«Треть городского бюджета работает на экологию»

«Треть городского бюджета работает на экологию»

«Треть городского бюджета работает на экологию»
«Треть городского бюджета работает на экологию»
Антон Кульбачевский о состоянии столичного воздуха, озеленении, мусорных полигонах и использовании электромобилей

Проблемы экологии требуют сегодня срочных решений. О том, с какими из них сталкивается департамент природопользования, какие природоохранные тенденции складываются в столице и каких изменений в части экологии мы можем ожидать уже в ближайшие годы, рассказал «Московской перспективе» гость редакции – руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский.

Дышите глубже



Проблема большинства мегаполисов – повышенное загрязнение воздуха. Качество московского воздуха также вызывает нарекания. Как это отражается на горожанах и каково вообще состояние атмосферы в городе?
– Наличие запаха само по себе не означает, что наносится вред нашему здоровью. Хотя в городе и возникают запахи сернистых соединений, в целом предельно допустимая концентрация (ПДК) различных веществ в столичном воздухе соответствует норме. Отмечаются лишь небольшие ее превышения, но они, как правило, не имеют критического характера. Неприятную воздушную среду формирует автотранспорт.

 А как же вредные выбросы предприятий?
– К сожалению, они имеют место. Но промышленность столицы постепенно обновляет свое оборудование. Поэтому в будущем мы ждем только улучшения общей экологической ситуации.
В качестве примера приведу нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Капотне. Вокруг него было много слухов и домыслов. Сейчас предприятие проводит политику открытости. В течение двух лет было потрачено 60 млрд рублей на его реконструкцию, что позволило улучшить состояние воздуха на прилегающих территориях. На трубах установлены датчики, которые в режиме реального времени передают данные о составе выбросов на сервер Мосэкомониторинга.

Сложно ли доказать вину предприятия, загрязняющего атмосферу?
– Сложно. На федеральном уровне отсутствует методика, которая позволила бы подсчитать ущерб, нанесенный атмосферному воздуху. Поэтому когда в ноябре прошлого года в Москве произошел выброс сероводорода, подсчитать ущерб в полном объеме так и не смогли.

Табачная фабрика «Лиггет-Дукат» прежде также была «горячей точкой». Проживающие рядом с ней москвичи постоянно жаловались на присутствие в воздухе мелких частиц табачной пыли, которые вызывали у них раздражение носоглотки и аллергию. Город долго боролся с «табачниками», но в итоге нашел инструменты воздействия на них, и руководство предприятия установило на трубах высококачественные фильтры и датчики.

Что представляет собой система контрольных измерений, которая внедряется на промышленных предприятиях города?
– Это датчики, которые устанавливают на трубах. Они фиксируют состав воздушных выбросов и обеспечивают доказательную базу любого правонарушения в части загрязнения атмосферного воздуха. Однако установка подобной системы – дело добровольное. Поэтому с каждым предприятием приходится вести переговоры. Всего требуется оснастить подобными датчиками 85 предприятий города. На 58 они уже установлены. В основном это предприятия системы ЖКХ и топливно-энергетического комплекса, где есть доля города. А вот с частными предприятиями мы долго и серьезно работаем. С «Лиггет-Дукатом», например, вели переговоры несколько лет.

Как решаются экологические проблемы на Курьяновских и Люберецких очистных сооружениях?
– Очистные сооружения – основные источники выброса сероводорода в атмосферу города. Реконструкция Курьяновских очистных заканчивается через два года, но неприятные запахи на прилегающих к ним территориях уже сейчас значительно уменьшились, что подтверждает наша система экомониторинга. Здесь решена самая сложная задача – накрыты специальными плавающими крышками большие пруды-отстойники. Реконструкция Люберецких очистных сооружений завершится к 2018 году.

Москва останется зеленой



Такое понятие, как баланс зеленых насаждений, существует в реальности или только на бумаге?

– Общий баланс зеленых территорий Москвы, работающих на экологию, согласно Градостроительному кодексу, меняться не может. За этим следит наш департамент и Москомархитектура.
В городе реализуются программы, которые предполагают увеличение количества зеленых насаждений и на ООПТ, и во дворах, на междворовых, межквартальных территориях, у школ и детсадов, поликлиник, социальных объектов.

Сейчас мы компенсируем прежние потери, высаживая тысячи и тысячи деревьев взамен утраченных в предыдущие годы. Думаю, что с этой задачей мы справимся.

 Эксперимент по озеленению Тверской улицы и Садового кольца продолжится?
– Обязательно. В этом году на Тверской к 70-летию Победы мы высадим в кадках цветущие деревья: яблони, вишни. Когда они отцветут, заменим их вязами, липами, ивами. Это более выносливые породы.

