«Мы создали такой бизнес, который позволил нам крепко стоять на ногах»

«Мы создали такой бизнес, который позволил нам крепко стоять на ногах»

«Мы создали такой бизнес, который позволил нам крепко стоять на ногах»



Как вы считаете, какую роль в создании строительной отрасли сыграл Мосстройкомитет?

– В конце 1980-х годов нестабильность экономики начала угрожать развалом всей отрасли народного хозяйства СССР, в частности, и строительной. Высококвалифицированные профессионалы уходили в кооперативы. Престиж и потенциал крупнейших строительных организаций города был серьезно подорван. Центробежные тенденции угрожали распаду единого строительного комплекса города, страна стояла на пороге экономического кризиса. В этот период я был главным инженером треста «Мосфундамент-строй-6».

В 1988 году я впервые встретился с руководителями вновь созданного Мосстройкомитета, председателем которого был назначен Петр Суров. Речь шла о том, чтобы действовать сообща, вырабатывать единую производственно-техническую и кадровую политику. В 1990 году Мосстройкомитет возглавил Владимир Иосифович Ресин, что было очень важно. Он много лет работал в Москве и хорошо знал условия работы, а главное – всего себя отдавал делу.

Для строителей это были тяжелейшие годы.

– Резко сократились объемы государственного финансирования, а других источников фактически не было. Надо было решать, как сохранить отрасль и не дать развалиться системе, в которую были включены все участники строительного процесса. В то же время нужно было учиться работать в новых условиях. И Юрий Михайлович Лужков, и Владимир Иосифович Ресин понимали, что если строить не будем, то вообще все остановится, а если будем, то кризис обязательно преодолеем.

Именно строительство, по мнению ведущих экономистов той поры, и должно было помочь Москве выбраться из экономического и промышленного кризиса?

– Это, пожалуй, единственная отрасль, вобравшая в себя потенциал других отраслей. В процессе строительного производства участвуют заводы-изготовители технологического оборудования, строительных машин, строительных материалов. Задействованы инвесторы, заказчики, проектировщики, подрядчики, специальные субподрядные организации. А когда дома построены, нужно обустраивать жилища – делать ремонт, покупать мебель. В экономике начинается движение, складываются отношения, способствующие ее росту. Но если раньше все это происходило централизованно, то теперь должны были включиться рыночные механизмы.

В городе создавались условия для цивилизованной конкуренции, что позволяло заказчику выбирать наиболее выгодные предложения с точки зрения цены и других коммерческих и технических условий. Но денег не было – в основном взаимозачеты и бартер! И в этой ситуации Мосстройкомитет под руководством Владимира Ресина превращается в генштаб строительства, который не только вырабатывал новые идеи, но и претворял их в жизнь.

Ваш приход к руководству МФС-6 позволил компании удачно пережить трудные 90-е. Как решались проблемы переходного периода?

– Было понятно, что со старым багажом далеко не уедешь. Поэтому когда я в 1992 году возглавил компанию, мы прежде всего отказались от узкоспециализированной деятельности и создали такой бизнес, который позволил крепко стоять на ногах. Мы не только строили, но и начали сами проектировать, и реализовывать построенное. Это помогло нам выжить, дало импульс к развитию. К сегодняшнему дню мы превратились в интегрированный холдинг, объединяющий более 20 юридических лиц и ряд хозрасчетных структурных подразделений.

Как обстоят дела сегодня?

С какими показателями Мосфунда-ментстрой-6 завершил 2012 год?


– Ситуация непростая, но твердо контролируемая. Программа работ сверстана с заделом на 2014-й. В прошлом году мы сдали 300 тыс. кв. метров жилья и 2,7 тыс. машино-мест. На текущий год загрузка тоже серьезная – будем строить 600 тыс. кв. метров жилья, а это примерно 40% всего городского заказа, и 5 тыс. машино-мест. В основном работаем в Раменках и в районе Левобережный. Летом будем участвовать в торгах, чтобы обеспечить себя работой на будущий год. Победим – значит, поможем городу реализовывать программу строительства жилья. Вообще, чтобы устойчиво трудиться и грамотно планировать перспективу, нам нужна программа хотя бы на 3–5 лет, как в былые времена. Это позволит нам не только готовить специалистов, но и сохранять их.

