ЦУМ и гам

ЦУМ и гам

ЦУМ и гам
ЦУМ и гам
Власти Москвы выставили на продажу треть универмага за 4,3 млрд рублей

Администрация столицы выставила на торги принадлежащие городу треть площадей Центрального универсального магазина (ЦУМ) – всего 19 тыс. кв. метров. Начальная цена лота по меркам центра столицы невелика – 4,3 млрд руб., но объект имеет серьезные обременения в виде долгосрочного договора аренды и неудачного расположения: доступ к городским помещениям возможен только через площади другого собственника. Эксперты уже заявили, что кроме компании Mercury, владеющей остальной частью ЦУМа, предложение горадминистрации вряд ли кого-то заинтересует.

Это не первая попытка мэрии продать на рынке свою долю одного из самых дорогих торговых центров Москвы. В 2009 году (тоже в разгар кризиса) администрация Юрия Лужкова выставила на торги нежилые помещения площадью чуть больше 7 тыс. кв. метров, которые достались городу по условиям инвестконтракта с ОАО «Торговый дом «ЦУМ», принадлежащим группе Mercury. Один квадратный метр поначалу оценили в 16 тыс. долларов, но поскольку претендентов не нашлось, цена сначала опустилась до 8 тыс., а потом – до 5,8 тыс. Впрочем, безуспешно. Мэрия всеми возможными способами пыталась надавить на Mercury, которая уже тогда рассматривалась в качестве единственного реального интересанта торгов. Чиновники угрожали компании иском за незаконное использование городских площадей и обещали распродать свои помещения частями, в том числе китайским предпринимателям. «Расчет делался на то, что Mercury испугается соседства с ширпотребом и согласится на предложенные условия», – вспоминает один из старожилов мэрии. Однако продавца брендов класса люкс взять на испуг не удалось. В 2010 году торги также не состоялись, а потом в городе сменилась власть.

В 2012 году Наталья Бочарова (тогда она была главой департамента имущества Москвы) говорила, что городская доля ЦУМа вместе с Гостиным Двором включена в план приватизации. Но окончательное решение пока не принято, поскольку ограничен доступ к этим площадям. Пройти к ним можно только через помещения совладельца ЦУМа, а это обстоятельство мешает поиску потенциальных инвесторов.

Однако на прошлой неделе мэрия все-таки выставила ЦУМ на торги. Причем не только долю в новом здании, но и исторический магазин «Мюр и Мерлиз» 1906 года постройки, имеющий статус памятника. Как пояснили «Московской перспективе» в Тендерном комитете, объект культурного наследия и нежилые помещения на 4–7-м этажах реконструированного ЦУМа неразделимо связаны общим пространством, общими перекрытиями и единой кровлей. С улицы магазин воспринимается как единый комплекс, только по документам это два разных объекта. «По адресу Петровка, дом 2, строение 1, на торги выставляется историческое здание с подземным гаражом площадью 12,27 тыс. кв. метров, построенное архитектором Кляйном. По адресу Петровка, дом 2, строение 2, – нежилые помещения площадью 7082,9 кв. метров. Большая часть городских помещений находится на 5–7-м этажах, одно – на 4-м этаже», – сообщили в Тендерном комитете. Оба объекта имеют существенные обременения. Историческая часть сдана в аренду ОАО «Торговый дом «ЦУМ» до 31 декабря 2045 года, доля города в новом здании передана в аренду до 31 октября 2022 года.

Какова ставка аренды ТД «ЦУМ», выяснить не удалось. Сейчас объекты стрит-ритейла в районе Петровки могут сдаваться по 2000–3000 долларов за 1 кв. метр, площади в торговых комплексах – где-то на 30% дешевле, говорят в Colliers International.

Если арендатор ЦУМа платит по рыночным ставкам, то инвесторов, желающих поучаствовать в аукционе, будет немало. Если ставки не рыночные, то это предложение может заинтересовать только сам ТД «ЦУМ», считают эксперты. Они обращают внимание на низкую стартовую стоимость объекта. Свои площади мэрия оценила всего в 4,3 млрд руб.: это 230 тыс. руб. (около 4 тыс. долларов) в пересчете на один квадратный метр. «Рыночная стоимость этого здания – 700 тыс. руб. за 1 кв. метр, – считает региональный директор Colliers International по развитию бизнеса Владимир Сергунин. – Именно до такой цены, я думаю, может подняться стоимость площадей в ходе аукциона. Таким образом, общая стоимость лота может составить 13,3 млрд руб.». С такой оценкой согласен и управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалёв. Цена в 4,3 млрд руб., которую выставила Москва, вполне адекватна, поэтому на аукцион помимо Mercury могут выйти и другие претенденты, добавляет он. «Войти в актив с миноритарным пакетом будет достаточно рискованно, поэтому заявленная стоимость учитывает риск возникновения сложностей во взаимоотношениях с основным собственником, – объясняет господин Ковалёв. – Аукцион заинтересует только претендентов, обладающих сильным административным ресурсом. Компания Mercury также выйдет на аукцион и, вероятно, предложит самую высокую цену».

В Тендерном комитете продажу ЦУМа считают «непредсказуемой» и не называют возможных претендентов на актив. Mercury свои планы не комментирует. Другие потенциальные участники, например, ГК «ДжамильКо» и ГК «БИН», говорят, что не будут участвовать в аукционе, поскольку объект может быть интересен только Mercury. По словам заммэра Москвы по вопросам экономической политики и земельно-имущественных отношений Натальи Сергуниной, «приобретение городских площадей ЦУМа следует рассматривать как перспективную капитализацию бизнеса». «Высокая ликвидность этого актива обеспечивается его месторасположением, высокой посещаемостью и культурно-исторической ценностью», – подчеркивает она.

Добавим, что ЦУМ – не единственная торговая площадка, находящаяся в собственности столичных властей. Ранее мэрия уже продала свою долю в торговом центре «Афимолл» в ММДЦ «Москва-Сити» более чем за 4 млрд руб., а также 30% акций «Новинского пассажа», за которые выручила свыше 1 млрд руб. Если прогнозы экспертов оправдаются и в ходе торгов, назначенных на 30 апреля, стоимость городских площадей ЦУМа вырастет с 4,3 до 13,3 млрд руб., план 2015 года будет практически выполнен: в целом за счет продажи имущества московский бюджет должен получить 15,9 млрд руб. доходов.

Теги: #