«Мы хотим максимально открыть библиотеки для горожан»

«Мы хотим максимально открыть библиотеки для горожан»

«Мы хотим максимально открыть библиотеки для горожан»

Для начала назовите адреса первой пятерки библиотек. По какому принципу они были отобраны?

– В первую пятерку вошли библиотека им. Достоевского на Чистых прудах, имени 1 Мая на площади Гагарина, библиотека «Проспект» в самом конце Ленинского проспекта, детская библиотека на Аргуновской улице и читальня у метро «Братиславская». На первом этапе реформы мы постарались типизировать районные библиотеки по внешним признакам: удаленности от метро, размеру, архитектуре, фондам и т.д. Выбрали 12 типов, потом укрупнили их до пяти, в экспериментальную пятерку и вошли представители этих типов. Наша задача – на их примере наладить общий механизм, который поможет вернуть большинство библиотек к полноценной жизни.

Какие задачи вы ставили перед проектировщиками?

– В российских районных библиотеках люди до сих пор сидят за партами, на жестких стульях. В читальных залах, как правило, нет настольных ламп. Я допускаю, что есть люди, которым такой способ чтения – глядя в спину соседу спереди, как в школьном классе, – нравится более всего, но мы бы сегодня хотели учесть в библиотеках все практики чтения. Люди читают, сидя в кресле. Люди читают, обсуждая книгу и смотря друг другу в глаза. Люди читают, стараясь уединиться, и т.д.

В некоторых наших библиотеках до сих пор нет даже вентиляции.

– Именно, а это важнейшая вещь для книгохранилища, книжная пыль – опасная штука. Но удобство и комфорт – видимая и очевидная часть библиотечной перестройки. Самое главное – мы хотим максимально открыть для читателей библиотеки. Сейчас у нас в открытом доступе в среднем около 30% фондов. Мы же 70% площадей библиотек сделаем доступными для всех. И книги постараемся выставить в открытом доступе, чтобы не лишать человека такого замечательного приключения, как поиск книги. Ведь часто бывает, что он ищет одну книгу, а находит совсем другую. И не одну – а несколько. Конечно, при этом будет полностью автоматизирован процесс поиска для тех, кто ищет конкретное издание: нажмете кнопочку на компьютере – и машина вам подскажет, где эта книжка находится в данный момент. Также современные библиотеки должны предоставлять доступ к большим количествам цифрового контента. У нас в каждой библиотеке будет по крайне мере 200 тысяч произведений в цифровом виде.

Вопрос насчет «доступности». Сегодня, если я не ошибаюсь, получить читательский билет районной библиотеки могут жители только того района, в чьих паспортах указан адрес регистрации этого района, – независимо от того, где они реально живут, снимают квартиру.

– Ситуация эта совершенно фантастическая, с этим мы боремся, и уверен, подобную практику отменим. Конечно, мы не сможем дать человеку книгу на дом, если у него нет регистрации в Москве, но читальным залом он имеет полное право пользоваться. Мало того, у нас есть еще одна амбициозная идея: мы рассчитываем делать библиотеки на национальных языках – не титульных для Москвы, но тех, которыми пользуется большое количество людей, проживающих в столице.

Вы имеете в виду мигрантов?

– Да. Мне кажется, мы несем ответственность перед этими людьми, и об их досуге должны думать так же, как и о досуге людей, которые в Москве прописаны. В конце концов, они покупают здесь продукты, платят налоги, и на их деньги – в том числе – библиотеки комплектуются и создаются.

А сейчас в фондах библиотек есть книги не на титульных языках? Найдет там что почитать таджик, узбек, армянин?

– В крайне редком случае. У нас даже на татарском языке нет книг, хотя татары живут в Москве испокон веку. Огромный фонд Некрасовской библиотеки на национальных языках народов СССР в связи с пожарами и затоплениями практически утерян. После выселения Некрасовской библиотеки с Пушкинской площади они сидят в арендованном помещении, являясь фактически бездомными. И это позор, когда одна из главных библиотек Москвы находится в таких условиях. Конечно в Иностранке есть большой фонд книг на разных языках, но далеко не все, как вы понимаете, поедут в Иностранку. Вот, к примеру, у нас на юго-западе есть целый немецкий городок, где живет огромное количество граждан Германии, которые работают в Москве. Почему бы фонд ближайшей к ним районной библиотеки не наполнить достаточным количеством книг на немецком языке? Вообще, мы несколько пересмотрим концепцию специализации библиотек: с одной стороны, по части их большей универсальности, а с другой – больших оттенков, скажем так. Для меня еще крайне важно донести до всех, что библиотека – это общественное место, которое принадлежит москвичам. Москвич должен заходить туда не как гость, а как хозяин – так же как он заходит на городскую площадь, в парк. В нашем климате, когда шесть месяцев в году на улице не слишком комфортно, любое дополнительное закрытое общественное пространство имеет огромный смысл. Москвичи должны общаться и решать свои проблемы не во дворах на морозе, а в той же библиотеке.

