Не надо слов - Московская перспектива

Не надо слов

Не надо слов

Представители городских властей утверждают, что планируемые коррективы позволят повысить инвестиционную активность в Москве, не ухудшая при этом положения горожан. Между тем оппоненты предупреждают, что отмена слушаний лишит жителей последней возможности влиять на строительный процесс и защищать свои права.

Дойти до суда

По действующему московскому ГК органы исполнительной власти обязаны проводить публичные слушания по всем ключевым градостроительным документам: проектам генпланов и Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), проектам территориальных и отраслевых схем, связанных с развитием жилых территорий, природных и исторических зон, ГПЗУ, проектам планировки и межевания. Как сказано в документе, слушания направлены на создание в Москве благоприятной среды, а также согласование интересов жителей, властей и участников рынка.

Сейчас оповещение о проведении слушаний должно быть опубликовано в СМИ и интернете не позднее чем за семь дней до проведения экспозиции представляемого на обсуждение проекта. В период проведения слушаний каждый их участник имеет право вносить свои предложения, которые в обязательном порядке фиксируются в протоколе. Окружная или городская комиссия, принимающая окончательное решение по итогам слушаний, должна в своем заключении дать аргументированные выводы по поводу целесообразности поступивших замечаний.

Участники слушаний, недовольные их итогами, могут обратиться в вышестоящую комиссию, правительство Москвы и – в конечном итоге – в суд о признании результатов обсуждения недействительными. «В настоящее время публичные слушания для жителей являются способом влияния на строительный процесс, позволяют отменять волюнтаристские решения властей», – отмечает муниципальный депутат района Зюзино Наталья Чернышева.

Затяжные споры с жителями

Однако в последние годы при реализации масштабных городских программ и частных инвестпроектов публичные слушания зачастую выливались в затяжные споры с жителями. Наибольшее число конфликтных ситуаций было связано со строительством транспортных сооружений. К примеру, на слушаниях по проекту Северо-западной хорды, которая должна связать Ярославское и Сколковское шоссе, жильцы высказались категорически против расширения Большой Академической улицы, предложив пустить транзитные потоки по эстакаде над Малым кольцом Московской железной дороги, что привело бы к существенному удорожанию магистрали.

Далеко не всем обитателям Ясенева нравится проект строительства направленного съезда с МКАД, который должен ликвидировать пробку при подъезде к Бутову. «Из нашего зеленого района хотят сделать транзитный узел. Мы не готовы к появлению еще одной трассы», – возмущается жительница Ясенева Татьяна Зваржанова. Недовольство граждан вызвал проект продолжения Большой Марфинской улицы. По словам жителей, дорога пройдет мимо школы № 1494, и учащимся придется переходить проезжую часть.

Митингом, собравшим сотни участников, завершились слушания по проекту благоустройства Измайловского парка. Жильцам не понравилась идея разделить парк на несколько функциональных зон: заповедную, природно-историческую, прогулочно-экскур-

сионную и рекреационную. Большинство горожан высказались за сохранение лесного массива без благо-

устройства, «где можно кататься на велосипеде и спокойно гулять». Наконец, жители Юго-Запада просили руководство города отменить результаты слушаний по сооружению торгово-бытового центра на улице Теплый Стан, вл. 10, полагая, что он является объектом «точечной застройки».

Общественный рэкет

В горадминистрации считают, что позиция жителей далеко не всегда конструктивна. «Сказать, что практика публичных слушаний имеет большую эффективность, нельзя. Люди все специфические, мыслят локально», – заявил в одном из интервью главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. При этом наиболее острые ситуации, с точки зрения городских чиновников, становятся инструментом политической борьбы. «Давайте говорить откровенно. Иногда получается, что во время публичных слушаний ситуацию начинают политически использовать», – подчеркивает заместитель мэра по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин. «Половина всех обсуждений и протестов в Москве является своеобразной формой общественного рэкета», – вторит депутат столичного парламента Михаил Москвин-Тарханов.

В самом конце прошлого года Мосгордума приняла в первом чтении поправки в ГК, которые исключают из перечня документов, выносимых на публичные слушания, ГПЗУ и проекты территориальных и отраслевых схем. Наряду с этим предполагается сократить общие сроки, которые отводятся на ознакомление представителей общественности с проектом: сейчас муниципальные собрания получают планы застройки за месяц до объявления слушаний, согласно поп-равкам – в течение трех дней после публикации оповещения.

Поддержавшие законопроект депутаты от «Единой России» утверждают, что предлагаемые изменения избавят и власти, и жителей от избыточных согласований важных для города проектов. «Территориальные и отраслевые схемы представляют собой документ, который фактически является промежуточным между Генпланом и проектами планировки территорий. Аналогичная ситуация возникает в отношении ГПЗУ – это, по сути, выписка из ПЗЗ, которые уже прошли публичные слушания и в первом чтении внесены в Мосгордуму. Однажды мы их уже обсудили, а потом еще переобсуждаем. Зачем?» – объясняет позицию парламентского большинства господин Москвин-Тарханов.

По мнению депутата, отмена слушаний по ГПЗУ увеличит приток частных денег в столичную экономику и поможет преодолеть инвестиционный кризис. «Когда в 2008 году мы писали московский Градкодекс, был инвестиционный бум, поэтому мы могли настаивать на любых согласованиях. Сейчас инвестиционный кризис, и в этих условиях мы не можем ставить застройщика в затруднительное положение. Нам нужно делать крен вправо. Будет хорошая инвестиционная ситуация, сделаем крен влево», – рассуждает Михаил Москвин-Тарханов.

Против принятия поправок высказались депутаты от КПРФ. Руководитель фракции коммунистов Андрей Клычков отметил, что отказ от публичного обсуждения территориальных и отраслевых схем «откроет ворота для множества нарушений, в первую очередь в сфере экологии». «Левых» подержал целый ряд муниципальных депутатов, заявивших о необходимости сохранить в перечне подлежащих рассмотрению на слушания документов ГПЗУ. «Правила землепользования и застройки регламентируют, что в принципе можно строить на данной территории, а градплан земельного участка определяет основные параметры объектов, которые будут возводить здесь и сейчас», – возмущаются противники законопроекта.

Оппоненты предлагают оставить без изменения норму о предоставлении в муниципальные собрания проектов не менее чем за 30 дней до проведения слушаний, увеличить срок между публикацией оповещения о слушаниях и началом экспозиции с 7 дней до двух недель, а рассмотрение документов проводить по рабочим дням не ранее 19 часов, чтобы общественность и жильцы могли детально ознакомиться с планами застройки и не пропустили само обсуждение. В столичном парламенте «МП» пообещали рассмотреть все поступившие предложения на заседании комиссии по перспективному развитию и градостроительству, которое намечено на 18 января.