Стройка на пустом месте - Московская перспектива

Стройка на пустом месте

Стройка на пустом месте
Стройка на пустом  месте
Зачем переносят столицы

Власти Египта решили разгрузить перенаселенный Каир, построив в пустыне новую столицу буквально с нуля. В XX веке подобные проекты были осуществлены в Бразилии, Пакистане, Малайзии, Казахстане, но новая столица Египта обещает на порядок превзойти их размерами. В России опыт столичного переезда тоже был – из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Какие проблемы можно решить, выбрав для главного мегаполиса страны другое место, изучила «Московская перспектива».

Египет: к востоку от Каира.
Новая столица в 45 километрах к востоку от Каира, название для которой еще не придумано, обещает стать размером с Сингапур, ее строительство рассчитано на семь лет, а по его окончании на территории поселятся пять миллионов человек. Туда же переедут все правительственные учреждения и посольства. По словам министра строительства Египта Мустафы Мадбули, гигантская стройка должна создать около миллиона рабочих мест и оживить египетскую экономику. Контракт на строительство новой столицы стоимостью 45 млрд долларов был подписан с компанией «Капитал» (ОАЭ) 14 марта.

Согласно проекту, «чистая» площадь города составит 450 кв. км, там вырастут административные и правительственные здания, отели-небоскребы на 40 тыс. номеров и 25 жилых кварталов.
Остальное заберут развязки, автомагистрали, железные дороги. Только сеть автодорог составит 250 км. Кроме того, новую столицу свяжет с Каиром железная дорога: современные электропоезда будут отходить от международного каирского аэропорта. В центре новой столицы планируется разбить огромный парк, который по площади будет равняться четырем Диснейлендам. Кроме того, порядка 90 кв. км отводится под поля, где будут установлены панели по выработке солнечной энергии, что позволит административной столице жить практически автономно.

Правда, по мнению скептиков проекта, пока не вполне определен вопрос с обеспечением города водой, учитывая его запланированное расположение ближе к морю, чем к Нилу, что может потребовать строительства дорогостоящего опреснительного завода. Да и обеспечение города электроэнергией за счет солнечных батарей проблематично: пластины батарей очень быстро забиваются пылью из пустыни и требуют постоянной чистки.

Впрочем, кто не рискует – тот не пьет шампанского в новом городе, – отвечают скептикам египетские власти, которые сегодня срочно ищут инвесторов и изучают плюсы и минусы переездов столичных городов у соседей.

Бразилия: из Рио-де-Жанейро в Бразилиа.
Густонаселенный Рио-де-Жанейро, который к тому же постоянно подвергался военной угрозе из-за расположения на самом берегу океана, в 1960 году уступил статус столицы построенному в глубине материка городу Бразилиа. По словам тогдашнего президента Бразилии Жуселину Кубичека, он за пять лет осуществил строительство, рассчитанное на полвека. Ключевую роль в проектировке и строительстве Бразилиа сыграл известный бразильский архитектор Оскар Нимейер. И расположение столицы в центре страны настолько пришлось бразильцам по вкусу, что этот принцип даже вошел в Конституцию страны.
Тем не менее Бразилиа трудно назвать триумфом своих создателей. Кубичеку удалось подстегнуть развитие центральных регионов страны, а зодчим – создать уникальный архитектурный ансамбль, но вот мечта о городе всеобщего равенства осталась лишь мечтой. «Крылья» города (планировка новой столицы напоминала собой огромный самолет) заселили госслужащие с высокими зарплатами, но вокруг разрослись трущобы, населенные беднотой.

Уличную преступность в центре действительно удалось искоренить, поскольку в городе нет узких переулков и подворотен. В то же время столица оказалась непригодной для повседневной жизни. Расстояния в ней так велики, что добраться из одной точки в другую без автомобиля невозможно. Вечером и в праздники в городе было нечем заняться, и многие чиновники на выходные предпочитали улетать в Рио-де-Жанейро.

В общем, мечта Кубичека о Бразилиа как столице демократического государства на том этапе потерпела крах. Большие затраты на строительство – около двух триллионов долларов – вызвали в стране инфляцию, которая спровоцировала экономический, а затем и политический кризис, закончившийся военным переворотом. В 1964 году к власти в стране пришла военная хунта, для которой изолированное положение новой столицы оказалось подарком судьбы. В полупустом городе можно было не бояться уличных протестов, а перекрыть широкие проспекты баррикадами и вовсе не представлялось возможным. Во многом благодаря архитектурным особенностям города-утопии диктатура продержалась до 1985 года. Сам Кубичек погиб в 1976-м в автомобильной катастрофе.

Пакистан: из Карачи в Исламабад.
Государство Пакистан образовалось в 1947 году, отколовшись от получившей независимость Индии. Жители западных провинций этой британской колонии, в отличие от большинства других индусов, исповедовали ислам и потому захотели жить отдельно. Столицей новой страны стал крупнейший в ней город – Карачи. Но расположенный на берегу Аравийского моря порт был подвержен риску нападений – в регионе не было мира ни тогда, ни сейчас. А потому президент Мухаммед Айюб Хан отдал распоряжение перенести столицу вглубь страны.

