окраин и въезды в город были превращены в крепости», – вспоминал председатель Моссовета В.П. Пронин.

Война нанесла большой урон городскому хозяйству. В некоторых домах были выведены из строя отопление, водопровод, канализация. Но Москва еще до окончания войны начала залечивать раны. В 1944 году возобновилось строительство новых больших зданий на улице Горького. Спустя год началась реконструкция виадука у Белорусского вокзала. С улиц и площадей убирали противовоздушный камуфляж. В короткие сроки горожане и вернувшиеся домой фронтовики восстановили главный город страны.