Вы постоянно внедряете что-то новое?

– Без этого нельзя, особенно в кризис понимаешь, что надо осваивать новые технологии. Фактически закончили строительство микрорайона «Загорье», а это 240 тыс. кв. метров жилья. Есть много вопросов, которыми надо специально заниматься, – будущее без этого невозможно. Но для этого нужна государственная программа, большие затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, что на уровне компании не потянуть.

Как на вас отразились изменения в градостроительной политике?

– Альтернативы нет – нужно вкладывать средства в дорожно-транспортную и социальную инфраструктуру. Поэтому и парадигма развития совершенно иная. Что касается жилья, я думаю, те компании, которые умеют строить быстро, качественно, эффективно и предлагают конкурентные цены, найдут себе применение в городе. Мы постоянно участвуем в торгах – иногда проигрываем, но чаще выигрываем. Сейчас хотим попробовать свои силы в строительстве станции метро. Уже получили лицензию и сформировали новое подразделение. У нас налажены хорошие контакты и с шахтерами, и с метростроителями, и своих сотрудников обучаем.

Какие работы вы планируете выполнять в метростроении?

– В принципе, любые. Но в первую очередь те, где строительство будет вестись открытым способом. Как специализированная организация, мы работаем на глубине до 20 метров. В данном случае получится несколько глубже.

То есть вы нацелены на строительство станций, а не на проходку.

– Проходкой тоже займемся – в тех местах, где прогоны можно вести открытым способом. Для тоннельной работы будем приобретать проходческий щит, обучать людей. Возможности для этого у нас есть.

Наверняка и конкуренты не дремлют?

– Куда же без конкуренции. Но, думаю, мы выиграем. В данной области существует дефицит квалифицированных строителей, а мы всю жизнь занимались фундаментами, подземным хозяйством. Имеем большой опыт по выполнению подобных работ.

Участие в дорожно-транспортном строительстве входит в ваши планы развития?

– Мы серьезно думаем над этой темой. У нас есть своя структура – управление механизации, – связанная с дорожным строительством. Здесь сосредоточена вся тяжелая техника – бульдозеры, катки, грейдеры... Мы планируем организовать подразделение, которое будет заниматься этим вопросом. Я встречался по этому вопросу с руководителем строительного комплекса города Маратом Хуснуллиным и с первым заместителем департамента строительства Петром Аксёновым – одним из ведущих специалистов в дорожном строительстве. Нас приглашают. Считаю, что попробовать стоит. Однако все нужно делать последовательно. Сначала необходимо освоить строительство метро. Дороги – следующий этап.

Каков средний возраст ваших работников?

– Управленческому персоналу где-то 35–37 лет. Что касается рабочих профессий, то здесь 40–45. Главное – это нехватка квалифицированных рабочих в силу отсутствия действенной госполитики в области профобразования. Мы тесно сотрудничаем с колледжами, но это проблему не решает. Если принять соответствующую программу и заняться этой проблемой, возможно, в форме государственно-частного партнерства, то ее можно было бы решить.

Строительный комплекс может в этом помочь?

– Думаю, что если бы стройкомплекс плотно занялся научной организацией труда, профобразованием, разработкой и внедрением современных технологий, это бы изменило положение. Сегодня хорошо налажена система распределения городского заказа и контроля его выполнения, большое внимание уделяется качеству строительства, технике безопасности. Руководители стройкомплекса – это люди команды, которые за короткое время сумели создать хорошо управляемую систему, построенную на контрактных отношениях. Но нужно двигаться дальше.

Какие еще задачи вы рассматриваете как актуальные?

– Мы уже реализуем программу действий в этом направлении: тесно взаимодействуем с Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) и Московским строительным союзом (МСС), подписали договор с французской компанией «Буиг», в том числе по обмену опытом и подготовке кадров, продолжаем работу по внедрению проектно-процессного управления строительством. Автоматизация бизнес-процессов позволяет нам эффективно контролировать сроки, ресурсы, заниматься бюджетированием, управлять персоналом и т.д. Мы создали такой бизнес, который позволил нам крепко стоять на ногах благодоря человеческому фактору...

Теги: #