Операция «Навигация»

Операция «Навигация»

Операция «Навигация»

Один из самых часто обсуждаемых в интернет-сообществе metro.ru вопрос – «карточный». Год назад блогеры стали замечать, что из вагонов начали стремительно исчезать привычные наклейки со схемой. В ответ на многочисленные недовольные сигналы дирекция метрополитена сообщала, что неудобства временные – в связи с активным строительством и развитием подземки старая схема нуждается в корректировке. И действительно, в сентябре появилась новая карта, выполненная компанией «Автоселл», победившей в конкурсе на право размещения рекламы. Общая сумма договора составила почти 1,6 млрд рублей. Причем карта создавалась как бы в нагрузку к праву размещать в подземке плакаты и билборды. Новая метронавигация вызвала шквал гневных откликов и от пассажиров, и от профессионалов.

– Там было больше десятка «косяков», – рассказывает дизайнер Константин Коновалов. – Исчезли аэропорты и вокзалы. Зато зачем-то появились перехватывающие парковки. Их значки не были выровнены с названиями станций, возле которых они базировались, это дезориентировало пассажиров. Неправильная транскрипция названий на латинице. Дизайнерские ошибки, которые режут глаз, например, названия станций набраны разными шрифтами.

Многие жаловались на то, что карта окончательно потеряла связь с реальностью. Раньше соблюдались хоть какие-то пропорции, по которым можно было приблизительно понять, что дальше от центра – Бутовская ветка или «Юго-Западная». Если верить масштабам новой версии, от «Кропоткинской» до «Третьяковской» столько же, сколько от «Китай-города» до «Лубянки».

Департамент транспорта ошибки признал. И по предложению фонда «Городские проекты», учрежденного блогером Ильей Варламовым и депутатом муниципального собрания Щукина Максимом Кацем, в ноябре объявили открытый конкурс. Награда победителю – право размещения на схеме своего логотипа.

– Всего на конкурс прислали 35 заявок, – пояснил «Московской перспективе» советник руководителя департамента транспорта Андрей Митяев. – В том числе из Франции и Нидерландов. Был даже рисунок от девятилетнего мальчика. Выбирать было сложно, так как сильных работ много.

По решению комиссии в финал вышли три проекта: два дизайн-центра РИА-Новости (авторы Илья Бирман и Антон Мизинов) и вариант студии Артемия Лебедева.

В проекте Антона Мизинова есть алфавитный список всех станций с цветовыми и буквенно-цифровыми индексами для быстрого поиска. В карте Артемия Лебедева даются основные автомобильные дороги. В варианте Бирмана применены новаторские подходы. Один из крупнейших пересадочных узлов со станциями «Арбатская», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая», «Александровский сад» называется просто «Кремль». У конкурсной комиссии и к победителям нашлись претензии.

– Самой распространенной ошибкой стало отсутствие латинских транскрипций в названиях станций, в некоторых работах не хватало даже линий, – говорит член жюри блогер Илья Варламов. – Мы решили немного изменить первоначальные планы и дать участникам возможность доработать свои схемы. Окончательные варианты работ будут обнародованы в день начала голосования на сайте dt.mos.ru/metro.

Голосование продлится до 31 января и будет проходить в форме СМС. Такой способ выбран для того, чтобы максимально избежать «накруток». Также в департаменте транспорта просят интернет-пользователей оставлять отзывы в соцсетях и блогах.

– Нам важен срез мнений, как люди относятся к предложенным в рамках конкурса новшествам, – объясняет Андрей Митяев. – Например, в финальных вариантах использована нумерация линий на станциях пересадок, указание автобусных маршрутов. Все комментарии будут учтены.

КСТАТИ

«Партизаны» борются с топографическим кретинизмом

Активисты движения «Партизанинг», которые борются за улучшение городской среды, не участвовали в конкурсе, так как принципиально отказываются сотрудничать с чиновниками. Но и они придумали версию метрокарты и даже начали тайно развешивать ее в вагонах. «Партизанская» схема метрополитена практически наложена на географическую карту Москвы. На сайте движения поясняется, что идея разработчиков – борьба с топографическим кретинизмом москвичей и гостей города. Люди, посмотрев на реальную карту, тут же могут понять, насколько близко находятся друг от друга некоторые районы и что добраться туда бывает удобнее на наземном транспорте. Также в «партизанском» варианте исчезли строящиеся станции и названия остановок монорельса (чтобы не «замусоривать» схему и не путать приезжих). Новая станция «Алма-Атинская», как требуют жители района, переименована на схеме в «Братеево». Заодно рядом с картой «партизаны» разместили наклейки с «новыми правилами», адресованными в первую очередь не пассажирам, а руководству метрополитена и чиновникам. Например, в метро запрещено делать плохую навигацию, кричать на пассажиров, воровать бюджетные деньги, рекламировать автомобили. Разрешается давать справки, чувствовать себя как дома и тому подобное.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Илья Рудерман, арт-директор РИА-Новости

– Основные проблемы схемы метро – типографическая замусоренность. Обилие прописных букв и большое количество пересечений названий станций с ветками многократно усложняют восприятие. Нередки топологические неточности, нечитабельность. А также недостаток ориентиров, которые бы связали подземное пространство с надземным, – наземный транспорт, река, парки, достопримечательности. В предложенных вариантах мы уделили большое внимание дополнительным уровням информации: парковкам, станциям с лифтами для маломобильных граждан, наземному транспорту, железнодорожным вокзалам, транспорту до аэропортов, достопримечательностям. Модульная сетка и соразмерные ей пиктограммы позволяют сильно обогатить схему, не замусоривая ее. Главное конструктивное решение – отказ от использования формы круга в Кольцевой линии. Развитые города (Лондон, Берлин, Нью-Йорк) уже давно пошли по этому пути. Все станции пересадочных узлов расположены корректно относительно друг друга. Большое внимание уделено подписям: ни одно название не пересекается с ветками метро. Обычные станции и пересадочные имеют разный внешний вид, так как представляют, по-моему мнению, разные информационные уровни.

Александр Чекмарёв, эксперт по общественному транспорту Московского центра борьбы с пробками

– Мне бы хотелось, чтобы новая схема метрополитена была функциональной, объединяла весь городской транспорт в единое целое. Местоположение станций метро на карте должно соответствовать реальному, ведь для многих схема метро – это способ ориентироваться в столице. На схемах метро в вагонах нужно обозначить все железнодорожные вокзалы, выходы к крупным автовокзалам, а также вернуть аэроэкспрессы. Также нужно следить за ошибками. В действующем варианте схемы, например, ближайшая к метро «ВДНХ» станция монорельса значится как «Улица Эйзенштейна», тогда как на самом деле ближе всего станция «Выставочный центр».

Антон Буслов, сопредседатель общественной организации «Город и транспорт»

– Карты метро должны отличаться в зависимости от места их размещения. В вагоне поезда человеку нужно знать, как быстрее добраться до другой станции, а перехватывающие парковки, например, только отвлекают. Наверху пригодились бы данные о том, какие электрички ходят рядом.

Теги: #