«Сейчас мы проектируем около 40 вокзальных комплексов»

«Сейчас мы проектируем около 40 вокзальных комплексов»

«Сейчас мы проектируем около 40 вокзальных комплексов»

Каким должен быть современный вокзал в крупном мегаполисе?

– В первую очередь современный вокзал – это транспортный узел. Когда в одном месте предоставляется максимум транспортных услуг: перевозка пассажиров и по железной дороге, и на метро, и на всех наземных видах транспорта. А также авиационные перевозки, если такая возможность есть, и даже морские водные перевозки – у нас в некоторых регионах такие проекты реализуются. Ну и, конечно, на современном вокзале вы можете получить любую иную услугу: поесть, отдохнуть, поработать, произвести банковские операции. Причем качество услуги – это наше обязательное требование – должно быть не ниже, чем в городе. Например, несколько лет назад на Павелецком вокзале мы реализовали проект – так называемый «офис на час». Это набор переговорных комнат, который пользуется сейчас большой популярностью. На том же Павелецком открылся неплохой ресторан. В советское время вокзальные комплексы славились своими ресторанами. Думаю, и у нас то же самое в ближайшее время будет, и уже есть на отдельных вокзалах.

Рестораны – это хорошо. Но вы вот говорите о транспортных узлах, которые подразумевают удобство пересадки с одного вида транспорта на другой, а, скажем, на Ленинградском вокзале переход в метро с чемоданами – длинное и тяжелое приключение даже для молодых и здоровых людей. Там что-то изменится?

– Обязательно. В августе увидите – будет сквозной проход в метро на минус первом этаже. А также эскалаторы и лифты.

Что еще мы увидим в конце лета на Ленинградском вокзале?

– Мы воссоздали первоначальный облик тоновского вокзала. На взгляд профессионалов, которые вместе с нами принимали участие в реставрации, он станет настоящим украшением столицы: и снаружи, и внутри. Ну а потом будем наполнять его качественными услугами.

Какими именно? Я, например, знаю, как выглядит туалет на Ленинградском вокзале. Трудно даже эпитеты подобрать.

– Не подбирайте. Там все новое будет. Мы проект типовой санитарной комнаты утвердили еще два года назад: современной, удобной, комфортной, теплой. Будут и душевые кабины.

А что касается безопасности? Очень не хочется, чтобы тебя на вокзале обчистили, побили или, не дай бог, взорвали.

– Вы наверняка помните, что было еще несколько лет назад. Поэтому первым делом мы очистили привокзальные территории от незаконной торговли, которая конечно же способствовала созданию криминальной среды. Второй этап мероприятий по обеспечению безопасности – создание единой комплексной системы безопасности, которая позволяет предупреждать правонарушения через интеллектуальное видеонаблюдение.

Это видеокамеры?

– Да. Эта техника дает возможность полиции фиксировать и, самое главное, предупреждать правонарушения. Мы за последние годы в три раза снизили количество преступлений и значительно сократили особо тяжкие преступления – их практически не стало. Причем не только в помещениях вокзалов, но и на привокзальных площадях. Два с лишним года назад мы подписали соглашение с московским правительством, по которому получили в аренду эти территории, стали наводить порядок и там. На площади трех вокзалов появился памятник, фонтаны, деревья.

Да, деревья, помню, были, но в последний раз я их уже не видела. Куда делись?

– Не было возможности посадить их в грунт – инженерные сети мешали, поэтому деревья стояли в кадках. Но оказались не приспособлены для нашего зимнего периода, и мы перевезли их на сочинский вокзал. В этом году думали, что именно поставить, но пока, к сожалению, не выбрали. Сегодня главное – в срок закончить реконструкцию вокзалов: Ленинградский, как я уже сказал, мы закончим в августе-сентябре, и еще два вокзала – Павелецкий, Савеловский – уже к концу этого года заживут новой жизнью.

Что будет с площадью перед Павелецким вокзалом? Москвичи уже забыли, как она выглядит, – давно забором закрыта. Когда мы ее увидим?

