«Сегодня все больше вопросов можно решить за часы, а не за недели» - Московская перспектива

«Сегодня все больше вопросов можно решить за часы, а не за недели»

«Сегодня все больше вопросов можно решить за часы, а не за недели»



— Самые востребованные сегодня электронные услуги – запись на прием к врачу и устройство детей в школы и детсады. С последним, знаю, были проблемы – родители жаловались на несовершенство системы.

— Конечно, проблемы были, как в любом новом деле, – ведь ничего подобного в России не было. Но в этом году уже более 90% москвичей записали своих детей в школы и детсады именно через портал госуслуг. Притом что электронные госуслуги вовсе не отменяют право гражданина на получение той же услуги в классическом виде – никто не мешает ему в данном случае лично обратиться в департамент образования. Оператор информационной службы департамента введет его заявление в единую систему.

— То есть «блатные» не пройдут – заявление все равно попадет в общую очередь?

— Да, конечно. Общая очередь важна еще и для того, чтобы в режиме онлайн мы могли оценивать спрос населения на ту или иную услугу. Так, накопив информацию по школам, нам удалось довольно быстро решить проблему с балансировкой нагрузки на них: востребованные школы открыли дополнительные первые классы, то есть система образования города гораздо быстрее и более гибко стала отвечать на спрос со стороны граждан.

— С 15 августа на портале госуслуг можно также записать детей в любой кружок, спортивную или музыкальную школу. Как это работает?

— Раньше за пришкольные кружки и секции отвечал департамент образования, за музыкальные и художественные школы – департамент культуры, за спортивные – департамент спорта и т.д. Для родителей это крайне неудобно – трудно составить график, если, к примеру, ребенок хочет заниматься и теннисом, и рисовать, и еще немного петь. Сегодня достаточно зайти на портал госуслуг, ввести в поиске наименование секции – например, «авиамоделирование» – и будут показаны все кружки, связанные с авиамоделированием, вне зависимости от их ведомственной принадлежности.

— Останется только выбрать ближайший к дому?

— Именно. Кроме того, мы сможем тщательнее контролировать процесс работы с заявлениями граждан. В той же музыкальной школе ребенка сначала записывают на прослушивание, а потом, по результатам, зачисляют. Пока единой базы не было, автоматически отследить, в каком порядке было организовано прослушивание и зачисление, мы не могли. Сегодня, имея единый сервис по записи, можем. А значит, можем гарантировать равное отношение и к тем людям, которые пришли записываться в школу «ногами», и к тем, что пришли через портал госуслуг. Ну, а значимость этой услуги исчисляется в двух простых цифрах. Сегодня на портале доступно более 40 тыс. различных кружков, и по нашим подсчетам, ими могут воспользоваться более миллиона горожан.

— Понятно, что очереди возникают там, где дефицит. В случае электронной записи как выстраивается очередь в дефицитные кружки и творческие школы?

— Кто первый пришел – тот первый в очереди.

— Значит, в день начала записи надо дежурить у компьютера и ровно в полночь кнопку жать?

— Не обязательно. Прием в большинство кружков и школ, пользующихся максимальным спросом, построен по принципу двухэтапного отбора, он нацелен на детей с определенными способностями и задатками. Поэтому совершенно не важно, встали вы в очередь в полночь, с утра или через неделю, – важно, что вы гарантированно попадете в список к прослушиванию – он открыт до последнего дня записи. Ну, а дальше все зависит от талантов ребенка.

— Еще одна из новых услуг на портале – возможность удаленно подать заявку на бракосочетание и прийти уже прямо в ЗАГС в белом платье.

— Да, до 20 августа этот сервис существовал в половинчатом виде. Дело в том, что законодательством предусмотрено во время подачи заявления на бракосочетания очное присутствие обоих заявителей и личная подпись. Но мы совместно с московским управлением ЗАГС разработали механизм, когда заявку можно подать стопроцентно онлайн. В двух пилотных ЗАГСах – в Перовском и в Первом дворце бракосочетания – он только что заработал. Причем мы не только перевели услугу в электронный вид, но и период времени записи существенно удлинили. Если раньше можно было записаться только за два-три месяца вперед и буквально в час ночи все временные интервалы на «золотые» для свадеб дни вроде Красной горки были забронированы, то с 20 августа в эти два ЗАГСа можно будет записаться на полгода вперед. Посмотрим, как это будет работать.

— Госпошлину, как я понимаю, тоже можно оплатить онлайн. А как вы обошли проблему необходимости личной подписи на заявлении желающих пожениться?