Какие еще улицы планируется озеленить подобным способом?
– Мы хотим озеленить еще пешеходные зоны. В том числе Арбат, Маросейку, Никольскую улицу, Лубянку. Скорее всего расширим ассортимент деревьев и на Садовом кольце.
Денег на реализацию данной идеи сегодня направляется меньше, чем хотелось бы, но мы пытаемся привлекать спонсоров, балансодержателей зданий, около которых эти деревья должны появиться. Однако стоит отметить, что деревья в кадках несут чисто декоративные функции.

 И с экологической точки зрения бесполезны?
– Да. Они не могут фильтровать воздух, как те же тополя, которые растут на Ленинском проспекте, Профсоюзной улице или вдоль других дорог. Но и декоративная, эстетическая функция зеленых насаждений в нашем перегруженном машинами городе тоже важна.

 Какие растения должны появиться во дворах в рамках акции «Миллион деревьев»?
– Этот выбор делают сами москвичи. Всего по программе высаживается около 80 видов деревьев и кустарников. Жители Москвы любят каштаны, клены, ели, березы, липы, а среди кустарников предпочитают сирень. Однако возникают и проблемы. В некоторых дворах, особенно в центре города, невозможно посадить деревья из-за подземных коммуникаций. Нередко против зеленых насаждений выступают и жители первых этажей, так как плотная листва загораживает им солнце.

Каким образом приобретаются растения, которые высаживают в городе?
– На конкурсной основе, в частных питомниках Москвы и Подмосковья. Сегодня это довольно качественный посадочный материал, включая деревья 10–15 лет, – липа, ясень, вяз, клен, каштан, другие породы. К сожалению, пока не хватает крупномеров в возрасте от 30 лет.

Во что обходится посадка одного такого дерева городу?
– Средняя цена выращенного для посадки крупномера с комом земли – приживаемость таких деревьев хорошая – порядка 15 тысяч рублей.

Какой процент зеленых территорий может исчезнуть из-за увеличения в городе парковочного пространства?
– В Москве в пределах МКАД вряд ли найдутся серьезные дополнительные площади для увеличения парковочного пространства. В городе остался потенциал в основном для стоянок подземного типа и для больших паркингов.
Случается, что во дворах под автомобильные парковки попадают участки газонов, изъезженные машинами. Но это уже административное правонарушение.

Почему в Москве до сих пор не определены стандарты зеленого строительства, которые могли бы применяться при возведении школ, больниц, детских садов?
– Стандарты определены, но носят рекомендательный характер. Проблема в том, что проектировщики не стремятся проектировать, а строители – строить по зеленым стандартам. К тому же сегодня, в условиях колоссальной экономии бюджета, все стремятся избежать удорожания строительства.
Другая проблема – использование экологически чистых материалов. Технологии их производства в России есть, но выпускаются они в небольшом количестве. Строители в основном предпочитали зарубежные материалы. Но поскольку теперь у нас приветствуется импортозамещение, надеюсь, это даст толчок к развитию производства отечественных стройматериалов, соответствующих зеленым стандартам.

Мусорные полигоны никуда не денутся



Какова на сегодняшний день ситуация с мусоросжигательными заводами?
– Мусоросжигание в городе, согласно современным мировым экологическим тенденциям, развиваться не будет. В сентябре прошлого года в Некрасовке закрыли мусоросжигательный завод «Эколог». В Москве осталось три мусоросжигательных завода, ресурса которых хватит еще лет на 5–10 лет.

А куда будут девать все бытовые отходы – город перейдет на раздельный сбор мусора?
– Полностью пока не перейдет. Не только у города, у частных предпринимателей должна появиться заинтересованность, чтобы собирать отсортированный мусор. Но для этого должны существовать мощности по вторичной переработке алюминиевых банок, бумаги, стекла, других компонентов. Сегодня мы только пытаемся их создавать. В Солнечногорске, например, построено предприятие по переработке пластиковых отходов.
Думаю, что общая картина сформируется лет через пять-десять. А мы с департаментом ЖКХ постепенно будем устанавливать в жилом секторе раздельные контейнеры по сбору отходов. Если сделать это, не подготовив полностью всю цепочку действий, то получится профанация.

Каковы перспективы мусорных полигонов?
– Они никуда не денутся. И имеются, кстати, во всех странах. Они не столь страшны, как может показаться неспециалистам. Просто их должным образом нужно оборудовать и правильно эксплуатировать. В Московской области, кстати, большинство полигонов современного образца. Другое дело, что когда срок их жизни истечет, эти земли нужно рекультивировать и вовлекать в оборот. Первый столичный эксперимент по рекультивации начат недавно в Некрасовке.

 Сколько служит такой полигон?
– Все зависит от его мощности. В среднем 10–15 лет.

