«У каждого района в идеале должен быть свой праздник»

«У каждого района в идеале должен быть свой праздник»

«У каждого района в идеале должен быть свой праздник»



Многие мои знакомые опасаются ходить на массовые городские праздники – боятся толпы, плохой организации, проблем с транспортом. Говорят, проще и спокойнее посмотреть все по телевизору – в этом году и «Велоночь» можно было увидеть в онлайн-трансляции.

– Я недавно вернулся из Питера, где проходил крупнейший оpenair. И был поражен, как мало народу на него пришло. Именно по той причине, о которой вы говорите: боязнь толпы – один из спутников сегодняшних горожан. И это диагноз нашей все возрастающей асоциальности, что кажется мне большой проблемой.

Почему? Мы перестаем общаться?

– Я приведу пример другого города, в котором, казалось бы, все хорошо с праздниками. Три года назад к нам обратилась дирекция венецианского карнавала с просьбой придумать и провести в рамках карнавала экскурсию по забытым венецианским театрам. Зачем, удивились мы, только карнавальное веселье портить. Тогда нам объяснили, что сегодняшний турист, который приезжает на карнавал, ждет, что его будут веселить. Он сам не умеет веселиться. Ну, приехал, ну, пофотографировал маски, ну, поплавал на гондоле, а дальше что? Вот оно – проявление того самого общества потребления, о котором мы так часто в последние годы говорим. Дирекции карнавала пришлось думать, как создать новые проекты, новые интерактивные способы вовлечения публики в этот праздник. И вот второй год подряд мы проводим венецианский гондольный театр, на который всегда аншлаги.

Приглашая москвичей на эту «Велоночь», вы призывали их проявить инициативу: загримироваться под Маяковского или Лилю Брик, вести одну из колонн, снимать фильм, почитать стихи, самим что-нибудь интересное предложить. Получилось?

– Дождь немного спутал наши планы: под дождевиками костюмов не видно. Но и потребительское отношение преодолевать, конечно, непросто. «Велоночь» – это формат экспериментальный. Мы каждый год придумываем что-нибудь новое. В этом году привязали пробег к юбилею Маяковского. Вместе с фирмой «Мелодия» и с Театром Маяковского записали диск новых исполнений стихов Владимира Маяковского, который подарили всем участникам «Велоночи».

Вы ограничиваете число участников пробега?

– Мы ограничены законом города Москвы, по которому в культурно-массовых мероприятиях могут принимать участие не более пяти тысяч человек. С одной стороны, это довольно старый закон, который, думаю, надо менять. А с другой – конечно, сложно так организовать акцию, чтобы все ее участники всё слышали и видели. В этом году наши коллеги-программисты придумали мобильное приложение для «Велоночи», которое будет хорошим подспорьем и на последующих ночах. С его помощью можно, двигаясь по маршруту, увидеть и узнать больше того, что рассказывают по пути экскурсоводы. Кроме того – поскольку в этом году «Велоночь» транслировалась на всю Россию, надо было так подобрать истории маршрута, чтобы они были интересны не только участникам пробега. Скажем, археолог Николай Кренке, который занимался раскопками в Дьяковом городище, рассказывал, в частности, то, что меня поразило. Оказывается, дьяковцы не знали алфавита, у них не было письменности, но украшения, которые они делали, были крайне популярны. Их находят в некрополях и в Прибалтике, и на Дону, у скифов и сарматов.

Как вы считаете, существует сейчас конкуренция городских праздников или их просто мало?

– Их мало. Мне кажется, жить в городе, родившись в нем или приехав в него, недостаточно, чтобы в полной мере быть горожанином. Для этого нужны веселые, интересные ритуалы, связанные с самоощущением себя жителем этого города. А большие города требуют прежде всего локальных вещей. Не зря же мы поделены не только на гигантские округа, но и на районы. У каждого района в идеале должен быть какой-то свой праздник, свои знаки, свои истории. Они у них на самом деле есть, но ими надо заниматься, их нужно рассказывать. Рассказывать современным языком, так, чтобы всем было интересно, и прежде всего молодежи. И в этом смысле восстановление небольших московских парков – очень важный шаг. Например, Сад им. Баумана наверняка может стать одним из центров притяжения для довольно большого района вокруг Садового кольца – это идеальное место для камерных встреч и событий. Но их нужно, конечно, выдумывать и делать.

Кто их должен выдумывать и делать: чиновники или городские активисты?

– Безусловно, то, что рождается снизу и пробивается, – интереснее всего. Правда, на это уходит очень много времени и сил, потому крайне мало примеров, когда маленькие инициативы выросли во что-то большое. Кстати, во время этой «Велоночи» об одной такой инициативе мы рассказывали, когда проезжали мимо горнолыжного центра «Кант» в Нагорном районе. Он родился из инициативы двух физиков-горнолыжников. С 1982 года они постепенно разбирали свалку в пойме реки, создавая там место, которое притягивает сегодня тысячи горожан. И то, что впоследствии это хобби стало бизнесом, тоже, на мой взгляд, очень хорошо. Сейчас уже город к этой инициативе подключается, создавая там детско-юношескую горнолыжную школу. Это и есть сила того, что пробивается, как трава сквозь асфальт. Жаль, что подобных примеров мало. В прошлом году мы были в командировке на Украине в одном очень крупном городе, там местное начальство предлагает гранты молодежи – творите, пробуйте, но никто ничего не хочет делать. И у нас в стране так же.

Вы на праздник Дня города когда-нибудь ходили?

– Я сильно жалею, что пропустил 850-летие Москвы. Не пошел туда совершенно из снобистских соображений. Потом, когда смотрел фотографии своих друзей, понял, что это было действительно здорово.

Вы без иронии?

– Абсолютно. За век, прошедший с 1913 года, у нас в стране окреп вирус, который я называю вирусом урбанистической старухи Шапокляк. Как только появляется что-то новое, мы сразу начинаем вредничать: и то не так, и это не так, и это тоже плохо. Я замечаю это и в себе самом, и среди коллег. Но любое развитие связано исключительно с диалогом. Общение изначально непросто, всегда кто-то должен сделать первый шаг, кому-то первому это должно стать интересно. Значительно легче подружиться сначала во дворе, потом в микрорайоне, а потом и в других масштабах. И дальше уже совместно выступать с какими-то предложениями по тому же благоустройству двора или проведению районного праздника.

А как бы вы срежиссировали День города, если пофантазировать? Я, наверное, тоже заражена вирусом урбанистической старухи Шапокляк, но мне ни разу не хотелось посетить этот праздник.

– Думаю, успех любого праздника, как и успех венецианского карнавала, с которого мы начинали разговор, зависит от желания людей в нем участвовать. Поэтому для меня идеальный День города – это праздник, в котором участвует много молодежи. Молодых людей из нашего округа, двора, соседней школы, которые что-то сами придумали и вовлекают других в это веселье. Мы на это смотрим, аплодируем, танцуем вместе, потом вместе за столы садимся. Вот такая простая идея городского праздника.

То есть вы, специалисты по организации праздников, не нужны?

Теги: #