Общаться по какому поводу? Новую книгу Бориса Акунина обсуждать или выборы правления ТСЖ проводить?

– И первое, и второе. И многое другое. Если мы по-разному структурируем пространство, найдется место для всех. Например, мало кто знает, что практически во всех московских библиотеках есть бесплатный Wi-Fi. Почему мало кто знает? Да потому что оповещают об этом скромненько: вывесят половинку листа А4 на окошке, которое закрыто решетками или в лучшем случае шторами, кто его заметит? А вот в одной из московских библиотек, где директор с большим энтузиазмом и любовью работает, взяли и открыли окна: подняли жалюзи, поставили лампы.

И народу сразу больше стало?

– Да. Люди стали замечать, что в этой библиотеке что-то интересное происходит. Недавно читали там лекцию, окна были открыты, а я стоял прямо напротив окна и наблюдал, как реагируют прохожие. Одни в окна заглядывают, другие заходят, третьи остаются слушать на улице… Они проходили мимо этих окон ежедневно и вдруг увидели, как из окон струится, извините за метафору, теплый свет. Это же приятно. Это оживляет город. И библиотека – как раз то место, которое может быть важным для придания городу человеческого лица, с которым у нас пока тяжеловато.

Хочу уточнить. Вот иду я мимо библиотеки и решила часа 2–3 поработать на ноутбуке, воспользовавшись библиотечным Wi-Fi. Никто меня оттуда не будет гнать, говоря, что там вообще книжки читают, а не на компьютере работают?

– Не будут гнать, не будут просить показать паспорт или записаться, не будут смотреть подозрительно, хамить не будут.

Готовы к этому сами библиотечные работники?

– Может, я и наивный оптимист, но мне кажется, в большинстве своем готовы и сами хотят изменений. По крайней мере очень многие из них. Вот недавно сотрудники библиотеки имени Анны Ахматовой сказали, что перестали прогонять людей, которые приходят к ним поработать. И это отлично. У нас есть библиотеки, где проходят уроки танцев и даже уроки дзюдо. При этом я вовсе не призываю устроить из библиотек балаган. Задача наших инноваций – улучшить качество жизни москвичей, предоставить им больше мест для полноценного общения. А заодно изменить само место библиотекаря в библиотеке и за ее пределами. Чтобы библиотекарь вышел наконец из своей оборонительной позиции, на него никто больше не нападает. Они реально победили в 1990-х – фактически все здания библиотек в Москве отстояли, хотя понятно, сколько было желающих эти площади приватизировать. Библиотекари больше не тотальные лузеры, а люди, которые отстояли себя. Теперь вопрос – что отстояли и зачем.

Есть такое распространенное мнение, что москвичи ненавидят друг друга, поэтому и прячутся дома за стальными дверями, сидят в виртуале, в соцсетях и ни в какие ваши преображенные библиотеки не пойдут, как ни старайтесь.

– Город – это объединение людей. Конечно, если человек мизантроп, никто его не заставит пойти в библиотеку. Насильно никого счастливым и образованным сделать невозможно, но предоставить различные возможности для отдыха, досуга, творчества и в целом культурного подъема город обязан.

Когда можно будет увидеть результаты библиотечной реформы?

– В сентябре, ко Дню города, откроем первые отремонтированные библиотеки. Надеюсь, также до конца лета сможем оборудовать и привести в божеский вид десять библиотек, которые находятся на территории новой Москвы, – сейчас их состояние печально.

Там тоже будут пополняться фонды, проводиться ремонт?

– Фонды будут пополнятся, а вот на большой ремонт пока не хватает денег. В первую очередь мы хотим там наладить быстрый, полноценный Wi-Fi. Если в Москве можно зайти в интернет из любого кафе, то на территории новой Москвы с Wi-Fi и вообще с интернетом большие проблемы.

Теги: #