Светлый город у воды - Московская перспектива

Светлый город у воды

Светлый город у воды
Светлый город у воды
Какой видят Москву ближайшего будущего столичные архитекторы

Основная гордость главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова – программа архитектурных конкурсов, реализуемая в столице два последних года. По большинству этих конкурсных проектов, а их уже больше двух десятков, началась реальная работа, которой даже кризис не может помешать. О наиболее интересных проектах чиновники Москомархитектуры рассказали в ходе пресс-конференции «Внешний облик Москвы: реконструкция и развитие».

Связь с рекой

Крупнейший конкурс 2014 года был посвящен Москве-реке. «Разработка концепции продолжается и сейчас, потому что идея конкурса легла в основу концепции развития прилегающих территорий, набережных и вообще акватории Москвы-реки», – уточнил Сергей Кузнецов.
По его словам, сейчас специалисты выявляют территории, которые войдут в общий проект. Некоторые из них входят в различные городские программы – по линии департамента культуры, департамента ЖКХ и благоустройства и др., у некоторых участков есть частные инвесторы. Кроме того, на основании положений концепции будет благоустроено и большинство набережных. «Проект большой, долгосрочный, мы находимся в начальной фазе, но действуем очень планомерно. Детали общей идеи уже начинаем оформлять в документацию, необходимую для дальнейшей реализации», – отметил главный архитектор.
Он также рассказал, что в основе концепции развития прибрежных территорий, победившей на конкурсе (ее автор – архбюро «Проект Меганом»), лежит идея формирования на реке ряда центров или «порталов» – мест, где жители города видят реку, выходят к воде, садятся на водный транспорт, то есть входят в физическую и визуальную связь с водой. «Сейчас физического контакта с водой крайне мало. Из 200 км берегов Москвы-реки лишь 60 км благоустроены, к тому же они зачастую требуют доработки», – подчеркнул чиновник.

Лего-сборка

Другое направление работы Москомархитектуры, которому придается особое значение, – модернизация домостроительных комбинатов. Господин Кузнецов напомнил, что фактически вся территория города между ТТК и МКАД представляет собой так называемый «панельный бублик», сплошь застроенный продукцией ДСК. Ее недостатки понятны и известны всем.

«Мы сейчас активно взялись за модернизацию комбинатов, которые производят эту продукцию, – рассказал главный архитектор. – Причем идет модернизация не только оборудования, но и идеологии, на основе которой разрабатываются проекты... Идеология теперь следующая: завод делает не дом, который, будучи повторенным сто или тысячу раз, начинает навевать уныние, каким бы прекрасным он ни был. Завод делает детали для дома, из которых можно собрать бесконечное количество неповторяющихся домов. При этом все плюсы индустриального домостроения – скорость, всесезонность работ и стоимость квадратного метра – мы сохраняем».

На сегодняшний день уже разработаны и утверждены проекты новых сборных домов индустриального производства. Кроме того, были разработаны новые стандарты качества жилой застройки. По словам Сергея Кузнецова, они будут утверждены постановлением городского правительства до конца марта. «На основании этого постановления строительство жилья (в первую очередь индустриального), не соответствующего этим требованиям, в пределах города Москвы будет невозможно», – подчеркнул чиновник.

Большая работа ведется и над обликом массовых объектов социального назначения. «Они стали выглядеть принципиально иначе. Раньше было не принято обращать внимание на их внешний облик – они были одинаковые и довольно унылого вида», – напомнил Сергей Кузнецов. Теперь подход к проектированию «социалки» изменился радикально: каждое здание должно быть уникальным, интересным с архитектурной точки зрения, а зачастую и выступать архитектурной доминантой своего района. «Это касается детских садов, школ и даже гаражей, которые строятся по горзаказу, – отметил чиновник. – Счет готовых объектов уже идет на десятки, причем облик не влияет на их стоимость – это просто работа с архитекторами, и на уровне интеллектуальных решений посредством их оптимизации мы приходим к таким интересным вещам».

Одним светом

Заместитель председателя Москомархитектуры по вопросам благоустройства города Татьяна Гук, которая курирует формирование архитектурно-художественной среды, рассказала о направлениях, которые наиболее активно развивались в течение последнего времени. По ее словам, большое внимание сейчас уделяется работе по созданию световой среды города. «Перечислить весь ее объем, который реализован за последние три-четыре года, невозможно – это многие вылетные магистрали и отдельные объекты. Москомархитектура рассматривает вместе с проектировщиками на худсовете и отрабатывает световые модели пространства. В этом году мы опубликуем эталон проектной документации, которую необходимо будет предоставлять в Москомархитектуру», – отметила Татьяна Гук.

По ее словам, в разработке образца документации приняли участие более 10 проектных организаций, которые имеют опыт в формировании световой среды. «Наша задача – сформировать доступный документ, которым все могут пользоваться. Там, где мы не задаем жесткие административные требования, мы можем создать некие требования к формированию среды», – под-

черкнула госпожа Гук. Причем правила и требования по развитию городской среды разрабатываются для различных направлений, в том числе размещения информационных конструкций, оформления вылетных магистралей, обустройства сезонных кафе. Все материалы выложены в свободном доступе на сайте Москомархитектуры в разделе «Для специалистов». При оформлении объектов их владельцам достаточно изучить эти документы и следовать рекомендациям. Специально согласовывать каждый проект с Москомархитектурой теперь не нужно. «Мы идем по пути контроля соблюдения требований, а не по пути получения бесконечных разрешений», – подчеркнула она.

Не только велодорожки

Отвечая на вопросы журналистов, Татьяна Гук также сообщила, что в Москомархитектуре сейчас рассматривается единая схема размещения велодорожек: «Департамент транспорта подготовил предложения по увязыванию велодорожек в единую транспортную сеть. Помимо самой сети коллеги предложили очень хорошие технические решения в части организации движения в местах, где велодорожки пересекают пешеходные пути, остановки общественного транспорта».

Сергей Кузнецов при этом напомнил, что в Москве возникает немало проблем с велосипедным движением, например, из-за климата: «Нужно четко определить, сколько времени в году велодорожки реально будут востребованы. Также важно понимать, какое максимальное расстояние смогут преодолевать люди на велосипеде. Есть объективные вещи, которые нужно четко определить, прежде чем начать активно реализовывать программу».

Главный архитектор также рассказал о том, что в городе сейчас ведется работа по завершению долгостроев: почти закончено строительство башни на пересечении Садового кольца с Краснопролетарской улицей, активно достраиваются высотки ММДЦ «Москва-Сити». При этом Сергей Кузнецов отметил, что сейчас наиболее перспективные для развития города территории – это участки к западу от Делового центра, так называемый «Большой Сити». Вместе с историческим центром и новым районом на месте бывшего ЗИЛа эти территории должны стать равноправными центрами обновленной Москвы.