«Что такое Москва? Пригород Арбата по большому счету»

«Что такое Москва? Пригород Арбата по большому счету»

«Что такое Москва? Пригород Арбата по большому счету»



Начнем, наверное, с курения. Насколько я понимаю, запретить курить лишь на одной из улиц города закон не позволяет. Можно только просить об этом. Так?

– Именно. Вот мы и просим, «уважаемые москвичи и гости столицы, просим вас воздержаться от курения на улице Арбат». Улочка маленькая, народу у нас бывает много, и неприятно, когда кто-то вдыхает порцию дыма, которую совершенно не хочет вдыхать.

На мой взгляд, куда хуже сигаретного дыма тучи карманников и мошенников, промышляющих на Арбате.

– Мы в свое время обращались к руководству МВД с просьбой установить на улице тревожные кнопки, чтобы наряд полиции быстро приезжал по вызову. Вместо этого нам установили таксофоны, которые уже год стоят неподключенными, зато с рекламой, которая исправно меняется раз в неделю. Возвращаясь к вопросу безопасности, район Арбат – единственный в Центральном округе, который не имеет своей народной дружины. И вот год назад мы познакомились с казачьей дружиной Алексеевской – прекрасные ребята, которые в свое свободное время и по собственной инициативе выходят дежурить на Арбат.

Инициатива, конечно, хорошая, но, надеюсь, курящих они пороть не будут?

– Пороть не будут. Просто подойдут и поговорят по-человечески. Это очень действенный метод. О кафе на Арбате нужно отдельно разговаривать. Эти сараи-подиумы совершенно неприемлемы для пешеходной улицы.

Без летних кафе пешеходных зон не бывает.

– Никто не спорит. Но одно дело – выставить на улицу столик, зонтик, четыре стула и оградить их туями в горшках, и совсем другое – соорудить сарай, занимающий половину улицы. Мы надеемся на конструктивный разговор с владельцами кафе.

Вы, как муниципальный депутат, имеете право влиять на решение каких-то проблем или можете только просить, предлагать?

– Арбат – общественное достояние, он принадлежит даже не городу, а Федерации. Но, конечно, очень хочется, чтобы с нами хотя бы советовались. Вот, например, совсем недавно ни с того ни с сего у нас появились велосипедные парковки на пешеходной улице, прямо по центру дороги. Кто их поставил? Почему прямо поперек улицы?

А велодорожки появились?

– Нет. Но, увидев велопарковки, люди стали ездить по пешеходной улице не только на велосипедах – это еще полбеды, но и на мотоциклах. Вот ситуация, о которой нужно говорить.

Если делать пешеходные зоны, давайте поговорим с жителями Арбата, которые подскажут, какая должна быть пешеходная зона. Она должна быть в первую очередь безопасной. Обязательно с видеонаблюдением. И обязательно с туалетами.

Да, это отдельный насущный вопрос. А владельцы ресторанов и кафе пускают гуляющих в туалеты без обязательной чашки кофе в нагрузку?

– Обычно пускают. Но когда на улице наплыв народа, на всех кафешных туалетов не хватает. В итоге пускают одного-двух, а остальные разбегаются по переулкам.

У местного самоуправления нет средств на оборудование туалетов?

– Нет и пока не предвидится. Говорят, только после того, как у нас в районе организуют платные парковки для автотранспорта, какая-то часть денег будет перечисляться в местный бюджет. Кроме того, поставить синие кабинки «позор семье» на Арбате просто стыдно. А чтобы оборудовать стационарные, надо выбивать деньги из федерального бюджета.

Вы сами москвич? Застали то время, когда Арбат сделали пешеходным?

– Отец у меня военный, так что родился я в Минске, в детсад ходил в Германии, в Москве живу с третьего класса школы, а с Арбатом жизнь меня тесно связала в студенчестве – я учился в медицинском, а на стипендию семью не прокормишь. И вот как-то брел я по Арбату и увидел, что художники там торгуют картинами. Я заинтересовался и, прийдя к жене, сказал: «Наташ, давай картины рисовать!» И мы с ней стали рисовали пейзажи – продавали по доллару за штуку. Был у меня свой участок возле «Праги» на подоконнике.

Что значит «свой участок»? На Арбате тогда все было поделено?

– Конечно.

А сейчас?

– Сейчас не поделено. В настоящее время существует Ассоциация художников Арбата, которых мы тоже собираемся пригласить на встречу, потому что к ним много вопросов. Когда на Арбате художники продают свои картины – мы только за, но когда коммерсанты продают там купленные в типографии за углом и вложенные в рамку дешевые картинки – ситуация другая.

А почему вас это волнует? Если гости столицы готовы покупать дешевку, пусть себе покупают. Лишний рубль в городскую казну.

– Я вам на это вот что скажу – что такое Москва? Это пригород Арбата по большому счету. Арбату в этом году 520 лет. И мне стыдно, что гости столицы будут показывать эту дешевку на своей родине и говорить, что «я купил это на Арбате».

Речь идет о лицензировании художников?

