«Мы создали такой бизнес, который позволил нам крепко стоять на ногах»
Как вы считаете, какую роль в создании строительной отрасли сыграл Мосстройкомитет?
– В конце 1980-х годов нестабильность экономики начала угрожать развалом всей отрасли народного хозяйства СССР, в частности, и строительной. Высококвалифицированные профессионалы уходили в кооперативы. Престиж и потенциал крупнейших строительных организаций города был серьезно подорван. Центробежные тенденции угрожали распаду единого строительного комплекса города, страна стояла на пороге экономического кризиса. В этот период я был главным инженером треста «Мосфундамент-строй-6».
В 1988 году я впервые встретился с руководителями вновь созданного Мосстройкомитета, председателем которого был назначен Петр Суров. Речь шла о том, чтобы действовать сообща, вырабатывать единую производственно-техническую и кадровую политику. В 1990 году Мосстройкомитет возглавил Владимир Иосифович Ресин, что было очень важно. Он много лет работал в Москве и хорошо знал условия работы, а главное – всего себя отдавал делу.
Для строителей это были тяжелейшие годы.
– Резко сократились объемы государственного финансирования, а других источников фактически не было. Надо было решать, как сохранить отрасль и не дать развалиться системе, в которую были включены все участники строительного процесса. В то же время нужно было учиться работать в новых условиях. И Юрий Михайлович Лужков, и Владимир Иосифович Ресин понимали, что если строить не будем, то вообще все остановится, а если будем, то кризис обязательно преодолеем.
Именно строительство, по мнению ведущих экономистов той поры, и должно было помочь Москве выбраться из экономического и промышленного кризиса?
– Это, пожалуй, единственная отрасль, вобравшая в себя потенциал других отраслей. В процессе строительного производства участвуют заводы-изготовители технологического оборудования, строительных машин, строительных материалов. Задействованы инвесторы, заказчики, проектировщики, подрядчики, специальные субподрядные организации. А когда дома построены, нужно обустраивать жилища – делать ремонт, покупать мебель. В экономике начинается движение, складываются отношения, способствующие ее росту. Но если раньше все это происходило централизованно, то теперь должны были включиться рыночные механизмы.
В городе создавались условия для цивилизованной конкуренции, что позволяло заказчику выбирать наиболее выгодные предложения с точки зрения цены и других коммерческих и технических условий. Но денег не было – в основном взаимозачеты и бартер! И в этой ситуации Мосстройкомитет под руководством Владимира Ресина превращается в генштаб строительства, который не только вырабатывал новые идеи, но и претворял их в жизнь.
Ваш приход к руководству МФС-6 позволил компании удачно пережить трудные 90-е. Как решались проблемы переходного периода?
– Было понятно, что со старым багажом далеко не уедешь. Поэтому когда я в 1992 году возглавил компанию, мы прежде всего отказались от узкоспециализированной деятельности и создали такой бизнес, который позволил крепко стоять на ногах. Мы не только строили, но и начали сами проектировать, и реализовывать построенное. Это помогло нам выжить, дало импульс к развитию. К сегодняшнему дню мы превратились в интегрированный холдинг, объединяющий более 20 юридических лиц и ряд хозрасчетных структурных подразделений.
Как обстоят дела сегодня?
С какими показателями Мосфунда-ментстрой-6 завершил 2012 год?
– Ситуация непростая, но твердо контролируемая. Программа работ сверстана с заделом на 2014-й. В прошлом году мы сдали 300 тыс. кв. метров жилья и 2,7 тыс. машино-мест. На текущий год загрузка тоже серьезная – будем строить 600 тыс. кв. метров жилья, а это примерно 40% всего городского заказа, и 5 тыс. машино-мест. В основном работаем в Раменках и в районе Левобережный. Летом будем участвовать в торгах, чтобы обеспечить себя работой на будущий год. Победим – значит, поможем городу реализовывать программу строительства жилья. Вообще, чтобы устойчиво трудиться и грамотно планировать перспективу, нам нужна программа хотя бы на 3–5 лет, как в былые времена. Это позволит нам не только готовить специалистов, но и сохранять их.