— В прошлом году вступили изменения в закон «Об электронной цифровой подписи», и сегодня в нормативном поле существует несколько ее видов: простая, усиленная и квалифицированная. У нас на портале есть два способа регистрации: простая регистрация, когда вам не нужно никуда ходить, – вы обычным образом регистрируетесь на сайте, вводя номер страхового свидетельства (СНИЛС), получаете эсэмэску с разовым паролем на телефон, вводите его и все – вы зарегистрированы. Для усиленной регистрации вам придется зайти в многофункциональный центр услуг и показать свой паспорт. Убедившись, что вы – это вы, там вам выдадут логин и пароль, позволяющие пользоваться сервисами, для которых нужна усиленная электронная подпись. Как, например, в заявлении на бракосочетание.

— Вы упомянули о многофункциональных центрах оказания услуг. Москвичи на них жалуются: все те же очереди и хамство из серии «вас много, а я одна». То есть, сэкономив время при онлайн-заявке, ты потом теряешь его, получая заветную бумагу на бланке. Конечно, хорошо, что уже не надо по два-три раза туда ходить, но и одного иногда достаточно, чтобы возненавидеть этот МФЦ.

— Надеюсь, до конца года многофункциональные центры – а это современное помещение, оборудованное электронной очередью и бесплатным Wi-Fi для посетителей, где можно получить практически любые виды услуг, – появятся в каждом районе города. Сегодня в МФЦ сидят сотрудники ГУИСов, ЗАГСов, Пенсионного фонда и Федеральной миграционной службы. Там же установлено специальное оборудование, чтобы можно было делать фотографии для биопаспортов, специальные средства защиты каналов связи и многое другое. Конечно, проблемы есть – мы довольно радикально меняем принцип предоставления госуслуг. Например, федеральные и региональные органы власти в одном помещении никогда до этого не сидели. Они привыкли неспешно обмениваться длинными письмами. А тут, сидя за тонкой стеной, можно решить многие вопросы за часы, а не за недели.

Что касается очередей в этих центрах, то в сентябре мы запустим онлайн-мониторинг доступности всех специалистов МФЦ. То есть любой человек сможет зайти на портал госуслуг и в разделе «многофункциональные центры» увидеть в режиме онлайн, какое окно открыто, какое закрыто, сколько человек в очереди в нужное ему окно и т.д. Если народу слишком много, можно посмотреть, какова ситуация в другом МФЦ, – лишь небольшое число услуг оказывается по месту регистрации. Кроме того, мы собираемся ввести электронную запись: прямо на портале вы выбираете МФЦ, услугу, которую хотите получить, и получаете электронный талончик, где прописано время вашего визита.

— Это замечательно. А много ли услуг уже сегодня можно получить полностью в электронном виде, вообще никуда не ходя?

— Больше десятка. В первую очередь это, конечно, различные платежные сервисы. Например, можно погасить долги за квартиру или штрафы ГИБДД – причем если вы сделаете это через портал госуслуг Москвы, то информация стопроцентно попадет в базу данных ГИБДД. Сегодня полностью электронно реализована запись, например, в летние лагеря отдыха – в управе только остается забрать путевку, с которой ребенок едет отдыхать.

— Когда будет доработана мобильная версия вашего портала? На планшетах и смартфонах сегодня не все его сервисы доступны.

— Да, это правда. Но уже до конца года мы опубликуем мобильное приложение, которое будет покрывать 90% услуг. Почему 90%, а не 100? Есть услуги разового характера, которые требуют ввода большого массива данных. Например, если я хочу получить ежегодную жилищную субсидию, мне нужно иметь под рукой кучу документов, которые подтверждают мое право на льготы. Вряд ли я буду это делать на бегу, где-то в парке или в метро, а скорее всего сяду дома, за компьютером.

— А какие мобильные приложения доступны сегодня?

— Можно оплатить парковку, записаться к врачу, посмотреть начисления по ЖКХ. Сегодня уже в 200 школах работает система «проход и питание», когда родителям «падает» эсэмэска о том, что ребенок зашел в школу, поел, вышел из школы и т.д. До весны мы еще в 500 школах такую систему введем.

— Если заглянуть в будущее лет на 5–10, что нас там ждет в смысле онлайн-общения с чиновниками?

— У Москвы есть две пятилетние программы, связанные с оптимизацией госуслуг, – «Информационный город» и «Открытое правительство». За эти пять лет мы хотим перевести 100% госуслуг в электронный вид. Конечно, это не означает, что все поголовно москвичи будут этими услугами пользоваться: кто-то не дружит с техникой, у кого-то нет компьютера – с этим тоже надо потихоньку работать, снижать цифровое неравенство, но тем не менее через пять лет каждый желающий сможет в электронном виде получить любую городскую услугу.

— И число чиновников, которые сейчас задействованы в работе с гражданами, будет сокращено?

— Сокращение чиновничьего аппарата – общероссийская тенденция. Скажем, в нашем департаменте в этом году прошли 10%-ные сокращения.

— Сами себя своими руками душите?

— Не душим, а повышаем эффективность. Сегодня и на заседания правительства Москвы бумаг уже никто не носит – вся информация только в электронном виде.