– Может быть, и так. Пусть эта лицензия стоит чисто символически – рубль, копейку, но, получая ее в муниципалитете, художник покажет депутатам, что именно он будет продавать на Арбате. При этом получит бейдж и документ о том, что месяц (или день, или полгода) может совершенно спокойно стоять в определенном месте, к нему не будет вопросов со стороны правоохранительных органов. То же самое касается ассоциации «Звёзды Арбата» – это наши арбатские певцы, их шесть человек. Ребята прекрасно понимают, что они мешают жителям. Так давайте определим места, где их творчество будет не так бить по ушам живущим на улице. Ведь у нас не безлюдный Камергерский переулок – на Арбате и в арбатских переулках живут почти 16 тысяч человек. Летом они банально не могут открыть окна, потому что у нас то «святой Патрик», то фестиваль мыльных пузырей, то кришнаиты проходят с песнопениями… С кришнаитами мы поговорили, они нас поняли, ушли. По поводу Дня святого Патрика с послом встретились и объяснили ему, что это жилая улица. Человек тоже все прекрасно понял – и День святого Патрика с успехом прошел 21 марта в парке Горького.

В 2008 году обсуждался вопрос комплексной реконструкции старого Арбата. За 15 млн бюджетных рублей планировалось заменить покрытие мостовой новым, с подогревом, высадить деревья и цветы, поставить скамейки, обновить фасады зданий. Уже было готово предпроектное решение, но вроде бы жителям оно не понравилось. Потом кризис начался. Потом мэр сменился. Не жалеете, что реконструкция так и не началась? И нужна ли Арбату мостовая с подогревом?

– Про планы города по поводу Арбата я ничего не знаю. А местные депутаты предлагают свои эскизы по облагораживанию Арбата. Кстати, мостовая с подогревом нам бы пригодилась – и на уборке снега сэкономим, и туристам комфортнее. Сейчас мы пытаемся довести до руководства города свои идеи озеленения Арбата. Во-первых, у нас сотни брандмауэрных стен. Их можно легко озеленить. Или, где это позволят пожарные, пристроить, не врезаясь в фундамент, мини-пекарню, прачечную, обувную мастерскую, ведь на Арбате сегодня иголку с ниткой купить негде. Или собрать вертикальную стоянку для машин. Конечно, все эти предложения будут выноситься на суд жителей. Захотят они – будем этого добиваться, не захотят – значит, не пришло еще время. Еще есть идея озеленения некоторых пологих крыш. Уже даже есть пилотный проект на Арбате, 19.

Я, если честно, не люблю в последнее время гулять по Арбату. На мой вкус – он стал очень провинциальным: улицей не для москвичей, а для приезжих. Думали ли вы об идеологии развития этой пешеходной зоны в целом?

– В прошлом году мы проводили исследование турпотока. Только до 13.00 пришло 40 автобусов с иностранцами. Но что такое сегодня Арбат для экскурсионного гида? Провести по лавкам, с которыми он договорился, и показать, где можно купить сувениры. Провести в те кафешки, с которыми он договорился, и покормить. По сути, люди и не видят Арбата, на котором есть что посмотреть помимо кафе и ювелирных лавок. В связи с 520-летием Арбата мы решили этим летом выпустить карту-путеводитель на трех языках: русском, английском и обязательно на китайском, так как в последнее время среди туристов китайцев больше всего. Чтобы они увидели, какие люди здесь жили: начиная от Дениса Давыдова и заканчивая Сергеем Михалковым. Показать арбатские переулочки – самую красоту, самый дух Москвы. Вот здесь жил актер Георгий Вицин, который обожал собак, и все бездомные арбатские псы за ним по пятам ходили, он всех подкармливал. Показать, у какого дома в Серебряном переулке Пьер Безухов собирался убить Наполеона. Из какого окна булгаковская Маргарита в первый раз вылетела на метле…

Замечательная идея.

– Префекту ЦАО тоже понравилась, он обещал нам помочь. Хотелось бы еще, чтобы к этому подключился и городской департамент культуры.

Путеводители будут дорогими?

– Мы хотим раздавать их бесплатно. Чтобы все знали, что Арбат – не только ювелирные и букинистические ломбарды, но и часть истории величайшей страны.

Ну раз зашла речь о великой стране, не могу не спросить про дом Мельникова, который наверняка попадет в этот путеводитель. И про дом Окуджавы по соседству, который пошел трещинами из-за строительства по адресу Арбат, 39–41. Международные организации бьют тревогу, обращаются к президенту. А что вы?

– Надеюсь, проект этого строительства будет пересмотрен. Там ведь на самом деле строят Малую сцену театра Вахтангова…

Разве не торговый центр с подземной стоянкой?

– И его тоже. Проект же инвестиционный. У нас так часто бывает. Вот, например, строили институт курортологии на Новом Арбате, а потом оказалось, что это будет фешенебельный отель гостиницы Marriott. Какая в Москве курортология, когда есть Турция, Египет и т.д.? Что касается дома Мельникова, то мы кричим вместе с градозащитниками, пишем письма во все инстанции и надеемся, что правительство нас услышит.

Может, давно пора принципиально решить вопрос о запрещении нового строительства в районе исторического Арбата?

– Это было бы правильно. Арбат должен стать заповедной зоной, это район-музей по большому счету.

Теги: #