Экомедицина нам поможет



 Как департамент советуется с общественностью?
– Еще несколько лет назад с этим возникали проблемы, но с приходом на должность мэра Москвы Сергея Собянина стиль управления городом серьезно поменялся. Сергей Семенович внес атмосферу открытости. Для меня это тоже был определенный перелом в сознании, поскольку прежде департамент делился с горожанами строго дозированным объемом информации.

Сейчас формируется знаковый документ – экологическая стратегия Москвы до 2030 года. Мы его обсудили с экспертами, с общественными организациями, со всеми городскими департаментами. Скоро стартует еще и краудсорсинговый проект, в рамках которого свое мнение смогут высказать жители. Проанализировав информацию, мы сформируем стратегию экологического развития столицы, в которой будут учтены замечания всех сторон, в том числе и критиков. Среди крупных городов России это будет первый экологический документ, понятный каждому жителю.

На заседании столичного правительства, где обсуждалась новая экологическая стратегия города, вы заявили, что в основу экологической политики может быть положен такой критерий, как здоровье москвичей. Как подсчитать эти параметры?
– Медики, специалисты-экологи заявляют, что на 30% наше здоровье зависит от состояния окружающей среды. Это качество воздуха, воды, пищи, шумовое и электромагнитное воздействие. Существует даже отдельная наука – экомедицина, которая экологические аспекты увязывает со здоровьем человека. Ученые российской школы снабжают нас подобными методиками.

Мы также недавно начали вести подобного рода статистику. Думаю, лет через десять сможем сказать о влиянии каждого конкретного автомобиля на здоровье москвича.

На каком месте, в сравнении с другими мегаполисами мира, находится сегодня состояние окружающей среды в нашей столице?
– По количеству зеленых насаждений мы занимаем одно из первых мест в мире. По состоянию воздуха – где-то в середине, если брать в расчет 40 крупнейших мегаполисов мира. Таким образом, наше место в общем зачете с десятого по двадцатое – рядом с Лондоном, Парижем и Нью-Йорком.

Как дорого обходится городу следить за экологией?
– Треть московского бюджета работает на экологию. Все улучшения в городе прямо или косвенно влияют на природный фон Москвы. Например, развитие транспортной инфраструктуры позволяет снизить загруженность дорог и, таким образом, улучшить качество атмосферного воздуха.

 Какие меры в части экологического решения проблем, на ваш взгляд, наиболее эффективны?
– Любые, если они принимаются в комплексе. Действуя таким образом, нам удалось перебороть тенденцию увеличивающейся загрязненности воздуха в городе. Три года этот показатель оставался стабильным – миллион тонн, а в минувшем году снизился, составив 930 тыс. тонн. То есть автомобили (количество которых с 2010 по 2014 год выросло в Москве на миллион), промышленные предприятия, другие источники загрязнения воздуха сократили за этот период свои выбросы.
Мы планируем, что к 2030 году качество московского воздуха улучшится на 30%, даже несмотря на то что автопарк в городе непрерывно увеличивается.

Как живется в черте Москвы диким животным?
– Приспосабливаются, как и люди. Любое городское животное имеет для нас большую ценность. Но это вовсе не значит, что их нужно пытаться искусственно расселять. Задача нашего департамента – контролировать природную систему, следить за тем, как она развивается, но ни в коем случае не вмешиваться в нее. Если в городе исчезает то или иное растение, птица, мы прежде всего пытаемся выяснить причину, почему это произошло.

Естественно, мы подкармливаем на особо охраняемых природных территориях птиц, белок, где они водятся, лосей в «Лосином Острове» в период зимних морозов. Бобры, кстати, сигнализируют о том, что вода в малых реках становится чище.

Как скоро москвичи начнут пересаживаться на экологически чистый транспорт – электромобили?
– Мы пытаемся сделать электромобили доступными для москвичей. Занимаемся этим вопросом вместе с департаментами транспорта и топливно-энергетического хозяйства города. Так, в начале 2015-го в Москве было 45 уличных электрозаправок, а к концу года, надеемся, станет порядка 200. Согласитесь, это неплохой задел.

Как только в городе будет создана автомобильная электрозаправочная сеть, для владельцев электромобилей введут льготы – бесплатную парковку в центре города и возможность передвигаться на машине по выделенным полосам. К сожалению, пока нет такой модели электромобиля, которая могла бы стать народной. Весомую роль в данной ситуации играет финансовый вопрос, поскольку самый дешевый электромобиль стоит порядка 30 тыс. долларов.

 А как, по-вашему, должна застраиваться столица?
– Можно, например, настроить в столице суперсовременных небоскребов, но если при этом в городе будет отвратительного качества воздух, плохая вода, забитые газующими автомобилями дороги, небоскребы станут никому не нужны. Поэтому прежде всего желаю, чтобы наш мегаполис развивался гармонично, чтобы каждый его житель задумался над проблемами экологии – ведь экология Москвы наше с вами общее дело.

Теги: #