В «Арбатских» и «Смоленских» легко заблудиться

В «Арбатских» и «Смоленских» легко заблудиться

В «Арбатских» и «Смоленских» легко заблудиться
В «Арбатских»  и «Смоленских» легко заблудиться
Москвичи предлагают переименовать дублирующие станции метро

На сайте «Российская общественная инициатива» начался сбор голосов за переименование дублирующих станций метро «Арбатская» и «Смоленская». Авторы инициативы считают, что пассажиры часто путают одноименные станции, между которыми нет пересадок, и это вызывает неудобства. Если петиция наберет 100 тысяч голосов, ее по закону обязаны рассмотреть городские власти. Голосование продлится до февраля 2016 года.

Две «Арбатские» и две «Смоленские» на параллельных линиях – источник путаницы уже на протяжении более чем полувека. Ее первопричиной стало решение о строительстве первой линии метро с «раздвоением». От станции «Охотный Ряд» поезда в 1935 году поочередно шли к «Парку культуры имени Горького» и к «Смоленской». Эта «вилка» просуществовала недолго, к тому же при ее эксплуатации возникли проблемы. Еще до войны участок в сторону «Киевской» отсоединили от Сокольнического радиуса и продлили образовавшуюся новую линию на восток до «Курской» (новые станции имели более глубокое заложение).

Во время войны в перегон близ «Арбатской» попала немецкая бомба, были серьезные разрушения и жертвы. Линию быстро восстановили, но строить послевоенное метро стали только на большой глубине – чтобы в случае необходимости подземные станции можно было превратить в бомбоубежища, штабы или госпитали. Исследователи предполагают, что существовало личное распоряжение Сталина на этот счет. Отрезок от «Улицы Коминтерна» (ныне «Александровский сад») до «Киевской» не вписывался в концепцию безопасного метро, принятую в период «холодной войны». И в конце 40-х – начале 50-х годов эта линия была продублирована новой, гораздо более глубокой. Как рассказывает автор книги «Сталинское метро» историк Александр Зиновьев, проектирование линии велось в атмосфере секретности, архитекторы до последнего момента не знали, где будут находиться создаваемые ими станции. Эти подземные дворцы воплотили национальный имперский пафос, стали художественным памятником русскому оружию и увековечили славянское братство. Так, «Арбатская» пронизана мотивами архитектуры нарышкинского барокко, в оформлении «Киевской» использованы традиционные украинские орнаменты.

После открытия в апреле 1953-го глубокого участка «Площадь Революции» – «Киевская» четыре довоенные станции с перегонами между ними закрыли для пассажиров. В течение нескольких лет тоннели использовались как вагонные депо, на станциях оборудовали склады, а в аванзалах проходили выставки.

При Н.С. Хрущеве концепция развития метрополитена изменилась. Властям показалось нерациональным, что часть подземных объектов простаивает. Появился проект западного радиуса метро, целиком проходящего по поверхности земли. Тогда считалось, что это позволит сэкономить на строительстве тоннелей. В итоге к новому Филевскому радиусу присоединили четыре станции, давно стоявшие без дела (равно как и первый в городе метромост между Смоленской и Дорогомиловской набережными), и в 1958 году по нему открылось пассажирские движение. Ситуация сложилась странная и курьезная: большинство районов тогдашней Москвы остро нуждались в метрополитене, а близ Арбата существовали почему-то две параллельные линии, часть станций на которых не имели между собой пересадок.

Путаница усугублялась тем, что Филевская и Арбатско-Покровская линии обозначались на схемах похожими цветами – голубым и синим. Появление двойников привело к многочисленным ошибкам. Кажется, нет такого москвича, который хоть раз в жизни не перепутал бы эти станции. Для приезжих этот участок и вовсе представляет собой неразрешимую загадку. «Арбатская» и «Смоленская» давно стали излюбленными мишенями городских острословов: мол, в Москве заблудиться в четырех станциях проще, чем в трех соснах.

Шутки шутками, а четверть века назад уже предпринималась попытка переименования станций. В годы «перестройки» московские историки предложили назвать «Арбатскую» Арбатско-Покровской линии «Воздвиженкой», а «Смоленскую» Филевского радиуса – «Новинской». Однако у членов Топонимической комиссии эта инициатива не нашла поддержки. Авторы нынешней петиции в интернете убеждены, что ситуация с двойниками абсурдна, она серьезно усложняет жизнь пассажирам. Конечно, переименовать по одной из станций каждой пары было бы разумно и логично. Но менять исторические названия, существующие на карте Москвы уже 80 лет, непросто. Пока краеведы, городские власти и транспортники ищут выход, пассажирская путаница на двух «Арбатских» и двух «Смоленских» продолжается.

Теги: #