Бизнес выгонят из дома - Московская перспектива

Бизнес выгонят из дома

Бизнес выгонят из дома

«В ближайшее время мы примем решение о проведении эксперимента – создадим на базе наших ДЕЗов учреждение, которое будет обслуживать и дома, и территории вокруг них», – приводит слова мэра Интерфакс.

Во время инспекционной поездки коммунальщики пожаловались мэру на смежников: мол, дворникам часто приходится несколько раз чистить один и тот же участок, потому что уборщики на крышах сбрасывают снег, не согласовывая свои действия с теми, кто работает внизу. «Дело в том, что работают несколько подрядчиков: один на кровлях, второй возле подъездов, третий убирает возле домов, четвертый – на дорогах, а пятый – на спортивных площадках. Это совсем плохая схема, сложившаяся в Москве за многие годы. Мне кажется, ее надо менять», – пояснил мэр.

По мнению мэра Москвы Сергея Собянина, подряд лучше отдавать организации, которая «была бы нашим государственным предприятием или учреждением».

По сути, в предложении мэра содержится две новации. Первая – объединить в одних руках содержание домов и придомовых территорий. Такая система существовала в Москве раньше.

– Но потом создали ГУИСы, дали им бюджет и возложили обязанности по уборке придомовых территорий, – напоминает председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин. – Сегодня земля в руках города, тогда как дома обслуживают другие организации. Прежний порядок действительно следует вернуть.

Земля не должна оставаться в руках города вечно. По закону вся городская территория должна быть размежевана, придомовая территория – оформлена как принадлежность жилого дома. Но с этим город не торопится, за редкими исключениями (элитные жилкомплексы) придомовая территория остается в собственности города. Содержание этой собственности – его забота. Тогда как дома в соответствии с Жилищным кодексом обслуживаются организациями, выбранными управляющей компанией, – будь то ТСЖ, или ЖСК, или наемный менеджмент, или общим собранием собственников. Вторая новация как раз относится к обслуживанию многоквартирных домов.

– Есть несколько крупных частных компаний, обслуживающих жилфонд, например, в районах Выхино–Жулебино, Басманном, а есть мелкие, – комментирует председатель Комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Торгово-промышленной палаты России Андрей Широков. – Но в сумме они составляют в лучшем случае 10–15 процентов. Остальное – ДЕЗы. Городу проще руководить в режиме ручного управления.

– Сейчас стало модно говорить о госконтроле. А здесь такая сфера – чувствительная, электоральная, – поддерживает коллегу Константин Крохин. – Однако данное предложение противоречит основным направлениями реформы. Она предусматривает уход государства от прямого управления жилищно-коммунальным хозяйством, демонополизацию услуг. Государству остается общее регулирование сферы ЖКХ, коммунальные сети. В Жилищном кодексе и в других законах закреплен порядок участия жителей в управлении многоквартирным домом и их права. Без их участия и согласия нельзя менять форму управления, расторгнуть существующие договоры.

Впрочем, господин Крохин видит и положительную сторону инициативы.

– Если речь пойдет о создании централизованной городской компании, то она будет иметь право на существование при соблюдении как минимум двух условий, – говорит он. – Во-первых, ей необходимы в достаточном количестве средства малой механизации – без этого нельзя говорить о качественной уборке дворов. Такой техники в Москве мало, значит, кто-то должен финансировать ее покупку. Во-вторых, нужны кадры. Мигрантов стало меньше, работать некому. Сами горожане отстраненно относятся к этим вещам. На днях глава управы района Северное Бутово призвал жителей выйти на улицы помочь дворникам – откликнулись всего 20 человек. Если удастся решить эти две задачи, то создание централизованной службы можно было бы приветствовать, хотя и возникает подозрение в попытке передела рынка.

С другой стороны, централизация скорее усложняет работы по содержанию домов и дворовых территорий. Несколько лет назад строительная компания «МИРАКС» пролоббировала распоряжение правительства о передаче ей в районе Тропарево-Никулино 12 муниципальных домов. Мол, грамотные управленцы возьмут на обслуживание муниципальные дома и предоставят услугу на европейском уровне. Шесть домов согласилось. Компания потратила миллионы на рекламу, одела дворников и сантехников в новую форму, но ничего не получилось. А потом и МИРАКС исчез. «Проблема в отсутствии управленческой культуры и компетентности, – утверждает Константин Крохин. – Даже ДЕЗы, где есть специалисты и люди с большим опытом, не всегда справляются. В Москве 125 районов, в каждом в среднем по пять кварталов. У всех своя специфика – демографическая, планировочная, социальная. Разный жилфонд, дорожная сеть. Малый частный бизнес лучше, чем крупные структуры, делал бы эту работу. Весь цивилизованный мир так живет, не нужно изобретать велосипед».

Опрошенные «Московской перспективой» эксперты сходятся в главном: город должен стимулировать развитие частного сектора в сфере ЖКХ и отказаться от ее дотирования.

– Бюджет субсидирует эксплуатирующие организации из расчета 12 рублей за кв. метр общей площади жилых помещений – по этой статье в год тратится около 70 млрд рублей. Ни в одном регионе не субсидируют поставщиков услуг жилищного управления, даже если они принадлежат городу. По бюджетному законодательству субсидию нужно выплачивать напрямую получателю господдержки – пенсионеру, многодетной матери.

Субсидируя ЖКХ, государство имеет моральное право вмешиваться в то, как расходуются его деньги. Если качество работы его не устраивает, оно пытается усилить свое влияние. Даже в ущерб провозглашенной реформе ЖКХ, стержень которой – замещение бизнесом государственной монополии.