Вы постоянно внедряете что-то новое?
– Без этого нельзя, особенно в кризис понимаешь, что надо осваивать новые технологии. Фактически закончили строительство микрорайона «Загорье», а это 240 тыс. кв. метров жилья. Есть много вопросов, которыми надо специально заниматься, – будущее без этого невозможно. Но для этого нужна государственная программа, большие затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, что на уровне компании не потянуть.
Как на вас отразились изменения в градостроительной политике?
– Альтернативы нет – нужно вкладывать средства в дорожно-транспортную и социальную инфраструктуру. Поэтому и парадигма развития совершенно иная. Что касается жилья, я думаю, те компании, которые умеют строить быстро, качественно, эффективно и предлагают конкурентные цены, найдут себе применение в городе. Мы постоянно участвуем в торгах – иногда проигрываем, но чаще выигрываем. Сейчас хотим попробовать свои силы в строительстве станции метро. Уже получили лицензию и сформировали новое подразделение. У нас налажены хорошие контакты и с шахтерами, и с метростроителями, и своих сотрудников обучаем.
Какие работы вы планируете выполнять в метростроении?
– В принципе, любые. Но в первую очередь те, где строительство будет вестись открытым способом. Как специализированная организация, мы работаем на глубине до 20 метров. В данном случае получится несколько глубже.
То есть вы нацелены на строительство станций, а не на проходку.
– Проходкой тоже займемся – в тех местах, где прогоны можно вести открытым способом. Для тоннельной работы будем приобретать проходческий щит, обучать людей. Возможности для этого у нас есть.
Наверняка и конкуренты не дремлют?
– Куда же без конкуренции. Но, думаю, мы выиграем. В данной области существует дефицит квалифицированных строителей, а мы всю жизнь занимались фундаментами, подземным хозяйством. Имеем большой опыт по выполнению подобных работ.
Участие в дорожно-транспортном строительстве входит в ваши планы развития?
– Мы серьезно думаем над этой темой. У нас есть своя структура – управление механизации, – связанная с дорожным строительством. Здесь сосредоточена вся тяжелая техника – бульдозеры, катки, грейдеры... Мы планируем организовать подразделение, которое будет заниматься этим вопросом. Я встречался по этому вопросу с руководителем строительного комплекса города Маратом Хуснуллиным и с первым заместителем департамента строительства Петром Аксёновым – одним из ведущих специалистов в дорожном строительстве. Нас приглашают. Считаю, что попробовать стоит. Однако все нужно делать последовательно. Сначала необходимо освоить строительство метро. Дороги – следующий этап.
Каков средний возраст ваших работников?
– Управленческому персоналу где-то 35–37 лет. Что касается рабочих профессий, то здесь 40–45. Главное – это нехватка квалифицированных рабочих в силу отсутствия действенной госполитики в области профобразования. Мы тесно сотрудничаем с колледжами, но это проблему не решает. Если принять соответствующую программу и заняться этой проблемой, возможно, в форме государственно-частного партнерства, то ее можно было бы решить.
Строительный комплекс может в этом помочь?
– Думаю, что если бы стройкомплекс плотно занялся научной организацией труда, профобразованием, разработкой и внедрением современных технологий, это бы изменило положение. Сегодня хорошо налажена система распределения городского заказа и контроля его выполнения, большое внимание уделяется качеству строительства, технике безопасности. Руководители стройкомплекса – это люди команды, которые за короткое время сумели создать хорошо управляемую систему, построенную на контрактных отношениях. Но нужно двигаться дальше.
Какие еще задачи вы рассматриваете как актуальные?
– Мы уже реализуем программу действий в этом направлении: тесно взаимодействуем с Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) и Московским строительным союзом (МСС), подписали договор с французской компанией «Буиг», в том числе по обмену опытом и подготовке кадров, продолжаем работу по внедрению проектно-процессного управления строительством. Автоматизация бизнес-процессов позволяет нам эффективно контролировать сроки, ресурсы, заниматься бюджетированием, управлять персоналом и т.д. Мы создали такой бизнес, который позволил нам крепко стоять на ногах благодоря человеческому фактору...