Заодно глава нового государства хотел снизить высокую плотность населения на юге страны, особенно в Карачи, который ввиду критической перенаселенности практически стал непригодным для проживания.
Работу над проектом города, получившего название Исламабад (буквально – город ислама или город мира), провел известный в то время греческий архитектор Константинос Доксиадис. Первые административные здания в новой пакистанской столице появились в самом начале 1960-х годов, а к концу десятилетия туда переехали все без исключения центральные органы власти страны. Впрочем, город получился скучноватым и схематичным – видимо, поэтому число его жителей до сих пор невелико, всего около 500 тысяч человек, что для столицы очень мало.

Малайзия: из Куала-Лумпура в Путраджайю.
Официальной столицей Малайзии все так же является Куала-Лумпур. Однако из-за высокой перенаселенности этого города и огромного числа машин (что отчасти оправдано большим количеством посещающих туристов) в 2002 году государственные учреждения, администрация премьер-министра и судебные инстанции были переведены на расстояние 20 км от столицы – в Путраджайю. Это было сделано для того, чтобы упростить управление городом и облегчить обращение граждан в государственные инстанции и судебные органы. Парламент страны между тем все так же проводит свои заседания в Куала-Лумпуре.
Новый административный город спланирован как широкий коридор с огромными площадями для парков, рекреационных зон и водоемов. Недавно в Путраджайю провели отдельную скоростную магистраль. Близость исторической столицы Куала-Лумпура позволила часть культурных, общественных и торговых функций оставить в старой столице, а потому плотность населения в новой столице минимальна. Все в этом городе здорово – уютно, красиво, зелено (почти 40% площади занимают сады и парки), но нереально пусто. В выходные дни вообще никого нет на улицах – ни пешеходов, ни машин, – как в каком-нибудь фильме ужасов.

Казахстан: из Алма-Аты в Астану.
Один из самых удачных проектов переноса столицы – это Астана. Распад Советского Союза и получение Казахстаном независимости стали подходящим основанием для переноса в 1997 году столицы государства. По сравнению с Алма-Атой у Астаны было больше возможностей для расширения, к тому же землетрясения там случаются гораздо реже. Более того, новая столица находится на гораздо большем расстоянии от центров политической напряженности в сопредельных государствах.

Казахи гордятся Астаной и называют столицу не иначе как «город мечты». Практически весь он построен за последние два десятилетия. Новый город строится «на вырост». За пятнадцать лет население Астаны увеличилось втрое, с 275 тыс. до 778 тыс., а парк машин и того больше. Тем не менее, на зависть многим столицам, тут почти нет пробок благодаря современному градостроительному плану и хорошей работе дорожной полиции.

Астана XXI века совсем не напоминает прежний советский город, в который переезжали чиновники. Тут построили новые гостиницы, возле каждого министерства появился свой жилой комплекс для сотрудников. Здесь все знают, где живет президент Назарбаев, и периодически видят его на улицах.

Россия: из Москвы в Санкт-Петербург и обратно.
Хрестоматийным примером удачного переноса столицы стал Санкт-Петербург. Новая столица открыла «окно» в Европу, стала современным европейским городом, превратившись в мощнейший центр политической, экономической, духовной и культурной жизни, который оказал огромное влияние на развитие всего государства. Однако после революции 1917 года столицу вновь перенесли в Москву, подальше от границы с Европой. Сначала думали – на короткое время, но вот уже почти сто лет все остается по-прежнему.

КОНТЕКСТ

Остаться на месте

В прежние века столицы в основном переносили из военных соображений: чтобы облегчить контроль завоеванных территорий, обезопасить руководство страны от нападений врага или, при падении режима, продемонстрировать политику новой власти и обезопасить ее от сторонников старого режима.
В наше время на первое место вышли другие соображения. Перенос столицы – один из способов ускорить социально-экономическое развитие отстающих регионов, заодно разгрузив старую столицу от людей и машин.

С середины до конца ХХ века 13 государств поменяли свои столицы.

В случае Берлина возвращение ему столичного статуса олицетворяло восстановление исторической справедливости. В Кот-д'Ивуаре это было больше похоже на каприз очередного диктатора, который перенес столицу из Абиджана в Ямусукро – свой родной город. В Казахстане правительство Назарбаева старалось оторваться от старых номенклатурных корней, построив новую политическую культуру на новом месте. В Малайзии бессменный малайский премьер Махатхир Мохамад увел свою администрацию из города, где доминировали этнические китайцы, в новую столицу, построенную в мусульманском стиле.

Причины переезда

Проекты, которые не закончились переносом столицы, не менее показательны. Так, в 1960-х годах некоторые французские интеллектуалы всерьез предлагали лишить столичных функций перенаселенный Париж. Появился даже проект строительства нового города под названием Ла-Рош-Гийон, в который предполагалось сослать правительство и депутатов.
В Англии одно время муссировалась идея переноса столицы в провинциальный Ньюкасл или еще куда-нибудь. В России еще десять лет назад вовсю обсуждали, куда перевести столицу из Москвы – в Санкт-Петербург, Владивосток, Нижний Новгород или вовсе разделить столичные функции между разными городами. Этим планам не суждено было сбыться – и во Франции, и в Англии, и в России решили пойти по пути расширения территорий старых столичных городов.