«На каждого москвича уже по две симки приходится»

«На каждого москвича уже по две симки приходится»

«На каждого москвича уже по две симки приходится»



Премьер не преувеличивал, ругая мобильную связь в Москве?

– Нет, качество связи у нас действительно плохое. Операторы связи строят, конечно, новые сети, получают новые частоты, применяют новые технологии, но застройка Москвы, причем очень плотная, идет еще более быстрыми темпами. Да и абонентская база растет: на каждого москвича уже по две симки приходится. Возможно, операторы связи за этими процессами просто не успевают.

А что надо понимать под качеством связи? Плохо слышно голос собеседника, звонки срываются, в интернет приходится долго выходить?

– Проблема в том, что такое понятие, как качество связи, в российском законодательстве вообще не определено. Есть международные стандарты связи, которые приняты везде. На основании стандартов департамент информационных технологий разработал критерии оценки качества услуг сотовой связи. Эта методика уже получила положительное заключение в Федеральной службе по надзору в сфере связи и сегодня обсуждается в министерстве связи совместно с операторами. А начинали мы эту работу еще год назад с общегородского мониторинга. Москвичи, спасибо им большое, откликнулись: сообщали нам на сайт департамента, где и какие проблемы существуют. Позже мы запустили профессиональный мониторинг: по городу теперь колесит автомобиль с оборудованием – специальным измерительным комплексом. Аналогичное оборудование используют сотовые операторы для установки базовых станций. Мы его используем для контроля параметров качества мобильной связи.

И где со связью основные проблемы?

– В районах с наиболее плотной застройкой. Например, довольно сложно поставить базовую станцию в жилом микрорайоне – ее просто некуда ставить.

На крыши, наверное, можно.

– По Жилищному кодексу две трети жильцов дома должны одобрить это решение. А они, как правило, против установки станции на крыше. Когда я говорю о базовой станции, вы должны понимать, что это не просто столбик поставить. Необходимо подвести питание, систему передачи данных, оптический канал.

А почему жильцы против? Боятся облучения?

– Это в том числе и «радиофобии», но в большинстве случаев здесь на первом месте экономические причины. Стоимость установки базовых станций у нас не регламентирована, поэтому управляющие компании, ТСЖ и владельцы зданий могут затребовать с оператора любые суммы. Причем сегодня собственник может разрешить, а завтра отказать, что зачастую и происходит. Недавно ряд торговых и бизнес-центров решили снять базовые станции просто потому, что так захотели. А это значит, что в этом районе гарантированно будут проблемы со связью.

Странно, мне казалось, владельцы таких центров должны быть заинтересованы в хорошей связи: сегодня без Wi-Fi уже и клиента не привлечешь.

– Мы ведем с ними диалог, но заставить частников мы не вправе – можем только уговаривать. На зданиях, которые принадлежат городу, мы упростили процедуру установки базовых станций. Надеюсь, такой же регламент в ближайшее время будет распространен и на федеральные учреждения.

А зачем мэрия вообще решает проблемы операторов? Разве они сами не заинтересованы в повышении качества связи, хотя, конечно, о реальной конкуренции пока трудно говорить? В Москве рынок связи поделили три крупных оператора, тогда как в других столицах мира их десятки.

– Вы верно подметили, что три оператора – не конкуренция. Конечно, десять операторов лучше трех, но для этого должен быть и частотный ресурс, а его пока явно не хватает.

Может, военные поделятся?

– Тенденция, которую мы видим в мире, – расчистка частотного диапазона и перевод аналогового оборудования, которое занимает широкие частоты, для гражданского использования. Но это не входит в компетенцию Москвы.

Вы трижды переносили конкурс по внедрению бесплатного беспроводного интернета в Московском метрополитене, но очередь среди операторов не выстраивается. Зачем городу free Wi-Fi в метро?

– Во-первых, у абонента должен быть выбор. Кто-то может себе позволить заплатить 300–500 рублей за скоростной мобильный интернет, а кто-то не может, но и он должен иметь возможность как минимум отправить сообщение, посмотреть почту. Во-вторых, внедряя в метро бесплатный Wi-Fi, операторы по условиям конкурса должны инвестировать средства не только в собственную инфраструктуру, но и в строительство телекоммуникационной сети самого метрополитена, которая, конечно, будет основываться на перспективных технологиях связи нового поколения.

Вы также отвечаете за развитие системы видеонаблюдения в городе. Лет 10 назад, когда впервые начали устанавливать видеокамеры, с ними было связано немало скандалов: и муляжи вешали, и дешевые некачественные приборы. Как сегодня просматривается город?

– Да, мы пошли принципиально другим путем, отказались от покупки оборудования, закупаем только услугу в виде видеоизображения у операторов связи, отобранных по конкурсу. По условиям контрактов мы платим только тогда, когда получаем живую картинку. Сегодня по городу у нас подключено к системе видеоданных свыше 100 тысяч видеокамер, которые покрывают всю территорию. За отсутствие картинки с требуемыми параметрами качества, а мы говорим о качестве высокого разрешения, применяем жесткие штрафные санкции к поставщикам услуги – вплоть до разрыва контракта.

Кто имеет доступ к этому центру хранения видеосигналов?

– В соответствии с регламентом это коммунальные службы города и право-охранительные органы.

А обычные москвичи могут получить доступ в эту систему, например, чтобы узнать, кто у них в подъезде свежевыкрашенные стены разрисовал?

– Сегодня в Юго-Западном округе мы проводим такой эксперимент, когда житель на экране своего домашнего телевизора в онлайн-режиме видит изображение с видеокамер своего подъезда, лифтового холла, лестничной площадки. То есть может проследить, в порядке ли его машина, убран ли от снега двор, кто вошел в лифт вместе с ребенком, разрисовал стены и так далее…

Увлекательный телеканал может получиться – наблюдать за жизнью соседей.

– По результатам этого эксперимента мы поймем, насколько это именно так. Но решение в любом случае будет приниматься с учетом обеспечения безопасности жителей и соблюдения законодательства.

Я слышала о другом вашем проекте, что в скором времени москвичи смогут также получать онлайн-услуги через телевизор. Расскажите, что это такое, а главное, для кого, если у большинства на руках есть ноутбуки, смартфоны и планшеты?

– Это действительно удобно, когда услугу можно заказать с любого устройства. В том числе через экран так называемых «умных» телевизоров, подключенных к интернету. С ростом телепросмотра в сети этих устройств будет становиться все больше, а наша задача — предложить сервис там, где он наиболее востребован в данную минуту.

Когда этот сервис заработает и какие госуслуги с его помощью можно будет получить?

– В самое ближайшее время узнаете.

Теги: #