«Мера всего – не прибыль, а человек»

«Мера всего – не прибыль, а человек»

«Мера всего – не прибыль, а человек»



Владимир Ефимович, когда началась перестройка строительного комплекса Москвы, вы уже руководили крупнейшим в столице комбинатом, строили новые микрорайоны. Чем вам помнится то время?

– Конец 80-х был непростым временем для всего строительного комплекса. Распад плановой экономики и переход на рыночную, кризисы и экономические потрясения… Разрозненность в управлении становилась камнем преткновения в нашей работе, мешала планомерной поставке материалов, движению финансовых средств. Поэтому объединение строительных главков под началом Мосстройкомитета было естественной и необходимой мерой. Благодаря этому дальнейшие катаклизмы нам удалось пройти с наименьшими потерями.

При всех трудностях комбинат работал в полную силу. Люди получали ключи от новых квартир, построенных ДСК-1, появлялись целые микрорайоны наших домов. В Ясеневе, Тропареве, Строгине возводились многоэтажки новой по тем временам серии П-44 – с квартирами, как тогда уважительно говорили, «улучшенной планировки». 17-этажные дома были еще в новинку, внедрение в производство П-44 стало настоящим прорывом в домостроении. Дом стал действительно народным – с 1979 по 2000 год их построили почти 20 млн кв. метров.

Советская партийно-хозяйственная структура оставалась, казалось, еще достаточно крепкой. Меня неоднократно вызывали «на ковер» в райком и горком КПСС, «снимали стружку» за выполнение плана, причем любой ценой. Был даже реанимирован старый лозунг «Каждой советской семье – отдельную квартиру!». И хотя это выглядело утопией, почти как коммунизм, но многим хотелось верить, что когда-нибудь мы действительно доживем до такого светлого будущего. Во всяком случае, строители старались, сдавали все больше «квадратов» и радовали людей.

А через несколько лет последовал развал всего государства. Вы чувствовали, что «Титаник» тонет?

– В то, что прежняя централизованная система управления государством, многолетняя, выстроенная, обрушится в один миг, верилось с трудом.

Но мне, как руководителю крупного производства, было, может быть, как никому понятно, что в хозяйственной деятельности необходимы перемены, жизнь настоятельно требовала принципиально новых экономических и организационных решений.

Начало 90-х было очень тяжелым периодом для коллектива. Но мы прошли через все испытания, и коллектив стал собственником предприятия.

Это было сделано после указания «сверху»?

– Другого выхода, кроме как передавать предприятия в собственность трудовым коллективам, просто не было. По команде «сверху» действительно началось акционирование, но мы решили, что учредителем нашего акционерного общества будет трудовой коллектив, ни одна акция не уйдет за пределы комбината. Мы решили стать народным комбинатом и не отдали никому ни одной акции. Вообще не отдали на сторону «ни пяди» нашей собственности.

В тот момент для меня было главным не позволить коллективу развалиться, сохранить рабочие и инженерные кадры. Так и сказал коллегам: «Теперь наше государство – это ДСК, и от каждого зависит, чтобы оно выстояло». Когда финансирование из бюджета прекратилось, нужно было обеспечить людей работой, дать им возможность прокормить семью. Мы тогда уже не Новый год праздновали, а то, что выжили в старом.

Как вы нашли в новых экономических реалиях свою нишу?

– Учились. В поисках своего места начали пробовать реализовывать построенное жилье, внедряли новые технологии, позволявшие улучшить внешний вид и повысить комфортность домов. Наше, можно сказать, ноу-хау – созданное в конце 90-х как «дочка» компании так называемое «товарищество на вере», которое начало самостоятельно продавать квартиры. Нашему товариществу действительно верили, и продажи шли успешно, так как москвичи знали: если дом строит ДСК-1 – значит, он будет первый класс! Тогда мы поняли, какую большую роль играет имидж компании для ее дальнейшего развития. Появились деньги, которые мы направляли на модернизацию производства и инвестирование собственного строительства.

ДСК-1 у москвичей ассоциируется с массовым жильем. Не элитным, для избранных, а именно для простых людей. Значит ли это, что и квартиры можно строить подешевле, попроще?

– Подешевле – да, но не попроще. Возьмите серии П-44Т, которые мы начали строить еще в конце 90-х. Нам и сейчас за них не стыдно, ведь они определили современный облик многих микрорайонов столицы. А жилой комплекс на Рубцовской набережной – помните, с зелеными крышами? – стал визитной карточкой ДСК-1. Эти дома и квартиры в них не только удобны, но и красивы. А ведь все это – массовые серии.

Дом серии «Юбилейный», спроектированный к 40-летнему юбилею ДСК-1 в 2001 году, был принципиально новой конструкции. В нем использовались новаторские в то время инженерные решения, материалы, обеспечивающие высокое эксплуатационное качество жилья. Не вдаваясь в технологические тонкости, скажу, что мы поставили задачу совместить технологичность с эстетичными и конструктивными качествами. Недаром комбинат был награжден призом за архитектуру серий жилых домов.

Считалось, что панельным зданиям эстетика не особенно присуща?

