Новостройки пошли в рост

Новостройки пошли в рост

В начале прошлого года московских строителей упрекали за невыполнение городских социальных программ. И жилья, и других объектов соцкультбыта по итогам 2011 года в Москве было построено меньше, чем намечалось. В частности, вместо 2,5 млн кв. метров квартир в эксплуатацию удалось ввести только 2 млн кв. метров, причем план по объектам горзаказа оказался выполнен на 85%. Строители жаловались на недобросовестных подрядчиков и обещали решить проблему за счет передачи большей части бюджетных строек КП «Управление гражданского строительства», действующему на основе 223-ФЗ.

Расчеты чиновников оправдались. За счет горбюджета было построено 530 тыс. кв. м жилья, 76 детсадов на 10 775 мест, 9 школ, 1 блок начальных классов, 1 колледж, 1 детский дом и 16 объектов здравоохранения.

«В 2012 году, несмотря на то что значительная часть средств Адресной инвестиционной программы была направлена на улучшение дорожно-транспортной ситуации, нам удалось сбалансировать программу так, чтобы справиться со всеми социальными обязательствами, которые город на себя взял», – говорит глава стройкомплекса Марат Хуснуллин.

При этом через КП «Управление гражданского строительства» было введено 30 детских садов на 4480 мест и 25 жилых корпусов общей площадью более 307 тыс. кв. метров. «Размещение государственных заказов с помощью механизма 223-ФЗ доказало свою эффективность, – комментирует глава департамента строительства Андрей Бочкарёв. – Мы хотели бы максимально увеличить объемы строительства бюджетного жилья и дошкольных учреждений через Управление гражданского строительства и приблизить долю таких объектов к 100%».

По детским садам показатели прошлого года оказались перекрыты более чем в четыре раза, по объектам здравоохранения – в два раза, по образовательным учреждениям – в полтора раза. А вот жилья по горзаказу в 2012 году построили меньше, чем в 2011-м (530 тыс. кв. метров против 574 тыс. кв. метров), и меньше, чем это предусмотрено госпрограммой «Жилище» (760 тыс. кв. метров). Однако с задачами, поставленными горадминистрацией (сдали столько, сколько заложено в АИП), строители справились.

По данным стройкомплекса, общий объем жилищного строительства в минувшем году достиг 2,572 млн кв. метров. Из них 425,5 тыс. кв. метров Москве принесли присоединенные территории. Но даже если вычесть эти объемы, превышение все равно сохранится: было 2 млн кв. метров, а стало – 2,146 млн кв. метров. «Получается, что на рынок выходит примерно такое же количество жилья, как до кризиса, и дефицита, которым пугали многие эксперты, не возникло», – отмечает руководитель аналитического центра IRN.ru Олег Репченко. Свои выводы эксперт аргументирует тем, что раньше почти половина из вводимых 4,5–5 млн кв. метров уходила на городские жилищные программы. В частности, в 2008 году департамент жилищной политики получил для очередников и переселенцев из пятиэтажек 2,3 млн кв. метров квартир. Возвращаться к докризисным масштабам стройкомплекс, по словам господина Хуснуллина, не планирует: в ближайшие несколько лет объем жилой застройки в пределах старых границ Москвы сохранится на уровне 2,5 млн кв. метров.

Всего в 2012 году в столице было построено 7,6 млн кв. метров недвижимости (в 2011 году этот показатель составил 6,9 млн кв. метров). При этом объемы строительства административных зданий выросли, а торговых площадей, напротив, снизились более чем в два раза. Гостиниц, по данным стройкомплекса, введено восемь.

Однако основным предметом гордости столичных властей второй год подряд остаются объекты дорожно-транспортной инфраструктуры. «Годовая программа по строительству метро выполнена полностью, а экономия бюджетных средств по объектам составила от 8 до 22%», – подчеркивает Марат Хуснуллин. В рамках развития существующих линий метрополитена было построено 8,4 км путей, введены в эксплуатацию станции «Новокосино» Калининской линии, «Алма-Атинская» Замоскворецкой линии и «Пятницкое шоссе» Арбатско-Покровской линии. Построен второй вестибюль станции «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии и реконструировано электродепо «Печатники», где появился новый отстойно-ремонтный корпус.

По дорожным объектам ситуация в целом сопоставима с показателями 2011 года. Тогда было построено 78 км, из которых 56 км составляли участки магистральных дорог с большим количеством сложных инженерно-технических сооружений, т.е. эстакад, съездов и тоннелей. Сейчас – 71,1 км и 60,5 км соответственно. «Важно отметить, что работы на ряде объектов были завершены раньше плановых сроков», – констатирует Марат Хуснуллин. И по метро, и по дорогам строителям в ближайшее время предстоит сделать невозможное. Ввод новых линий уже в текущем году должен составить 14,5 км, т.е. вдвое больше, чем в 2012 году, и вчетверо превысить показатели 2011 года. В области дорожного строительства мэр Сергей Собянин пообещал премьер-министру РФ Дмитрий Медведеву совершить прорыв и выйти на 140 км в 2014 году.

Еще одной приоритетной задачей станет реконструкция инфраструктуры Московского железнодорожного узла. «В течение года мы должны не только выполнить программу по метро, вылетным магистралям и улично-дорожной сети, но и сдать объемы по объектам железнодорожной инфраструктуры», – отмечает глава стройкомплекса. По его мнению, это самое сложное направление, так как помимо горадминистрации в процессе участвуют ОАО «РЖД», Московская область и Минтранс, а многие вопросы требуют согласования на различных уровнях. Москва с выполнением своих обязательств затягивать не собирается. Уже в ближайшую среду депутаты Мосгордумы рассмотрят поправки в бюджет 2013–2015 годов, согласно которым на развитие железных дорог будет направлено 17,5 млрд рублей.