– Насколько я слышал, переговоры с инвестором, который реализовывал там проект строительства торгового центра, завершены. Естественно, гигантского магазина там не будет. Сейчас в стройкомплексе Москвы готовят предложения по изменению проекта – в первую очередь по формированию парковочного пространства. А мы вместе с руководством города разрабатываем транспортную схему. Думаю, в самое ближайшее время будут готовы документы, которые позволят приступить к ее реализации. Вокзалы и площади перед ними – это не только имидж нашей компании, но и имидж города. Именно поэтому мы проводим конкурсы, связанные с обликом привокзальных территорий. Вот недавно провели конкурс на памятник рядом с Павелецким вокзалом. Выиграли его молодые скульпторы. Призом стала отливка и установка памятника, совсем скоро его установят. Скульптура посвящена влюбленным – что-то подобное есть на вокзале в Лондоне.

Возвращаясь к теме безопасности, хочу спросить про судьбу цветочного рынка на Киевском вокзале. С одной стороны – москвичи со всего города едут туда за недорогими цветами, с другой – там что ни день, то драка, грабеж или пожар.

– Огромный рынок у вокзала мы убрали, в том числе и большую часть цветочного рынка. Киевский вокзал будет сдан после реставрации-реконструкции скорее всего в следующем году. Там сложный проект, все здание – памятник архитектуры, нам приходится много сил, времени и знаний соответствующих экспертов тратить на то, чтобы его реализовывать. На новом вокзале и на нашей привокзальной территории никаких рынков не будет. Будут хорошие цветочные магазины.

Не боитесь? Вы, судя по всему, многим на околовокзальный бизнес наступили. Вам не угрожают?

– Конечно, в теневом секторе крутились огромные деньги – сотни миллионов рублей. Но в подавляющем большинстве случаев мы находили компромисс: многие ребята, которые занимались торговой деятельностью на вокзалах полулегально, даже рады работать цивилизованно, предоставлять качественные услуги.

То есть работают по новым правилам, платят налоги.

– Да, платят налоги и спят спокойно. Остальные, наверное, ищут себя в другом бизнесе.

Когда вы только возглавили дирекцию ж/д вокзалов, первым делом занялись Курским вокзалом. Довольно много туда средств вложили, все видели изменения, которые там произошли. А сегодня опять к Курскому вокзалу возвращаетесь. Почему?

– Курский вокзал был самым криминогенным. Именно поэтому мы первым делом занялись им. А сегодня на базе Курского вокзала, возможно, появится новый крупный транспортно-пересадочный узел, связанный с развитием высокоскоростного сообщения.

Я слышала, на месте Курского вокзала может быть возведено многоярусное здание по подобию центрального вокзала в Берлине: один этаж отдадут под пригородные поезда, другой – под поезда дальнего следования, третий – под высокоскоростные.

– Разные предложения есть. Сейчас специалисты дискутируют, каким должен быть этот узел, спорят, ругаются.

Некоторые эксперты вообще советуют убрать все железнодорожные пути из города. И вокзалы из центра города перенести на окраины.

– Эта дискуссия не прекращалась и, думаю, никогда не прекратиться. Но во всем мире железнодорожный транспорт – метрополитен, трамвай, пригородное железнодорожное сообщение – основной перевозчик людей. Без железнодорожной инфраструктуры невозможно сегодня представить современный мегаполис. Что касается вокзалов, они должны быть в различных районах Москвы: и в центре, и на окраинах. Главное – чтобы не в чистом поле. Выходя из поезда или электрички, пассажир планирует ехать куда-то дальше. Наша задача, проектируя современную транспортную инфраструктуру, предоставить ему максимум возможностей – чтобы время, которое он тратит на поездку, сократить. Согласитесь, вам будет некомфортно, если вы приедете в Подмосковье на железнодорожный вокзал и потом еще час-полтора будете добираться до метро.

Новые вокзалы в Москве появятся?

– Да, конечно. Сейчас мы проектируем Курский вокзальный комплекс, новый вокзал в Царицыне, мини-вокзалы Малого кольца Московской железной дороги – всего около 40 проектов в рамках подписанного соглашения между РЖД и московским правительством.

Есть информация, что новые вокзалы появятся в Перове и еще два – на территории новой Москвы. Они входят в программу?

– Да, но пока это только планы. Идет активное обсуждение в экспертной среде. Как только эксперты дадут свои заключения, приступят к работе инженеры, проектировщики и все, кто умеет делать это хорошо.

Надеюсь, процесс обсуждения не затянется на десятилетия?

– В наших планах до 2015 года реализовать несколько крупных проектов, а до 2020-го – все сорок. Руководство страны поставило перед нами задачу – амбициозную, сложную, но интересную – создать условия для привлечения крупных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры. Мы этим и занимаемся. В этом году привлечем больше 10 млрд рублей.

Теги: #