– Мы опровергли это мнение своими объектами. И вошли в новый век не только с именем и опытом, но и с портфелем городских заказов. Сдавали в эксплуатацию до 1 млн кв. метров жилья каждый год. Выполняли программы по переселению пятиэтажек и ветхого жилья, строили квартиры для очередников, бюджетников, малоимущих, многодетных семей, военных.

Мы работаем в первую очередь для города. Если город дает нам заказ, это означает, что дадут площадку и работу оплатят. Сверхприбыли нам не нужны: мера всего – не прибыль, мера всего – человек.

За вами закрепилась слава человека крутого, когда речь идет об интересах рабочих. Вы и сегодня, в рыночных условиях, не отказываетесь от социальной «нагрузки» на бюджет комбината?

– Больше 30 лет назад, когда был назначен руководить комбинатом, я завел такой порядок, что повседневная забота о людях труда – не пустой красивый звук, а неотъемлемая часть производственного процесса. В самые лихие годы у нас ни один человек не был уволен, ни один! Зарплату на комбинате никогда не задерживали. Было время, когда мы работали два дня в неделю, а платили за пять, работали три дня – платили за пять, работали четыре – платили за пять. Этим людей держали, брали кредиты, но выдержали.

И сегодня мне важно, чтобы каждый работник комбината был уверен, что он не останется один на один со своими проблемами. Очередники в лучших традициях советского времени получают квартиры бесплатно! Поддерживаем материально ветеранов труда и многодетные семьи. В заводских столовых люди имеют возможность недорого и вкусно поесть. Зарядиться бодростью на целый год можно в нашем пансионате в Крыму и на базе отдыха в Подмосковье. Комбинат имеет четыре плавательных бассейна, три прекрасных спортивных зала, тренажерные, многочисленные спортивные секции. У нас своя поликлиника, оборудованная техникой от лучших мировых производителей. Стараемся сделать все, чтобы трудящийся человек чувствовал себя на комбинате комфортно. Недаром рабочие говорят, что у них даже бытовки с евроремонтом.

По сути, вы превратили комбинат в своего рода лабораторию новых технологий. Это не распыляет силы, не отвлекает от главного?

– Наоборот, по-другому невозможно двигаться в ногу со временем в строительстве. У нас созданы для этого уникальные условия – самый короткий мост от изобретения до внедрения. Наши талантливые инженеры, специалисты придумывают новации, которые тут же находят реальное применение на площадке. Можем возводить миллионы «квадратов» жилья и при этом кардинально менять технологию, монтировать «с колес» дома, которые становятся первыми в мировой строительной истории. Так было, например, с первым панельным домом высотой 25 этажей. А сегодня это уже история.

Хотя возможности индустриального домостроения, в основе которого промышленное производство деталей и поточный метод монтажа, далеко еще не исчерпаны. Возьмите дом серии Д-25 (Домкон) – эта 25-этажная односекционная башня характерна тем, что по желанию заказчика в ней может быть любая квартирография – конструктивное решение позволяет проектировать квартиры так, как нужно заказчику.

Освоили мы также выпуск облицовочной плитки девяти цветов, поэтому фасады домов различаются и по внешнему виду, и по колористике. При этом качество строительства непременно высокое, так как все подразделения работают, как конвейер, где все операции продуманы до мелочей.

Какие серии освоил комбинат за последнее время?

– Интересный, красивый дом «Южный» выстроен совсем недавно, скоро начнется его заселение. Это «первая ласточка» следующей серии, которую мы намерены внедрить с учетом всех современных требований, по энергосбережению, противопожарной безопасности, для маломобильных групп населения. До этого сочетания всего комплекса этих требований одновременно достичь не удавалось. К тому же выкрашенная в бирюзовый цвет плитка придает дому воздушность.

Любопытно, что эту серию домов можно использовать не только в многоэтажном строительстве, но и в малоэтажном. Это важно с учетом того, что новые территории Москвы, вероятнее всего, будут застраиваться большей частью невысокими домами.

Стало уже крылатым ваше выражение, что «бог создал землю, остальное – строители». Сколько же строители комбината построили за свою историю?

– За все 52 года работы ДСК-1 построил более 52 млн кв. метров жилья. Это целый город с населением около 5 млн человек! Мощности комбината позволяют ежедневно монтировать 83 квартиры. ДСК-1 включает четыре завода, целый ряд сопутствующих производств, пять монтажных управлений, и все они работают как единый организм.

Уверен, обеспечить население недорогим и качественным жильем возможно, развивая исключительно индустриальное домостроение. Мы строим доступное жилье, а не элитное, что является уже совсем другой категорией. Мы строим жилье массовое – на это нацелены наши заводы и наши технологии. Весь процесс – от производства до сдачи домов в эксплуатацию – расписан по минутам, и поэтому мы можем возводить очень большие объемы жилья.

Конечно, в этом должно участвовать и государство – помочь обеспечить людям достойные условия для жизни. Это задача государственная. Но без индустриального домостроения решить ее невозможно.

Владимир Ефимович, что бы вы хотели пожелать в эти юбилейные дни своим коллегам – строителям столицы, горожанам?

– Строителям я желаю больше заказов, больше работы, большего благополучия и… меньше нервотрепки! А горожанам – любить Москву так сильно и нежно, как любим ее мы, строители! Без любви работа – не работа, а трудовая повинность.

Жизнь продолжается. А значит, будут и новоселья! Это мы гарантируем!

Теги: #